Автор: Семянникова Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НОУ гимназия "Альтернатива"
Населённый пункт: г.Елец Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Современный воспитатель"
Раздел: начальное образование
Семянникова Галина Анатольевна
НОУ гимназия «Альтернатива»
Воспитатель
Г.Елец Липецкая область
Статья "Современный воспитатель"
Приводя, ребенка из дома в детский сад родители хотят видеть «
идеального», воспитателя, а педагог в свою очередь хотел бы видеть
идеальных родителей.
Какой же он, идеальный воспитатель?
Вот и давайте выясним, кто он, тот идеальный воспитатель и существует
ли вообще. Как вы думаете, каким должен быть идеальный воспитатель?
В первую очередь воспитатель должен иметь высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование по направлению
подготовки «Дошкольное образование и педагогика», либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование
и дополнительное профессиональное образование по направлению
подготовки «Дошкольное образование и педагогика».
Воспитатель в своей педагогической деятельности должен знать, и
руководствоваться следующими документами:
Трудовым кодексом РФ, Законами РФ и своего края;
Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка МБДОУ и
другими локальными актами учреждения;
Правилами внутреннего распорядка воспитанников МБДОУ
Конвенцией о правах ребенка;
Основной общеобразовательной программой «ООП» и
дополнительными образовательными программами.
Приказами, распоряжениями заведующего и вышестоящих органов
образования, нормативно-методическими документами Правительства
РФ;
Трудовым договором и настоящей должностной инструкцией.
Основными положениями Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации»,
Воспитатель должен быть:
- опрятным;
- доброжелательным;
- сдержанным.
Воспитатель должен знать:
- педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
- психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей;
- методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;
- педагогическую этику;
- теорию и методику воспитательной работы, организации свободного
времени воспитанников;
- методы управления образовательными системами;
- современные педагогические технологии.
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с
воспитанниками разного возраста, их родителями, коллегами по работе;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения;
- основы экологии;
- трудовое законодательство;
- основы работы на профессиональном компьютере.
- правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
А также воспитатель должен знать и обязан выполнять «Инструкции по
организации охраны жизни и здоровья детей в детском саду и школе,
программы воспитания и обучения дошкольников, соблюдать правила и
нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной
безопасности, санитарно-гигиенические нормы и требования.
Кроме этого:
1 Воспитатель должен, уметь находить общий язык с детьми. Уметь понимать
потребности, интересы и проблемы ребенка.
2 Воспитатель, это человек, который должен хотеть и уметь заботиться о
ребенке. Занятые полезным делом дети – это дело рук хорошего
воспитателя.
3. Это должен быть специалист, владеющий разными методиками воспитания
и образования. Это те люди, которые в большей степени занимаются
подготовкой ребенка к школе.
4 Достаточно, немаловажный аспект, такой как общение с родителями.
Воспитатель должен общаться с родителями, прислушиваться к их мнению,
находить разрешение конфликтам.
Воспитатель – это ответственная и сложная профессия. Здесь много
требований и от родителей в том числе.
Для того чтобы выстроить качественную работу с семьями воспитанников
необходимо завоевать их уважение, доверие, расположить родителей к себе.
Говоря иными словами стать авторитетным педагогом в их глазах.
Завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на
детей и родителей, важнейшее средство и решающее условие эффективности
педагогической деятельности.
Авторитет воспитателя – это сложный феномен, который качественно
характеризует систему отношений к педагогу. Отношения родителей к
авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены.
И чем выше этот авторитет педагога, тем справедливее кажутся его
требования, замечания, тем весомее каждое его слово.
Авторитет можно разделить на следующие виды:
профессиональный авторитет.
(компетентность в своей сфере деятельности, знание технологий и
методов обучения);
личностный авторитет.
(личные качества педагога);
социальный авторитет.
(социальная значимость профессии, ее престиж, профессиональные
стереотипы);
Специфика авторитета педагога раскрывается через его профессиональный и
личностный компонент. Педагог является источником информации для
ребенка и родителей в процессе взаимозначимой деятельности, т.е. имеет
информативную ценность, обладает привлекательными для воспитанника и
родителя ценностными ориентациями, служащими основанием ценностного
обмена между ними в системе взаимоотношений.
Педагог, не проявляющий во взаимоотношениях с воспитанниками
педагогического такта, не может пользоваться авторитетом, как у детей, так и
у родителей.
Так, что же такое такт?
Такт - от латинского прикосновение осязание – это чувство меры,
дипломатичность, умение держать себя подобающим образом.
Требовательность, чуткость, справедливость и честность педагога в
отношении к детям в том – то и состоят, что он должен и обязан одинаково
относиться ко всем и своей наблюдательностью и “педагогическим чутьём”
улавливать всякие изменения в поведении детей, проявлять педагогический
такт. В педагогическом такте переплетаются лучшие качества воспитателя.
Авторитетные воспитатели, как правило, обладают педагогическим тактом –
(чутки, отзывчивы, требовательны к детям, творчески решают
педагогические вопросы, инициативно, находчивы, сообразительны, имеют
самообладание и терпение. Во взаимоотношениях с воспитанниками и их
родителями не допускают грубости и не применяют антипедагогических мер
воздействия, обладают навыками и привычками культурного поведения. В
совершенстве знают свой учебный предмет и методику преподавания. Имеют
высокий нравственный облик).
Можно сделать вывод, что авторитет педагога это важнейшее средство, как в
воспитательном процессе, так и во взаимоотношении с родителями.
Авторитет воспитателя – особая профессиональная позиция, определяющая
влияние на родителей, дающая право принимать решение, выражать оценку,
давать советы. Подлинный авторитет воспитателя опирается не на
должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и
профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с
воспитанниками, и их родителями способность к открытому общению, его
стремление к постоянному совершенствованию, проявление
эрудированности, компетентности, справедливости и доброты. У педагога,
обладающего педагогическим тактом, к минимуму сведены возникновения
проблемных ситуаций, что благотворно влияет на взаимодействие
воспитателя с родителями.
Демократический стиль сотрудничества - проявление уважения и доверия,
налаживание эмоционального взаимодействия с ребёнком.
Демократический стиль сотрудничества - проявление уважения и доверия,
налаживание эмоционального взаимодействия с ребёнком.