Автор: Одинцова Лера Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 14 "Родничок" общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Новодвинск, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование мнемотаблиц при развитии речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Использование мнемотаблиц
при развитии речи детей дошкольного возраста.
В современном мире актуальным является вопрос речевого развития детей.
Дошкольный возраст - самый благоприятный для закладывания основ грамотной,
чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. В работе
по речевому развитию дошкольников широко используются методы наглядного
моделирования. Одним их таких является мнемотехника.
Мнемотехника,
в переводе
с греческого —
«искусство
запоминания».
В
педагогике
ее
называют
по-разному:
Воробьева
В.К.
называет
эту
методику сенсорно-графическими схемами, Т к а ч е н к о
Т . А .
- предметно-
схематическими моделями,
Гл у хо в
В . П .
– блоками-квадратами,
Большева
Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.
Мнемотаблица –
это
схема,
в
которую
заложена
определённая
информация.
В
качестве
символов-заместителей используются: предметные
картинки, силуэтные изображения, геометрические
фигуры.
Мнемотехника - это совокупность правил и
приемов,
облегчающих
процесс
запоминания
информации.
Она
помогает
развивать: ассоциативное мышление; зрительные и слуховые память и внимание;
воображение.
У
дошкольников
память
носит
непроизвольный
характер,
т.е.
лучше
запоминаются
предметы,
события,
явления.
Мнемотехника
является
эффективным средством при запоминании и воспроизведении информации и при
обучении
и
развитии
связной
речи
дошкольников.
Данные
схемы
служат
своеобразным
зрительным
планом
для
создания
монологов,
помогают
детям
выстраивать
последовательность
рассказа,
его
лексико-грамматическую
наполняемость.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание
придумывается
картинка
(изображение);
таким
образом,
все
стихотворение
зарисовывается
схематически.
После
этого
ребенок
по
памяти,
используя
графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном
этапе взрослый предлагает готовуюплан - схему, а по мере обучения ребенок
также активно включается в процесс создания своей схемы.
Также
мнемот аблицы
а к т у а л ь н о
использовать при обучении детей составлению
рассказов.
Впервые
Людмила
Николаевна
Е ф и м е н ко в а
п р е д л о ж и л а
в
р а б о т е
«Формирование речи у дошкольников» схему
составления описательного рассказа.
Глядя
на
схемы-рисунки,
ребёнок
легко
воспроизводит
текстовую
информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом.
Описание игрушки:
Что
это?/Цвет/
Форма/
Величина,
(большой
-
маленький,
высокий
–
низкий,
длинный - короткий, широкий – узкий и др.) /
Материал
(фольга,
пластмасса,
пленка
под
дерево,
мех)
/ Части
игрушки
/
Действия
с игрушкой.
Использовать
мнемотехнический
метод
можно
в различных
видах
деятельности.
Действуя
с моделями,
дети
придумывают
необыкновенные,
волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их. Дети
учатся нестандартно мыслить, создают собственные творения, развивают свою
фантазию и речь.
Мнемотаблицы
можно
использовать
при
работе
с
детьми
с
младшего
возраста.
Представляем
вам
опыт
практической
деятельности
на
примере
разучивания некоторых стихотворений .
В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.
Работу
по
разучиванию
стихотворения
можно
разделить
на
несколько
этапов.
1. Взрослый выразительно читает стихотворение и сообщает, что это
стихотворение они будут учить наизусть с помощью мнемотаблицы.
2. Воспитатель задает
детям вопросы по содержанию стихотворения,
помогая им уяснить основную мысль.
3.
Взрослый
выясняет,
какие
слова
непонятны
детям,
объясняет
их
значение.
4. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения, указывая
на эпизод мнемотаблицы. Дети повторяют строчку.
5. Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Также
мы
разучивали
с
детьми
стихотворение
«Зайчики».
Для
этого
использовали следующую мнемотаблицу:
Жили – были зайчики на лесной опушке.
Жили – были зайчики в беленькой избушке.
Мыли свои ушки, мыли свои лапочки.
Наряжались зайчики, надевали тапочки.
Таким образом мы разучиваем с детьми все
стихотворения.
Опыт
практической
работы
показывает, что использование опорных рисунков
для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в
игру. Дети быстрее запоминают строчки стихотворения и легче вспоминают их.
У
детей
развивается потребность
в
новых
знаниях,
впечатлениях
и
ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка.
Б о л ь ш и м
ш а г о м
в п е р ё д
является развитие способности
выстраивать
у м о з а к л ю ч е н и я ,
п р о д о л ж а е т
активно р а з в и в а т ь с я
ф а н т а з и р о в а н и е.
Грамотное
использование
взрослыми
этих
возможностей
ребёнка
будет
способствовать
его познавательному развитию.