Автор: Иванова Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Нагольненская СШ
Населённый пункт: Волгоградская область Котельниковский район хутор Нагольный
Наименование материала: эссе
Тема: Размышления о профессии.
Раздел: среднее образование
Размышления о профессии.
С тех самых незапамятных времен, когда на Земле появился человек
как разумное существо, появилось и понятие «учитель». Весь опыт, все
знания и достижения наши неразрывно связаны с этим понятием. Человек
рождается, и вместе с ним рождается его потребность познания того мира, в
который он пришел, его желание позиционировать себя в этом мире, усвоить
информацию,
опыт,
навыки,
которыми
владели
поколения,
пришедшие
раньше него.
Безусловно, нашими первыми учителями в жизни являются
родители. Именно они закладывают в нас азы той информации, которая в
дальнейшем будет сопровождать нас на нашем жизненном пути. Именно они
прививают нам понятия добра, чести, совести, справедливости. Они учат нас
не потеряться в этом мире, зачастую далеко не комфортном и не всегда
правильном, уметь в любой жизненной ситуации оставаться самим собой,
держать удар. Они наши первые учителя. Именно семья для ребенка является
первой школой.
Но время летит. Ребенок идет в школу. «Из теплых маминых рук
учитель взял твою руку». С этого момента для маленького человека педагог –
образец, непререкаемый авторитет. И этот период, на мой взгляд, является
одним из важнейших периодов для формирования тандема учитель-ученик.
Еще З. Роттердамский писал: «Большое несчастье, когда приемы учителя
отбивают у ребенка охоту к знаниям… Первый шаг на пути образования – это
привязанность к своему наставнику…». Действительно, влияние опытного,
грамотного учителя на своих учеников безгранично. В этой связи не могу не
вспомнить слова еще одного очень известного человека, У. Черчилля,
который говорил о том, что школьные учителя обладают властью, о которой
премьер- министры могут только мечтать.
Мой педагогический стаж – тридцать два года, и, оглядываясь назад,
так сказать, подводя определенный итог, я могу назвать себя счастливым
человеком, потому что в моей жизни были прекрасные учителя и наставники.
Мне всегда было с кого брать пример, к кому обратиться за помощью и
поддержкой.
В первую очередь, это мои родители. И моя мама, и мой отец всю
свою жизнь проработали учителями- словесниками в сельской школе. Через
их руки прошло не одно поколение учеников, которые состоялись в жизни,
выросли прекрасными, порядочными людьми.
Не могу не вспомнить добрым словом и других моих учителей,
которые все свои знания, безграничную любовь и заботу вкладывали в нас,
своих
учеников.
Это
директор
школы
Садчиков
Александр
Сергеевич,
учителя Федяева Светлана Федоровна, Широкорядова Нина Ивановна, Евтеев
Михаил Николаевич, Тарабановская Мария Гавриловна, Садчикова Татьяна
Александровна,
Садчиков
Юрий
Александрович,
Нищев
Леонид
Константинович,
Нищева
Галина
Евгеньевна,
Агеева
Анна
Андреевна
и
другие
замечательные
педагоги.
Я
считаю
всех
их
настоящими
подвижниками,
сумевшими
в
небольшой
сельской
школе
поднять
воспитательный процесс на такой уровень, который нечасто встретишь даже
в элитных городских школах. И здесь уместно вспомнить слова А. П. Чехова:
«Если
б
вы
знали,
как
необходим
русской
деревне
хороший,
умный,
образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то
особые условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без
широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из
плохо обожженного кирпича!» Что тут добавишь…
Сегодня реалии современного мира диктуют новые правила. Школе
приходится
сталкиваться
с
такими
проблемами,
о
которых
двадцать
–
тридцать
лет
назад
никто
и
подумать
не
мог.
Вопросы
нравственного,
духовного,
патриотического
воспитания
подрастающего
поколения
как
никогда
остро
стоят
перед
современным
обществом
(а
значит,
и
перед
школой). В последнее время в безудержной и чаще всего бессмысленной
погоне за во многом спорными западными ценностями многие забывают о
том огромном и всем миром признанном опыте советского образования,
которым
мы
так
в
свое
время
гордились.
Телевидение,
интернет,
кинематограф,
желтая
пресса,
реклама
и
многое
другое
стали
теми
факторами, которые не только не воспитывают наших детей, но и напрямую
развращают
еще
не
окрепшие
детские
души,
насаждая
культ
насилия,
обогащения любыми способами, повсеместной лжи и вседозволенности. На
этом фоне героями дня становятся не образованные,
интеллигентные , а
«успешные»
люди,
«хозяева
жизни».
Одним
из
самых
популярных
выражений стало: « Если ты такой умный, то почему тогда такой бедный?»
Культ «золотого тельца» поработил наше общество.
В этих условиях учителю приходится выполнять свой гражданский
и профессиональный долг. А ведь еще в древности люди понимали, какую
важную роль играет в обществе авторитет учителя, наставника. Неслучайно
еще Конфуций писал о том, что самое трудное в учении – научиться чтить
учителя, лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду.
Не следует забывать о том, что учителя являются, пожалуй, одной
из самых незащищенных социальных групп в нашем обществе, потому что за
ними стоят дети, которые как никто другой чувствуют малейшую ложь. Если
ты
учишь
своих
ребят
тому,
что
миром
правит
добро,
что
главные
нравственные
ценности
–
это
любовь
к
ближнему,
милосердие,
самопожертвование,
то
ты
должен
сам
жить
по
этим
канонам,
своим
собственным примером доказывая
незыблемость
этих принципов. Иначе
тебе
не
поверят!
А
как
жить
с
этими
принципами
в
эпоху
«дикого
капитализма»?
Учитель
–
ваятель
детских
душ,
опора
государства
в
воспитании будущих граждан, а кто защитит его?
В последнее время в различных СМИ и по телевидению часто
обсуждают проблемы образования. К сожалению, в основном освещаются
негативные
явления,
в
обсуждении
вопросов,
касающихся
современной
школы, принимают участие люди, мягко говоря, далекие от этой школы,
учеников
и
вообще
от
какого
бы
то
ни
было
воспитания,
обладающие
зачастую весьма сомнительной репутацией. Как гласит пословица, учить и
лечить все мастера.
Конечно же, проблем много! Как и в любой другой профессии,
встречаются люди, которым не место в рядах педагогического сообщества, и
это
не
мелочи.
Но
ведь
прекрасных,
отдающих
всю
свою
душу
детям
учителей несравнимо больше!
Учитель беззащитен в современном мире, так как совесть и
профессиональная этика не дают ему права опуститься до формулы «человек
человеку – волк», иначе вся его работа, которой он посвятил жизнь, не имеет
смысла.
Я твердо убеждена в том, что наше государство должно обратить
самое серьезное внимание на положение педагога в обществе, причем не на
словах, а на деле. Иначе – беда! Сейчас не принято цитировать В.И. Ленина, а
мне
хочется
напомнить
его
высказывание
из
статьи
«Странички
из
дневника», где он пишет: « Народный учитель должен быть поставлен на
такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоит и не может стоять в
буржуазном обществе». К сожалению, этот посыл так и не был реализован…
И все-таки я не жалею, что продолжила дело своих родителей и
стала учителем. В другой профессии я себя просто не представляю. Когда
звенит звонок и ты входишь в класс, где на тебя устремлены детские глаза,
иногда озорные, иногда виноватые, но всегда испытывающие, ждущие от тебя
чего-то
нового
и
безгранично
тебе
доверяющие,
поневоле
расправляешь
плечи,
выше
поднимаешь
голову,
оставляя
за
дверью
все
негативное.
И
начинается урок, как еще одна маленькая жизнь. Так каждый день. Ты учишь
своих учеников, они учат тебя. Оглядываться назад некогда, а значит, некогда
стареть!