Авторы: Зиберт Елена Александровна, Копылова Елена Николаевна
Должность: педагог- психолог, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 52
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Книга в жизни ребенка раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Книга в жизни ребенка раннего возраста.
Работа с детьми раннего возраста строится в соответствие с возрастными
особенностями и индивидуальными потребностями детей. В основе психолого –
педагогического
сопровождения
групп
раннего
возраста
лежат
базовые
потребности любого ребенка: потребность в любви и принятии; потребность во
впечатлениях;
познавательная
потребность;
потребность
в
активности
(физической
и
психической);
потребность
во
взаимодействии,
в
общении
с
другими; потребность в самореализации, самопрезентации.
Главным новообразованием раннего возраста
является речь и, если речь
развивается,
то
эффективнее
реализуются
основные
потребности
ребенка:
общение,
самореализация,
познавательная
потребность.
Одна
из
причин
отставания в речевом развитии у детей - недостаточное общение родителей с
ребёнком в раннем возрасте, ведь все потребности ребенка удовлетворяются через
взрослого, а родители – это значимые взрослые
для детей раннего возраста.
Посредником продуктивного общения, а следовательно и развития речи в семье и
в детском саду, является книга. Не секрет, что современные дети мало читают и
взаимодействуют
с
книгой,
предпочитая
ей
просмотр
телепрограмм
и
видеофильмов, компьютерные игры, вследствие
чего у детей слабо развиты
речевые и коммуникативные навыки.
В программе «Теремок», для детей раннего возраста, стоят следующие
задачи по знакомству с книгой: систематически читать детям книги; поддерживать
чувство
удовольствия,
радости,
от
слушания,
рассматривания
иллюстраций;
вовлекать
в
совместное
чтение:
повторять
слова,
фразы,
исполнять
песенки,
выполнять
игровые
действия,
находить
изображения,
задавать
вопросы
по
содержанию
картинок,
побуждать
отвечать
жестом,
словом.
Сотрудничество
семьи и ДОУ помогает решать эти задачи. Семье необходимо понимать значение
книги в развитии ребенка раннего возраста.
Как же воспринимается книга ребенком?
Необходимо
отметить,
что
главным
психическим
процессом
детей
раннего
возраста является восприятие. Через восприятие ребенок познает окружающий
мир. Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных условиях,
так как является доминирующей функцией сознания. Все что ребенок видит -
стремится
потрогать,
за
каждым
восприятием
следует
действие.
Ребенок
постепенно учится соотносить, сравнивать, при помощи внешних действий. И
только к трем годам восприятие ребенка приближается к восприятию взрослого.
Малышу сначала стоит показать книгу, полистать ее, обратить внимание на
некоторые картинки. Пусть он сам полистает страницы. Для малыша это самый
простой способ общения с книгой. Взрослый может привлекать внимание малыша
к той или иной картинке, называя, что на ней изображено и показывая ее: «Это
котик».
Если
ребенка
заинтересует
это,
обратите
его
внимание
на
детали
изображения: «Котик. Смотри, какой у котика хвост длинный, пушистый». После
таких нетрудных занятий ребенок, перелистывая в очередной раз книжку, будет
радостно улыбаться, узнавая знакомую картинку. В том случае, когда ребенок уже
получает
удовольствие
от
подобного
совместного
«чтения»,
взрослые
могут
перейти к пересказыванию текста книжки, называя и показывая героев, предметы
на картинках (если ребенок уже говорит, побуждать к называнию картинок, героев
сказок или стихотворений ).
Дети
2-3
лет
любят
книги
с
крупными
картинками,
им
нравится
их
рассматривать.
Тут
на
помощь
приходят
русские
народные
сказки:
«Репка»,
«Колобок»,
«Курочка
Ряба»,
«Теремок». Иллюстрации
должны
быть
понятны
ребенку, а изображения похожи на реальные предметы. На третьем году жизни
словарный запас быстро увеличивается, и ребенку нужно читать стихотворения.
Первой
книжкой
для
малыша
может
стать
«Семейный
альбом»
(перелистывание его, узнавание себя самого, а затем и близких людей). Дети,
которые уже умеют говорить, называют альбом «Книжкой про Вику» (Катю, Ваню
и др.). Как правило, альбом или «книжка про меня» становится любимой и
желанной для ребенка на долгое время.
Маленькому
ребенку
всегда
легче
воспринимать
рассказ,
чем
чтение.
Поэтому мы рекомендуем родителям
рассказывать
сказки своими словами и
одновременно рассматривать картинки к книжке. Для самых маленьких большое
значение имеет объем книжки – небольшая дает возможность ребенку «играть» с
ней самостоятельно.
Результатом такой работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое
настроение детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает основные
психические процессы, всесторонне развивает ребенка.
Список литературы:
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практическое пособие /
Авт.- сост. Белкина Л.В.- Воронеж «Учитель», 2006.- 236 с.
2. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от
двух месяцев до трех лет (проект)/ Научный руководитель И.А. Лыкова под
общей
редакцией
Т.В.
Волосовец,
И.Л.
Кириллова,
И.А.
Лыковой,
О.С.
Ушаковой.- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2018.-160 с.
3. Ушакова
О.С.
Речевое
развитие
детей
третьего
года
жизни.
Методическое
пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок».-
М.: Издательский дом «Цветной мир». 2018.-80 с.
4. Файзуллаева
Е.Д.
Взаимодействие
педагога
с
родителями
детей
раннего
возраста.
Учебно-
методическое
пособие
для
реализации
комплексной
образовательной
программы
«Теремок»
/Под
ред.
И.
А.
Лыковой.-
М.:
Издательский дом «Цветной мир», 2018.-112 с.
5. Монина
Г.
Б.,
Лютова
Е.
К.
Проблемы
маленького
ребенка.
—
СПб.:
Издательство «Речь», 2002. — 192 с.: ил.