Напоминание

Книга в жизни ребенка раннего возраста


Авторы: Зиберт Елена Александровна, Копылова Елена Николаевна
Должность: педагог- психолог, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 52
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Книга в жизни ребенка раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Книга в жизни ребенка раннего возраста.

Работа с детьми раннего возраста строится в соответствие с возрастными

особенностями и индивидуальными потребностями детей. В основе психолого –

педагогического

сопровождения

групп

раннего

возраста

лежат

базовые

потребности любого ребенка: потребность в любви и принятии; потребность во

впечатлениях;

познавательная

потребность;

потребность

в

активности

(физической

и

психической);

потребность

во

взаимодействии,

в

общении

с

другими; потребность в самореализации, самопрезентации.

Главным новообразованием раннего возраста

является речь и, если речь

развивается,

то

эффективнее

реализуются

основные

потребности

ребенка:

общение,

самореализация,

познавательная

потребность.

Одна

из

причин

отставания в речевом развитии у детей - недостаточное общение родителей с

ребёнком в раннем возрасте, ведь все потребности ребенка удовлетворяются через

взрослого, а родители – это значимые взрослые

для детей раннего возраста.

Посредником продуктивного общения, а следовательно и развития речи в семье и

в детском саду, является книга. Не секрет, что современные дети мало читают и

взаимодействуют

с

книгой,

предпочитая

ей

просмотр

телепрограмм

и

видеофильмов, компьютерные игры, вследствие

чего у детей слабо развиты

речевые и коммуникативные навыки.

В программе «Теремок», для детей раннего возраста, стоят следующие

задачи по знакомству с книгой: систематически читать детям книги; поддерживать

чувство

удовольствия,

радости,

от

слушания,

рассматривания

иллюстраций;

вовлекать

в

совместное

чтение:

повторять

слова,

фразы,

исполнять

песенки,

выполнять

игровые

действия,

находить

изображения,

задавать

вопросы

по

содержанию

картинок,

побуждать

отвечать

жестом,

словом.

Сотрудничество

семьи и ДОУ помогает решать эти задачи. Семье необходимо понимать значение

книги в развитии ребенка раннего возраста.

Как же воспринимается книга ребенком?

Необходимо

отметить,

что

главным

психическим

процессом

детей

раннего

возраста является восприятие. Через восприятие ребенок познает окружающий

мир. Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных условиях,

так как является доминирующей функцией сознания. Все что ребенок видит -

стремится

потрогать,

за

каждым

восприятием

следует

действие.

Ребенок

постепенно учится соотносить, сравнивать, при помощи внешних действий. И

только к трем годам восприятие ребенка приближается к восприятию взрослого.

Малышу сначала стоит показать книгу, полистать ее, обратить внимание на

некоторые картинки. Пусть он сам полистает страницы. Для малыша это самый

простой способ общения с книгой. Взрослый может привлекать внимание малыша

к той или иной картинке, называя, что на ней изображено и показывая ее: «Это

котик».

Если

ребенка

заинтересует

это,

обратите

его

внимание

на

детали

изображения: «Котик. Смотри, какой у котика хвост длинный, пушистый». После

таких нетрудных занятий ребенок, перелистывая в очередной раз книжку, будет

радостно улыбаться, узнавая знакомую картинку. В том случае, когда ребенок уже

получает

удовольствие

от

подобного

совместного

«чтения»,

взрослые

могут

перейти к пересказыванию текста книжки, называя и показывая героев, предметы

на картинках (если ребенок уже говорит, побуждать к называнию картинок, героев

сказок или стихотворений ).

Дети

2-3

лет

любят

книги

с

крупными

картинками,

им

нравится

их

рассматривать.

Тут

на

помощь

приходят

русские

народные

сказки:

«Репка»,

«Колобок»,

«Курочка

Ряба»,

«Теремок». Иллюстрации

должны

быть

понятны

ребенку, а изображения похожи на реальные предметы. На третьем году жизни

словарный запас быстро увеличивается, и ребенку нужно читать стихотворения.

Первой

книжкой

для

малыша

может

стать

«Семейный

альбом»

(перелистывание его, узнавание себя самого, а затем и близких людей). Дети,

которые уже умеют говорить, называют альбом «Книжкой про Вику» (Катю, Ваню

и др.). Как правило, альбом или «книжка про меня» становится любимой и

желанной для ребенка на долгое время.

Маленькому

ребенку

всегда

легче

воспринимать

рассказ,

чем

чтение.

Поэтому мы рекомендуем родителям

рассказывать

сказки своими словами и

одновременно рассматривать картинки к книжке. Для самых маленьких большое

значение имеет объем книжки – небольшая дает возможность ребенку «играть» с

ней самостоятельно.

Результатом такой работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое

настроение детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает основные

психические процессы, всесторонне развивает ребенка.

Список литературы:

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практическое пособие /

Авт.- сост. Белкина Л.В.- Воронеж «Учитель», 2006.- 236 с.

2. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от

двух месяцев до трех лет (проект)/ Научный руководитель И.А. Лыкова под

общей

редакцией

Т.В.

Волосовец,

И.Л.

Кириллова,

И.А.

Лыковой,

О.С.

Ушаковой.- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2018.-160 с.

3. Ушакова

О.С.

Речевое

развитие

детей

третьего

года

жизни.

Методическое

пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок».-

М.: Издательский дом «Цветной мир». 2018.-80 с.

4. Файзуллаева

Е.Д.

Взаимодействие

педагога

с

родителями

детей

раннего

возраста.

Учебно-

методическое

пособие

для

реализации

комплексной

образовательной

программы

«Теремок»

/Под

ред.

И.

А.

Лыковой.-

М.:

Издательский дом «Цветной мир», 2018.-112 с.

5. Монина

Г.

Б.,

Лютова

Е.

К.

Проблемы

маленького

ребенка.

СПб.:

Издательство «Речь», 2002. — 192 с.: ил.



В раздел образования