Автор: Кузнецова Анастасия Аркадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа № 2
Населённый пункт: г.Семенов
Наименование материала: Роль учителя в развитии одаренности детей
Тема: Организация работы с одаренными детьми
Раздел: начальное образование
Роль учителя в развитии одаренности детей
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе
на
основе
наблюдения,
изучения
психологических
особенностей,
речи,
памяти,
логического
мышления.
Работа
с
одаренными
и
способными
учащимися,
их
поиск,
выявление
и
развитие
должны
стать
одним
из
важнейших аспектов деятельности школы.
Какими
качествами
должен
обладать
учитель,
работающий
с
одарёнными детьми?
Учитель должен:
быть доброжелательным и чутким;
разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать
их потребности и интересы;
иметь опыт работы в учреждениях для детей младшего и дошкольного
возраста (в том числе и со своими собственными детьми);
иметь высокий уровень интеллектуального развития;
иметь широкий круг интересов и умений;
иметь помимо педагогического ещё какое-либо образование;
быть
готовым
к
выполнению
самых
различных
обязанностей,
связанных с обучением одарённых детей;
иметь живой и активный характер;
обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
проявлять
гибкость,
быть
готовым
к
пересмотру
своих
взглядов
и
постоянному самосовершенствованию;
иметь творческое, возможно нетрадиционное, мировоззрение;
обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.
Когда учитель приходит в новый 1-ый класс, он ещё не знает задатки
своих детей. И поэтому перед ним стоит сложная задача их выявить. Для
этого
учитель
выбирает
групповую
форму
обучения.
При
такой
форме
педагог
управляет
учебно-познавательной
деятельностью
групп
учащихся
класса.
Их
можно
подразделить
на
звеньевые,
бригады,
кооперативно-
групповые
и
дифференцированно-групповые.
Звеньевые
формы
обучения
предполагают
организацию
учебной
деятельности
постоянных
групп
учащихся.
При
бригадной
форме
организуется
деятельность
специально
сформированных для выполнения определённых заданий временных групп
учащихся.
Кооперативно-групповая
форма
предполагает
деление
класса
на
группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило,
объёмного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту
особенность,
что
как
постоянные,
так
и
временные
группы
объединяют
учащихся
с
одинаковыми
учебными
возможностями
и
уровнем
сформированности
учебных
умений
и
навыков.
Так
же
существует
фронтальная форма обучения, где учитель управляет учебно-познавательной
деятельностью
всего
класса,
работающего
над
единой
задачей
[В.А.Сластенина,2002, с. 257].
Все формы обучения, при пристальном внимании к каждому ученику,
дают возможность педагогу выявить одарённых детей по признакам. Далее
учитель выбирает форму обучения детей, уже зная их склонности.
Формы работы с одаренными учащимися:
творческие мастерские (создание творческих кружков, специально для
одарённых детей);
групповые
занятия
по
параллелям
классов
с
сильными
учащимися
(выявление
с
параллельных
классов
одарённых
детей
и
их
объединение, с целью совместной работы);
факультативы (дополнительные занятия по направлениям);
кружки по интересам (создание кружков разных сфер деятельности);
занятия исследовательской деятельностью (научные кружки);
конкурсы,
интеллектуальные
игры,
фестивали,
спортивные
соревнования (проведение внеклассных мероприятий);
интеллектуальный марафон (умственные конкурсы среди учащихся);
научно-практические
конференции
(вовлечение
одарённых
детей
в
науку);
участие в олимпиадах;
работа
по
индивидуальным
планам
(индивидуальное
обучение
одарённых детей).
Как же вы должны обучать одарённого ребенка (одарённых детей), если
выявили такового (таковых) у себя в классе?
Учителю в работе необходимо:
1.
Составить
план
занятий
с
ребенком,
учитывая
тематику
его
самообразования; склонности: гуманитарные, математические, естественно –
научные, музыкальные; психические особенности ребенка.
2.
Определить
темы
консультаций
по
наиболее
сложным
и
запутанным
вопросам.
3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за
определенные промежутки времени.
4. Ребенку предоставить:
-название темы.
-план изучения темы
-основные вопросы
-понятия и термины, которые он должен усвоить
-практические работы
-список необходимой литературы
-формы контроля
-задания для самопроверки
5.
Учителю
необходимо
быть
доброжелательным
и
чутким,
учитывать
психологические
особенности
ребенка,
поощрять
его
творческое
и
продуктивное
мышление,
стремиться
к
глубокой
проработке
выбранной
темы.
Выводы:
В
ходе
нашего
исследования
мы
пришли
к
выводу,
что
в
целом
одарённость предстаёт как сложное, многомерное и вместе с тем осязаемое
явление,
изучение
которого
полезно
для
разработки
теоретических
педагогических проблем.
Выявив
виды
одарённости
и
типологию
одарённых
детей,
мы
обнаружили,
что
одарённость
в
целом
представляет
собой
динамическое
явление,
изменяющееся
во
времени
как
по
предмету
и
интенсивности
проявления,
так
и
по
степени
и
характеру
взаимосвязи
между
её
структурными компонентами.
В данной главе, изучив основные подходы к разработке концепции
одарённости,
мы
установили,
что
в
самом
общем
виде
одарённость
определялась
как
повышенный
уровень
развития
одной
из
нескольких
способностей
человека,
на
основе
которых
появляется
возможность
достигать высоких результатов в социально значимых видах деятельности.
Данное явление рассматривали чаще всего с феноменальной её стороны, как
уже
проявившее
себя
свойство
психики
ребенка.
Поэтому
её
изучали
и
выявляли с точки зрения либо индивидуальных свойств (природных задатков,
с к л о н н о с т е й ,
с п о с о б н о с т е й ) ,
л и б о
п с и х и ч е с к и х
п р о ц е с с о в
(интеллектуальная, творческая одарённость).
Для
того,
чтобы
школа
стала
действительным
местом
развития
одаренности
ребенка,
обучение
должно
быть
построено
с
учетом
всех
требований
к
программам
для
одаренных
детей.
А
также
необходим
пересмотр
традиционного
содержания
обучения
в
сторону
«укрупнения»
содержательных
единиц.
Это
«укрупнение»
так
или
иначе
основано
на
интеграции содержания обучения, которую можно разделить на два вида -
«простую» интеграцию и «опосредованную».