Напоминание

Организация работы с одаренными детьми


Автор: Кузнецова Анастасия Аркадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа № 2
Населённый пункт: г.Семенов
Наименование материала: Роль учителя в развитии одаренности детей
Тема: Организация работы с одаренными детьми
Раздел: начальное образование





Назад




Роль учителя в развитии одаренности детей

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе

на

основе

наблюдения,

изучения

психологических

особенностей,

речи,

памяти,

логического

мышления.

Работа

с

одаренными

и

способными

учащимися,

их

поиск,

выявление

и

развитие

должны

стать

одним

из

важнейших аспектов деятельности школы.

Какими

качествами

должен

обладать

учитель,

работающий

с

одарёнными детьми?

Учитель должен:

быть доброжелательным и чутким;

разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать

их потребности и интересы;

иметь опыт работы в учреждениях для детей младшего и дошкольного

возраста (в том числе и со своими собственными детьми);

иметь высокий уровень интеллектуального развития;

иметь широкий круг интересов и умений;

иметь помимо педагогического ещё какое-либо образование;

быть

готовым

к

выполнению

самых

различных

обязанностей,

связанных с обучением одарённых детей;

иметь живой и активный характер;

обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);

проявлять

гибкость,

быть

готовым

к

пересмотру

своих

взглядов

и

постоянному самосовершенствованию;

иметь творческое, возможно нетрадиционное, мировоззрение;

обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.

Когда учитель приходит в новый 1-ый класс, он ещё не знает задатки

своих детей. И поэтому перед ним стоит сложная задача их выявить. Для

этого

учитель

выбирает

групповую

форму

обучения.

При

такой

форме

педагог

управляет

учебно-познавательной

деятельностью

групп

учащихся

класса.

Их

можно

подразделить

на

звеньевые,

бригады,

кооперативно-

групповые

и

дифференцированно-групповые.

Звеньевые

формы

обучения

предполагают

организацию

учебной

деятельности

постоянных

групп

учащихся.

При

бригадной

форме

организуется

деятельность

специально

сформированных для выполнения определённых заданий временных групп

учащихся.

Кооперативно-групповая

форма

предполагает

деление

класса

на

группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило,

объёмного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту

особенность,

что

как

постоянные,

так

и

временные

группы

объединяют

учащихся

с

одинаковыми

учебными

возможностями

и

уровнем

сформированности

учебных

умений

и

навыков.

Так

же

существует

фронтальная форма обучения, где учитель управляет учебно-познавательной

деятельностью

всего

класса,

работающего

над

единой

задачей

[В.А.Сластенина,2002, с. 257].

Все формы обучения, при пристальном внимании к каждому ученику,

дают возможность педагогу выявить одарённых детей по признакам. Далее

учитель выбирает форму обучения детей, уже зная их склонности.

Формы работы с одаренными учащимися:

творческие мастерские (создание творческих кружков, специально для

одарённых детей);

групповые

занятия

по

параллелям

классов

с

сильными

учащимися

(выявление

с

параллельных

классов

одарённых

детей

и

их

объединение, с целью совместной работы);

факультативы (дополнительные занятия по направлениям);

кружки по интересам (создание кружков разных сфер деятельности);

занятия исследовательской деятельностью (научные кружки);

конкурсы,

интеллектуальные

игры,

фестивали,

спортивные

соревнования (проведение внеклассных мероприятий);

интеллектуальный марафон (умственные конкурсы среди учащихся);

научно-практические

конференции

(вовлечение

одарённых

детей

в

науку);

участие в олимпиадах;

работа

по

индивидуальным

планам

(индивидуальное

обучение

одарённых детей).

Как же вы должны обучать одарённого ребенка (одарённых детей), если

выявили такового (таковых) у себя в классе?

Учителю в работе необходимо:

1.

Составить

план

занятий

с

ребенком,

учитывая

тематику

его

самообразования; склонности: гуманитарные, математические, естественно –

научные, музыкальные; психические особенности ребенка.

2.

Определить

темы

консультаций

по

наиболее

сложным

и

запутанным

вопросам.

3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за

определенные промежутки времени.

4. Ребенку предоставить:

-название темы.

-план изучения темы

-основные вопросы

-понятия и термины, которые он должен усвоить

-практические работы

-список необходимой литературы

-формы контроля

-задания для самопроверки

5.

Учителю

необходимо

быть

доброжелательным

и

чутким,

учитывать

психологические

особенности

ребенка,

поощрять

его

творческое

и

продуктивное

мышление,

стремиться

к

глубокой

проработке

выбранной

темы.

Выводы:

В

ходе

нашего

исследования

мы

пришли

к

выводу,

что

в

целом

одарённость предстаёт как сложное, многомерное и вместе с тем осязаемое

явление,

изучение

которого

полезно

для

разработки

теоретических

педагогических проблем.

Выявив

виды

одарённости

и

типологию

одарённых

детей,

мы

обнаружили,

что

одарённость

в

целом

представляет

собой

динамическое

явление,

изменяющееся

во

времени

как

по

предмету

и

интенсивности

проявления,

так

и

по

степени

и

характеру

взаимосвязи

между

её

структурными компонентами.

В данной главе, изучив основные подходы к разработке концепции

одарённости,

мы

установили,

что

в

самом

общем

виде

одарённость

определялась

как

повышенный

уровень

развития

одной

из

нескольких

способностей

человека,

на

основе

которых

появляется

возможность

достигать высоких результатов в социально значимых видах деятельности.

Данное явление рассматривали чаще всего с феноменальной её стороны, как

уже

проявившее

себя

свойство

психики

ребенка.

Поэтому

её

изучали

и

выявляли с точки зрения либо индивидуальных свойств (природных задатков,

с к л о н н о с т е й ,

с п о с о б н о с т е й ) ,

л и б о

п с и х и ч е с к и х

п р о ц е с с о в

(интеллектуальная, творческая одарённость).

Для

того,

чтобы

школа

стала

действительным

местом

развития

одаренности

ребенка,

обучение

должно

быть

построено

с

учетом

всех

требований

к

программам

для

одаренных

детей.

А

также

необходим

пересмотр

традиционного

содержания

обучения

в

сторону

«укрупнения»

содержательных

единиц.

Это

«укрупнение»

так

или

иначе

основано

на

интеграции содержания обучения, которую можно разделить на два вида -

«простую» интеграцию и «опосредованную».



В раздел образования