АКТИВИЗАЦИЯ В РЕЧИ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ СЛОВ СО ЗНАЧЕНИЕМ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ
Автор: Кирюшкина Евгения Олеговна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №58" Населённый пункт: Республика Мордовия город Саранск Наименование материала: статья Тема: АКТИВИЗАЦИЯ В РЕЧИ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ СЛОВ СО ЗНАЧЕНИЕМ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ Раздел: дошкольное образование
УДК
ББК
К ВОПРОСУ АКТИВИЗАЦИИ В РЕЧИ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ СЛОВ СО
ЗНАЧЕНИЕМ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ
КИРЮШКИНА ЕВГЕНИЯ ОЛЕГОВНА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 58», г. Саранск, Россия
kiryushkina-1983@mail
Ключевые слова: активизация в речи, дети 4 лет, слова со значением
пространства и времени.
Аннотация: в статье рассматривается вопрос активизации в речи детей
четырех лет слов со значением пространства и времени.
THE QUESTION OF ACTIVATION IN THE SPEECH OF CHILDREN 4
YEARS OF WORDS WITH THE MEANING OF SPACE AND TIME
KIRYUSHKIN EVGENIA OLEGOVNA
Municipal Autonomous preschool educational institution
«Child Development Center – kindergarten № 58», Saransk, Russia
Keywords:
revitalization
in
speech,
children
4
years
of
age,
with
the
meaning of space and time.
Abstract: the article deals with the question of the revitalization in the
speech of children four years of words with the meaning of space and time.
Проблема
ориентации
человека
в
пространстве
достаточно
многогранна. Она включает как представления о размерах, форме предметов,
так
и
способность
различать
расположение
предметов
в
пространстве,
понимание
различных
пространственных
отношений.
Пространственные
представления,
хотя
и
возникают
очень
рано,
являются
более
сложным
процессом,
чем
умение
различать
качества
предмета.
В
формировании
пространственных
представлений
и
способов
ориентации
в
пространстве
участвуют
различные
анализаторы
(кинестетический,
осязательный,
зрительный, слуховой, обонятельный) [1, c. 79].
Активизация речи – система работы по переводу пассивного словаря в
активный,
по
развитию
активного
словаря
детей.
Слово
считается
активизированным,
если
ребенок
его
использовал,
хотя
бы
один
раз
в
свободной, самостоятельной речи (в пересказе, рассказе и т. д.) без подсказки
взрослого или сверстника [2, с. 27].
Пространственная
ориентировка
осуществляется
на
о снове
непосредственного восприятия пространства и их словесного обозначения
про ст ранственных
категорий
(ме стоположения,
уд а л е н н о с т и ,
пространственных
отношений
между
предметами).
Определение
времени
опирается на общепринятую систему мер – эталонов: секунда, минута, час,
сутки, месяц, год, век [2, c. 24].
Каждая
из
этих
единиц
имеет
определенное
числовое
выражение.
Отправной точкой, от которой ведется отсчет времени, является настоящее
(сейчас),
которое
разделяет
время
на
предшествующее
ему
прошлое
и
последующее будущее. Система мер с постоянной точкой отсчета позволяет
людям успешно ориентироваться во времени. Слово «время» в переводе с
древнерусского славянского языка обозначает вращение – «время».
Особенности времени:
– текучесть (нельзя остановить);
– необратимость (нельзя повернуть вспять);
– непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы);
– отсутствие наглядности (вызывает основные трудности у детей) [3,
с. 13].
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает
основу
для
развития
таких
качеств
личности,
как
организованность,
собранность,
целенаправленность,
точность,
что
необходимо
ребенку
в
повседневной жизни и при обучении в школе.
Н. И. Красногорский
подчеркивал
необходимость
развития
у
детей
«чувства времени». Время и пространство – наиболее сложные категории для
познания
детьми
дошкольного
возраста.
Они
становятся
доступны
при
использовании в педагогическом процессе современных технологий развития
у детей пространственно-временных представлений. Одна из ведущих задач
познания временных отношений уже в дошкольном возрасте состоит в том,
чтобы
дать
возможность
ребенку
обнаружить
взаимосвязи
некоторых
предметов и явлений окружающего мира, в частности последовательности
действий
(событий)
во
времени.
Время
как
объективная
реальность
характеризует длительность и темп протекания реальных процессов, а также
их последовательность. То, что принято называть «восприятием времени», и
есть не что иное, как отражение в сознании человека объективного времени.
Многие педагоги уделяют внимание исследованию пространственно-
временных
представлений
в
силу
их
особой
роли
в
формировании
и
осуществлении всех высших психический функций. Полноценное развитие
пространственных представлений обеспечивает в дальнейшем правильное
формирование
речевых
функций,
счетных
операций,
чтения
и
письма,
конструктивного мышления. По мнению Семаго Н. Я., пространственные
представления являются одной из базовых составляющих познавательной
деятельности,
их
сформированность
имеет
большое
значение
для
ее
полноценного развития, усвоения в будущем школьных знаний и навыков
[4, с. 22].
Специфика
нарушений
пространственно-временных
представлений
оказывает отрицательное влияние на психическую и учебную деятельность
детей, что сказывается на:
формирование
устной
речи
(неправильное
понимание,
употребление
предлогов
и
наречий,
выражающих
пространственные
отношения и сложных логико-грамматических конструкций языка);
освоение
письма
(неумение
ориентироваться
в
пространстве
листа, неправильное расположение записи на листе, трудности в соотнесении
букв
и
линий
тетради,
несоблюдение
границ
поля
тетради,
смешение
оптически сходных букв, зеркально написание букв);
овладение чтением (суженный круг различимого пространства
строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, трудности различения
сходных по форме букв, неправильное направление чтения);
освоение математических представлений (ошибочное написание
цифр,
неумение
расположить
симметрично
запись
примеров
в
тетрадь,
трудности
в
освоении
мер
длины,
трудности
восприятия
и
передачи
проекционных
отношений,
в
овладении
счетными
операциями
и
отношениями сравнения);
формирование изобразительных навыков (неумение расположить
рисунок
в
пространстве
листа,
трудности
в
овладении
пропорцией
в
рисунке),
о р г а н и з а ц и и
д е я т е л ь н о с т и
н а
з а н я т и и
и
у р о к е
(пространственные
ошибки
при
выполнении
расположения
учебных
предметов на парте или столе, ошибки в выполнении требований педагога,
связанных с направлением движения ребенка) [5, с. 13].
Словарный запас детей 4 лет достигает приблизительно 2000 слов.
Увеличивается
не
только
количество
существительных
и
глаголов,
но
и
других частей речи. Знакомясь с отношениями пространства и времени, дети
осваивают
такие
слова,
как
далеко,
рано,
поздно,
сзади,
скоро,
и
т. д.
трехлетние дети обычно уже называют некоторые числительные, часто по
порядку от одного до десяти. Но этот ряд чисел – всего лишь заученный
стишок, так как соотносить количество предметов с цифрой они еще не
умеют. К концу четвертого года большинство детей смогут соотнести числа
1,2,3
с
нужным
количеством
предметов,
то
есть
начнут
осознанно
пользоваться
этими
числительными.
Кроме
личных
местоимений
применяются притяжательные: мой, твой. Начинают появляться в активной
речи слова-понятия: одежда, посуда, овощи, фрукты, игрушки и т. д. [4, с. 24].
Не
всегда
дети
пользуются
ими
адекватно.
Бывают
случаи
неправомерного употребления обобщающего слова, когда ребенок не знает
название конкретного предмета: «Это птичка»; «Сорвал цветок»; «Видел
дерево». Дело в том, что слова второй степени обобщения дети сначала
усваивают, как вторые названия чувственно воспринимаемых предметов. По
мере того как ребенок узнает одно за другим значения таких слов (игрушки –
это все предметы для игры, посуда – это предметы, в которых готовят еду и из
которых едят), ему все легче и легче становится правильно употреблять
данные слова.
Психологической особенностью восприятия трехлетних детей является
их способность видеть предмет как целостный образ, неумение замечать
детали. В связи с этим в речи детей мало слов – названий частей предметов:
частей тела животных, составных частей сложных вещей. Не пользуются
дети
еще
и
словами-названиями
дополнительных
цветов:
сиреневый,
розовый, оранжевый, фиолетовый. В то же время дети уже хорошо связывают
конкретный предмет с характерным для него цветом: снег белый, небо синее,
трава зеленая. Таким образом, цвет становится одним из опознавательных
признаков знакомо ребенку предмета [5, с. 36].
Список использованных источников.
1.
Гербова, В. В.
Занятия
по
развитию
речи
с
детьми
4–6
лет
:
методические рекомендации / В. В. Гербова. – М. : Просвещение, 2014. –
207 с.
2.
Ефименкова, Л. Н.
Формирование
речи
у
дошкольников
:
методические рекомендации / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 2011. –
112 с.
3.
Кабан, Ж. Обогащение и активизация словаря детей в процессе
ознакомления
с
пространственными
значениями
слов
:
методические
рекомендации / Ж. Кабан. – М. : Просвещение, 2015. – С. 13 – 17.
4.
Леушина, А. М.
К
вопросу
о
культуре
логической
мысли
дошкольника : методические рекомендации / А. М. Леушина. – М. : Мозаика-
Синтез, 2013. – 154 с.
5.
Ляховская, Ю. С.
Развитие
речи
детей
4
лет
в
процессе
активизации словаря : хрестоматия / Ю. С. Ляховская. – М. : Просвещение,
2013. – 267 с.