Напоминание

Рабочая тетрадь по МДК 02.04Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству


Автор: Ермакова Светлана Михайловна
Должность: преподаватель изо
Учебное заведение: ГБПОУ РО "ВПК им. М.А. Шолохова"
Населённый пункт: ст. Вёшенская Ростовской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая тетрадь по МДК 02.04Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГБПОУ РО «Вёшенский педагогический колледж им. М.А.

Шолохова»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

МДК 02.04

Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному

искусству

специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

ст. Вешенская

2018 г.

1

Составитель: Ермакова С.М., преподаватель ГБПОУ РО «ВПК им. М.А.

Шолохова»

Рабочая тетрадь ПМ 02 «Организация различных видов деятельности и

общения

детей»

МДК

02.04

«Практикум

по

художественной

обработке

материалов и изобразительному искусству»

Рабочая тетрадь предназначена для организации самостоятельной работы

студентов II-III курсов специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основы изобразительной деятельности в графике…………………….…. 4

2. Основы изобразительной деятельности в живописи……………….….……9

3 Изображение пейзажа……………………………………………………. …13

4. Изображение животного мира……………………………………………...17

5. Изображение человека……………………………………………….………26

6. Литература....................................................................................……………28

3

ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРАФИКЕ

1. Чем рисовать

Все изобразительные материалы делятся на так называемые «сухие» и

«мокрые». Подумайте и назовите их.

«Сухие»

-

-

-

-

--

«Мокрые»

-

-

-

-

--

Для рисования нужны не только изобразительные материалы, но и

инструменты, их можно подразделить на традиционные и нетрадиционные.

Запишите их.

Традиционные

-

-

-

-

-

Нетрадиционные

-

-

-

-

-

Для изображения техники рисования всегда нужна основа, на чём

рисовать, и это может быть не только такой традиционный материал как бумага.

Как вы думаете, на чём можно рисовать? Перечислите эти материалы:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2

Как рисовать

Любое изображение можно создать с помощью штрихов, пятен и линий

- Штрих – это множество прямых или не прямых линий, но обязательно

повторяющих друг друга по форме, движению и толщине, линий

расположенных на равном расстоянии друг от друга и оптически образующих

4

ровный тон (чем больше промежутки между штрихами, тем светлее тон и

наоборот).

Поэкспериментируйте: попробуйте получить различный тон с помощью

различных штрихов, меняя нажим, а также расстояние между штрихами.

Заштрихуйте формы очень насыщенным тоном.

Заштрихуйте формы слабо насыщенным тоном.

- Линия – совершенно самостоятельный способ передачи

индивидуальности изображаемого предмета. С помощью линии можно передать

не только форму, но и пластику и даже характер. Толстые линии указывают на

то, что предмет тяжёлый, плотный. Тонкие, наоборот, указывают на его

хрупкость.

Взгляните на эти три предмета нарисованные линией и попробуйте

определить самый тяжёлый и толстый, самый хрупкий и самый сложный и

прихотливый.

Подпишите качества этих предметов.

_________________ __________________ ________________

5

Линией можно изобразить не только статику (неподвижность)

предмета, но и динамику (движение). Это касается живой природы, в частности

изображения животных. Скользя линией по силуэту животного прерывая её

или напрягая её, наращивая толщину или увеличивая остроту, можно

нарисовать животное в любом состоянии.

Образец

Попробуйте нарисовать

животное с помощью разных линий

- Пятно – чтобы передать всё богатство мира мало одних линий и тона.

Для выразительности в рисунке используют пятно. Линии отвечают за

пластику движения, а пятно за тон, фактуру, силуэт, объём.

Попробуйте сочетать линию и пятно и выполнить рисунок любой

тематики.

Образец

Ваш рисунок

6

- Техника рисования – очень важна в рисовании техника, с помощью

каких

приёмов рисуется, закрашивается изображение, как получается

выразительный

образ

предмета.

Рисуя

«сухими»

изобразительными

материалами

мы

используем

разные

виды

штриховки:

с

интервалом,

без

интервала,

двухслойную,

короткую,

крестиком,

кустиком,

спиралевидную,

круговую штриховку.

Работая

«мокрыми»

материалами,

рисуя

кистью

используем

такие

приемы: плашмя (всем ворсом), концом кисти, примакивание (в том числе

двухцветное), торцом кисти, оттягивающим мазком. Удобно работать тычком и

печатками, которые могут оставлять яркий, красочный след на бумаге, делая

образ выразительным.

Выполните практические задания:

2.1.Закрасьте цветы, разными техниками штриховки, используя

различные (сухие) изобразительные материалы. Назовите их.

З

акрасьте деревья разными техническими приёмами с помощью

«мокрых» изобразительных материалов. Назовите их.

7

___________________ _________________ __________________

Выразительность работам придают различные способы

рисования. При использовании «мокрых» изобразительных материалов,

выразительности можно добиться такими способами как:

- высветление части предмета

- техника неполного закрашивания

- вливание цвета по сырому фону

2.2

Покажите, назовите способы выразительности, превратив эти

круги в какие – либо предметы.

_________________ _______________ ______________

2.3

Одним из важных средств в изображении является фон для

рисования или аппликации. Чем выразительнее фон, тем выразительнее работа.

Какие способы создания фона знаете вы? Назовите их:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8

Выполните один их названных способов, назовите его.

ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИВОПИСИ

1.

Своеобразными прародителями всех цветов являются три цвета.

Именно за это их называют основными цветами, так как они лежат в основе

всех остальных хроматических цветов. Назовите основные цвета.

Выполните следующее задание: раскрасьте формы гуашью и подпишите

названия основных цветов.

_______________ ______________ ______________

Знаете ли вы цвета радуги? Назовите их по порядку.

1. ____________________

2. ____________________

3. ____________________

4. ____________________

5. ____________________

6. ____________________

7. ____________________

Какая присказка поможет запомнить

последовательность цветов радуги?

Напишите её:

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

2.

В цветах радуги есть тёплые и холодные цвета. Назовите их:

9

Тёплые

1. ____________________

2. ____________________

3. ____________________

Холодные

1. ____________________

2. ____________________

3. ____________________

Какой цвет остался, как он называется, почему не относится ни к теплым, ни к

холодным цветам?

3.

Знаете ли вы, что все цвета делятся на две основные группы

цветов: хроматические (цветные) и ахроматические (не цветные). Назовите

ахроматические цвета:

1.

2.

3.

Покажите в полосе с помощью приёма размывки все хроматические цвета.

4. Путем смешения основных цветов мы получим другие хроматические

цвета. Подумайте, какие цвета нужно смешать, чтобы получить:

Оранжевый Зеленый Фиолетовый

Выполните это упражнение, используя акварель.

5. Смешивая хроматические цвета с ахроматическими, мы получим

оттенки: пастельного цветового ряда (используя для смешения белила) и

10

«грязного» цветового ряда используя черный цвет). Ответьте на вопрос: какие

цвета получатся если смешать:

Пастельный цветовой ряд

«Грязный» цветовой ряд

Красный + белый =

Красный + черный =

Синий + белый =

Синий + черный =

Зеленый + белый =

Зеленый + черный =

Оранжевый + белый =

Оранжевый + черный =

Фиолетовый + белый =

Фиолетовый + черный =

Коричневый + белый =

Коричневый + черный =

6. Выполняя предыдущее задание, вы получили вторичные цвета, так как

они состоят из двух составляющих: например, оранжевый получается из

смешения в равных количествах красного и желтого. Но можно соединить три

цвета (обязательно соблюдая одинаковое количество трех составляющих) и

получить третий цвет.

Ответьте на вопрос: какой цвет можно получить если смешать:

Красный + Желтый + Синий = ____________________________

7. Все цвета подразделяются на легкие, средние и тяжелые цвета.

Назовите их:

Легкие цвета

Тяжелые цвета

1.

1.

2.

2.

3.

3.

8. Чтобы рисунок смотрелся гармонично необходимо знать понятие -

контрастные цвета.

Полные контрастные цвета очень раздражают глаз человека потому

художники почти никогда не используют такие сочетания цветов в одинаковом

объеме. Каждый цвет в цветовом круге имеет только один контрастный цвет

(противоположный), расположенный под углом 180

0

11

Заполните контрастный цветовой круг, используя гуашевые краски.

9. Каждый цвет оказывает на человека различное эмоциональное

воздействие. Как, по-вашему, воздействуют следующие цвета на человека.

Цвет

Зрительно

Физиологически

Ассоциативно

Психологически

Красный

Зелёный

Синий

Фиолето

вый

12

Изображение пейзажа

1. Пейзаж – это:

а) живая природа, изображение природы, вида местности, ландшафта.

б) мертвая природа.

в) изображение морской стихии в различных состояниях и т.д.

г) средство познания и изучение действительности.

Перечислите виды пейзажа

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2.

Установите соответствие: какой картине соответствует содержание

стихотворения

Утихли вьюги и метели,

Текут потоками снега;

Опять в горах трубят рога,

Опять зефиры налетели

На обновленные луга.

Е. Баратынский

А.

Светает - вьется дикой пеленой

Вокруг лесистых гор туман

ночной;

Еще у ног Кавказа тишина;

Молчит табун, река журчит

одна.

М.Ю Лермонтов

Б.

Смотри, как запад разгорелся

Вечерним заревом лучей,

Восток померкнувший оделся

Холодной, сизой чешуей!

Ф. Тютчев

В

1

2

3

Унылая пора! очей

очарованье!

Приятна мне твоя прощальная

краса —

Люблю я пышное природы

увяданье,

В багрец и в золото одетые

леса…

А.С. Пушкин

Г

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды.

И мальчишки закричали

Ей "спасибо" за труды.

С. Есенин

Д

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

С. Есенин

Е

4

5

6

13

3.Что является символом русской природы: высокие горы, озера, березы, ели,

пальмы, поля, жасмин, ромашка.

4.Марина – это:

а) живая природа, изображение природы, вида местности, ландшафта.

б) мертвая природа, натура.

в) изображение морской стихии в различных состояниях, а также борьба с нею

человека, попавшего в шторм.

г) средство познания и изучение действительности.

5.Определите названия картин и их авторов: И.Айвазовский, И.

Шишкин, И. Левитан, «Черное море», «Утро в сосновом бору», «Березовая

роща»

6.Что такое картинная плоскость?

а. Пространство, изображаемое в картине при помощи перспективы

б. Это особый мир, построенный и организованный художником, чтобы вызвать

у нас определённые мысли и переживания

в. Верны оба определения

г. Верно только а)

14

д. Верно только б)

7.Выбрать правильное определение

a.

Перспектива – это учение о способах передачи пространства на плоскости

изображения.

б Перспектива – это изображение неживой природы

в Перспектива – это изображение выдающихся событий в жизни человека

8.Основные правила линейной перспективы

а. Предметы уходящие вдаль уменьшаются, параллельные линии сходятся в

точке на линии горизонта

б Предметы уходящие вдаль увеличиваются, параллельные линии сходятся в

точке на линии горизонта

в.

Предметы

уходящие

вдаль

уменьшаются,

параллельные

линии

всегда

показываются параллельными.

9.Какой бывает линия горизонта

а. Высокой и низкой

б. Прямой и симметричной

в. Выразительной и подвижной

10. Какая линия горизонта нужна для передачи земных далей?

а. Высокая,

б. Низкая

в. Средняя

11.Какая линия горизонта нужна, чтобы увидеть просторы небес?

а.Высокая,

б.Низкая

в.Средняя

12.От чего зависит выбор линии горизонта?

а. От замысла художника

15

б. От линейной перспективы

в. От воздушной перспективы

13.Выбрать правильное определение

а.Точка схода – это точка, в которой соединяются линии, образующие края

формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывают

положение объекта в перспективе., так называемые линии схода.

б.Точка схода – это точка, с которой начинается построение изображения

в.Точка схода – это точка, от которой начинается линия горизонта

14.Как влияет положение точки схода на характер образа?

а. Смещение точки схода от центра влево или вправо придаёт изображению

ощущение движения. Любое симметричное изображение - самое неподвижное

б.

Любое

симметричное

изображение

придаёт

изображению

ощущение

движения.

в. Смещение точки схода от центра влево или вправо придаёт изображению

ощущение неподвижности

15.Основные правила воздушной перспективы:

а. По мере удаления планов тон теряет свою насыщенность и контрастность,

светлеет. Предметы по мере удаления приобретают холодный оттенок.

б.

По

мере

удаления

планов

тон

становится

насыщеннее

и

контрастнее.

Предметы по мере удаления становятся ярче

в. По мере удаления планов тон теряет свою насыщенность и контрастность,

темнеет. Предметы по мере удаления приобретают тёплый оттенок.

16.

Основные правила деления пространства на планы – выбрать

наиболее верный и полный вариант.

а.

Ближний

план

тёплый

и

контрастный;

средний

план

самый

разработанный, тона мягче; дальний – светлый, обобщённый, всё сливается в в

общей воздушной дымке.

б.

ближний

план

холодный

и

контрастный;

средний

план

самый

разработанный, тона резкие; дальний – светлый, обобщённый, всё сливается в

общей воздушной дымке.

16

в. Ближний план – тёплый; средний план – самый свободный ; дальний –

тёмный, обобщённый, всё сливается в общей воздушной дымке.

17

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОТНОГО МИРА

1

Прочитайте

в

учебнике

Сокольниковой

Н.М.

Изобразительное

искусство и методика его преподавания в начальной школе п 3 стр 114 и дайте

определение

Анималистический жанр__________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2.Опишите последовательность выполнения рисунка животного по

образцу

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

18

3 Выполните поэтапный рисунок по образцу в задании 2

19

3.

Выполните по представлению рисунок кошки и опишите

последовательность его выполнения

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

20

5.Опишите последовательность выполнения рисунка курицы по

образцу

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

21

6 Выполните поэтапный рисунок утки по образцу в задании 5

22

7. Выполните по представлению рисунок цыплёнка и опишите

последовательность его выполнения.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

23

8 Опишите последовательность выполнения рисунка рыбы по

образцу:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

9 Выполните поэтапный рисунок рыбы по образцу в задании 8

24

10. Выполните по представлению рисунок золотой рыбки и опишите

последовательность его выполнения.

25

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

1.

Прочитайте

в

учебнике

Сокольниковой

Н.М.

Изобразительное

искусство и методика его преподавания в начальной школе п 5 стр 30 и дайте

определение:

Пропорции

это____________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Как

различаются

пропорциональные

отношения

ребёнка,

подростка

и

взрослого человека?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________

Какие пропорциональные соотношения частей тела человека вы знаете?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________

2.Опишите

последовательность

выполнения

рисунка

человека

по

образцу

26

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________

3.Выполните последовательно рисунок человека по образцу в задании

2

27

4.

Опишите

последовательность

выполнения

рисунка

человека

в

движении по образцу

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5.

Выполните

схематичное

изображение

фигуры

бегущего,

работающего человека.

28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Акварельная

живопись:

Учебное

пособие.

Часть

1.

Начальный

рисунок. М.: Издательство Школы акварели Сергея Андрияки, 2009г.

2.

Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие. М., Астрель:

АСТ, 2006г.

3.

Сокольникова

Н.М.

Изобразительное

искусство

и

методика

его

преподавания в начальной школе. М., Академия, 2016г.

4.

Харрисон

Х.

Энциклопедия

акварельных

техник.

Подробный

иллюстрированный путеводитель 50 рисовальных техник. М., Астрель:

АСТ, 2002г.

5.

Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое

руководство

и

вдохновляющая

галерея

законченных

работ.

М.,

Астрель: АСТ, 2002г.

6.

Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2010г.

29



В раздел образования