Автор: Шеховцова Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НОУ гимназия "Альтернатива"
Населённый пункт: г.Елец Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ФГОС
Раздел: начальное образование
Шеховцова Екатерина Владимировна
учитель английского языка
НОУ гимназия «Альтернатива»
г. Елец Липецкая область
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ФГОС
Актуальность
заявленной
темы,
по
нашему
мнению,
не
вызывает
сомнений.
Ведь
повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем для всего
мирового сообщества.
Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией
способов
и
технологий
организации
образовательного
процесса
и,
конечно,
переосмыслением цели и результата образования. Именно этой цели служат Федеральные
государственные образовательные стандарты нового поколения.
Современная система образования предъявляет высокие требования к изучению любых
предметов, в том числе и иностранных языков. В процессе образовательной деятельности
школы
главенствующую
роль
приобретает
ориентация
на
личность
ребенка.
Ведь
цель
современного образования состоит не столько в том, чтобы научить ребенка что-то делать, но
и в том, чтобы дать ему возможность успешно справляться с различными жизненными
ситуациями. То есть весь процесс образования нужно построить так, чтобы дети могли не
только успешно адаптироваться в современном мире, меняющемся каждую секунду, но и
были готовыми самим менять этот мир.
Таким образом, первейшая задача любого учителя – сформировать у учеников не только
способность, но и стремление к самостоятельной работе, подогревать интерес к учению, к
познанию и самопознанию, самосовершенствованию.
Конечно же, особо сложно бывает адаптироваться к новым школьным реалиям
-
школьникам первых лет обучения. Ведь начало школьного обучения становится стартом
резких изменений во всех видах развитии ребенка. Вне всяких сомнений, это стресс и
нелегкая задача для любого ребенка, но особо она усложняется, если речь идет об изучении
иностранного языка. Но с другой стороны, именно в этом возрасте важно реализовать
стандарты
нового
поколения
на
уроках,
ведь
основы
творческого
мышления,
самостоятельности, само оценочной и оценочной деятельности, коммуникативные умения и
прочие качества должны закладываться именно в младшем школьном возрасте.
Поэтому использование различных видов игровой деятельности очень важно именно в
начальных классах, так как игра для детей является более привычным видом деятельности, и
через игру любые знания усваиваются легче.
Говоря об использовании на уроках различных видов игровой деятельности, стоит
привести их классификацию.
Итак, все виды игровой деятельности делятся на:
1.
Сюжетно-ролевая игра
2.
Игра-драматизация
3.
Строительная игра
4.
Дидактическая игра.
5.
Подвижная игра
i
.
Мы с детьми реализуем все данные виды игровой деятельности на своих уроках.
И первое, что мы используем на уроках – это перчаточные и пальчиковые куклы.
На своих уроках мы используем несколько вариантов работы с куклами:
1.
Кукла в роли учителя. Как известно, для любого ученика, а особенно в начальной
школе учитель является непререкаемым авторитетом, и дети нередко робеют и не
могут связно ответить не потому, что не знают материала, а потому что теряются в
ситуации стресса, несмотря на благоприятную эмоциональную атмосферу на уроках.
И совсем другое дело, если задает вопрос плюшевый лисенок или божья коровка.
2.
Ученик-кукловод. В этой учебной ситуации главную роль играет сам ученик, он в
роли куклы не боится и не стесняется брать на себя ответственность и спрашивать
других детей. Тем самым мы даем возможность проявить себя как одаренным детям,
так и застенчивым, и малообщительным. Создаем заведомо выигрышную ситуацию
успеха
не
только
для
ребенка-кукловода,
но
и
для
всего
класса.
По
моим
наблюдениям, чем чаще ребенок играет главную роль в кукольном представлении, тем
меньше внутренних «зажимов» у него остается, тем лучше становятся отношения
между ним и другими учениками в классе.
3.
«Играют
все».
Когда
каждому
ребенку
достается
маленькая
роль
и
дети
сами
придумывают
свои
мини-спектакли,
мини-диалоги,
при
это
можно
проигрывать
диалоги
в
мини-группах
по
2-4
человека,
а
можно
задействовать
весь
класс
и
составить свою уникальную историю со множеством персонажей.
Таким образом, через игру с перчаточными и пальчиковыми куклами, мы реализуем на уроке
основную
цель
изучения
любого
иностранного
языка:
формирование
и
развитие
коммуникативных речевых навыков и умений. Это и говорение, и составление диалогов и
монологов, и отработка вокабулярия по теме, и повышение мотивации к изучению языка, и
развитие коммуникативных навыков, и развитие речи, мышления, памяти, воображения,
творческих способностей.
Использование кукол реализует сразу несколько видов игровой деятельности – это и
драматизация,
и
сюжетно-ролевая
игра.
И,
конечно,
игра
дидактическая.
Любая
дидактическая
игра
имеет
учебную
цель,
поэтому
основным
ее
компонентом
является
дидактическая задача, скрытая от ребенка в игровом задании.
А как же подвижные игры? Мы используем и их – ведь вместо привычной физкультминутки
на
уроке
всем
гораздо
интереснее
подвигаться
под
зажигательную
песенки,
выполняя
команды и, одновременно, тренируя новую лексику. Так, мы часто используем обучающие
песни – тренирующие использование глаголов, цифр, цветов, дней недели, времен года,
грамматических конструкций и так далее. Ведь гораздо легче и веселее запомнить слова
песни или стихотворения, чем просто заучить новые слова из словарика.
А кроме традиционных физкультминуток можно, например, в игровой форме снять мини-
видеоклип
и
отправить
его
на
почту
«Сетевого
города»
родителям
героев.
Вариантов
использования подвижных игр на уроках – на самом деле очень много.
Игры строительные мы также используем на своих занятиях, например, дети слушают
команды
учителя
в
какой
цвет
нужно
раскрасить
ту
или
иную
часть
картинки.
Или
небольшими группами по 4-5 человек выполняют задание по созданию дома из блоков-слов,
описание которых дает учитель. И так далее.
Кроме того, мы много используем настольных игр для тренировки вокабулярия – игры-
карточки, игры-фишки по типу «Читай-хватай English» и т.п.
Во внеурочной деятельности мы с учениками также используем драматизацию – в конце
каждой четверти уже традиционно представляем учащимся начальной школы театральную
постановку с участием учеников пятых и девятых классов. Обычно это интерактивные
спектакли на двух языках с активным участием зрителей в постановке.
В результате использования игровых методик дети лучше усваивают материал, ведут себя
более раскрепощенно, на уроке возникает дружеская и командная атмосфера, и формируется
положительное
отношение
к
учебе
и
английскому
языку,
в
частности.
Дети
стараются
мыслить необычно, дома продумывают, какие новые сценарии предложить на уроке, и как их
сформулировать. А также с удовольствием участвуют в различных конкурсах, воспринимая
их как одну из составляющих игры . Мы избавляем детей от стресса и как результат – имеем
позитивно
настроенные
классы,
готовые
к
различным
видам
деятельно сти,
самосовершенствованию и самореализации. Готовые ставит перед собой цели и достигать
их.
Однако, не стоит забывать, что на любом уроке и в любом виде деятельности именно
учитель должен мягко направлять, создавая спокойную благожелательную атмосферу.
Именно педагог способствует сближению детей, созданию атмосферы для общей работы,
сотрудничества и взаимопонимания. От того, какой учитель создаст климат на уроке, сумеет
смоделировать
ситуацию
успеха
для
каждого,
во
многом
зависит
успешность
и
самореализация ученика в будущем.
Рискуйте, любите своих учеников, веселитесь и играйте с детьми на уроках английского
языка, и все у вас получится!
i
Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М.Г.Ермолаева.- 2-е изд., доп.-
Спб.: СПбАППО, 2005.- С.3-25