Автор: Ожигова Светлана Александровна
Должность: преподаватель экономики
Учебное заведение: ГБПОУ "Безенчукский аграрный техникум"
Населённый пункт: п. Безенчук, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Опыт работы цикловой комиссии социально – экономического профиля при работе по стандартам ФГОС 4 поколения
Раздел: среднее профессиональное
Опыт работы цикловой комиссии социально – экономического профиля при работе по
стандартам ФГОС 4 поколения
Доклад
Преподаватели цикловой комиссии специальных и общепрофессиональных
дисциплин технологического отделения обучают студентов по специальности 38.02.01
«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
При составлении рабочих программ по дисциплинам и профессиональным модулям
преподаватели опирались на ФГОСы по данным специальностям. Все программы составлены в
соответствии с требованиями, предъявляемыми к их оформлению.
По специальности специальностям 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
прошла аккредитация в 2019 г.
Новое поколение федеральных государственных стандартов основано на формировании
содержания образования «от результата», а их системообразующим компонентом становятся
характеристики профессиональной деятельности выпускников. Очевидны различия с
предыдущими поколениями образовательных стандартов, основным компонентом которых
являлись требования к минимуму содержания обучения, т.е. фиксированный объем учебного
материала, обязательного для изложения преподавателем.
Принципиальное отличие нового стандарта является, то, что в его основу положены не
предметные, а ценностные ориентиры. В качестве главного понятия современного образования
выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей
профессионального обучения.
Дисциплины и модули
Базовой основой обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда.
Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных
программ, которые требуют серьёзного методического осмысления .
В
содержании
профессионального
образования
модуль
как
новая
структурная
единица
занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как
перечень
видов
профессиональной
деятельности
и
соответствующих
профессиональных
компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт,
который
опирается
на
комплексно
осваиваемые
умения
и
знания.
Эта
последовательность
приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС СПО в разделе, описывающем требования к структуре и
содержанию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).
Преподавателями
нашей
комиссии
в
2018
–
2019
учебном
году
разработаны
рабочие
программы по дисциплинам и модулям:
Горащенко В. И.
1.
Основы бухгалтерского учета (специальность 080114)
Ковалева М. В.
1.
ПМ 01. Управление ассортиментом товаров мдк 01.01. Основы управления
ассортиментом товаров.
2.
ПМ 01. мдк 01.05. Товароведение непродовольственных товаров
Ожигова С. А.
1.
дисциплина Статистика (специальность 38.02.01 )
2.
ПМ 04.мдк 04.02. Анализ финансовой отчетности (специальность
3.
дисциплина Основы предпринимательства
4.
Эффективное поведение на рынке труда
5.
Введение в профессию: общие компетенции профессионала
Попова Ю. А..
1.
ПМ 02 мдк 02.02 «Инвентаризация»
2.
ПМ 03 мдк 03.01 «Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»
3.
ПМ 05 «Касса»
4.
дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит»
5.
дисциплина «Аудит»
6.
ПМ 06 «Касса» (специальность 38.02.01 )
7.
ПМ 01 мдк 01.02 «Организация управления торговой организацией» (специальность
100801) находится в разработке.
Практики
Новое
содержание
практико-ориентированного
обучения:
учебная
практика
и
производственные
практики
входят
в
состав
профессиональных
модулей
по
видам
профессиональной
деятельности.
Особенность
производственной
практики
по
специальностям
является деление на практику по профилю специальности и преддипломную.
Преподавателями комиссии разработаны следующие программы практик:
Учебная по модулю ПМ 04 «Кассир» Попова Ю. А.),
Учебная по модулю ПМ 01 «Управление ассортиментом товаров» (Бараковская О. В., Ковалева
М. В).
Попова Ю. А. разработала по всем своим дисциплинам программы учебных практик.
Производственная по (профилю специальности) для специальности 38.02.01 «Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям) Горащенко В. И..
В стадии доработки находится программа производственной (предпипломной) практики по
этой же специальности.
Промежуточная аттестация.
Видами промежуточной аттестации
при введении ФГОС третьего поколения становятся
дифференцированные зачеты, экзамены по дисциплинам, комплексные экзамены по нескольким
дисциплинам и квалификационные экзамены.
Преподавателями комиссии ведется работа по разработке КОСов для специальности 100801
«Товароведение и экспертиза качества продовольственных товаров» по дисциплинам и модулям:
Находятся в разработке КОС по дисциплине Основы коммерческой деятельности (экзамен);
ПМ 01. мдк 01.01 Основы управления ассортиментом товаров КОС для проведения экзамена ;
КОСы для квалификационного экзамена.
По
каждому
профессиональному
модулю
проводится
квалификационный
экзамен,
он
проверяет
готовность
обучающегося
к
выполнению
указанного
вида
профессиональной
деятельности и сформированность у него компетенций.
Контрольно-оценочные
средства
для
проведения
квалификационного
экзамена
включают
теоретические
и
практические
задания.
Практические
задания
должны
н о с и т ь
междисциплинарный,
комплексный
характер,
их
содержание
должно
быть
максимально
приближено к условиям будущей профессиональной деятельности.
В течении учебного года разработаны КОСы для проведения квалификационных экзаменов по
ПМ 4 Кассир» Специальность 38.02.01(Бараковская О. В., Попова Ю. А.).
Для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» разработаны КОСы
для проведения квалификационных экзаменов по ПМ …………
Итоговая аттестация вв виде выпускной квалификационной работы (ВКР).
В этом учебном году предстоит итоговая аттестация студентов по специальности 080114
«Эеономика и бухгалтерский учет (по отраслам).
Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний
выпускника
по
специальности
при
решении
конкретных
задач,
а
также
выяснению
уровня
подготовки
выпускника
к
самостоятельной
работе.
.Выпускная
квалификационная
работа
выполняется в виде дипломной работы.
Тематика
дипломных
работ
разработана
и
утверждена
на
заседании
цикловой
комиссии.
Однако возникла проблема с закреплением конкретных тем дипломной работы за студентами.
Причина – не все студенты смогли определиться с местами преддипломной практики. Прошло
назначение преподавателей руководителями дипломных работ.
Горащенко В. И. – 9 человек
Зубова М. В. – 11 человек
Ожигова С. А. – 4 человека
Попова Ю. Ю. А. – 2 человека.
Распределены консультации по дисциплинам между преподавателями.
Бухгалтерский учет – Горащенко В. И., Зубова М. В.
Анализ финансовой отчетности предприятия – Зубова М. В., Ожигова С. А.
Не полностью продуман вопрос о рецензировании ВКР. Вопрос находится на рассмотрении.
Составлены методические указания по написанию ВКР. Консультации студентов по написанию
дипломной работы будут проводиться по графику, индивидуально.
ВКР сдается в переплетенном виде, с отзывом руководителя и рецензией работодателя, не
позднее чем за неделю до защиты.
Защита ВКР будет проводиться студентом в присутствии государственной аттестационной
комиссии.