Автор: Уварова Светлана Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №6 СПДС "Иволга"
Населённый пункт: г.о. Жигулёвск г Жигулёвск Самарской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе театрально- игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование
Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе
театрально-игровой деятельности (из опыта работы).
1 слайд.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-
личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из
компонентов Государственного стандарта дошкольного образования.
2 слайд
Социализация дошкольника предполагает:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания.
Данные задачи решаю на музыкальных занятиях, развлечениях,
праздниках через театрально – игровую деятельность
3 слайд.
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
В
образовательной
деятельности
эту
задачу
я
решаю
используя
инсценирование русских народных песен: «На зелёном лугу», «Как у наших у
ворот», «Где был, Иванушка?», «А я по лугу», «На мосточке». «Во кузнеце».
«Пошла млада за водой», «Ходила младёшенька по борочку», «Ой, вставала я
ранёшенько»;
потешек
и
прибауток:
«Ладушки»,
«Зайка»,
«Две
тетери»
«Скок, скок, поскок», «Бай качи, качи, качи», «Украл котик клубочек», «Поёт,
поёт соловушка», в которых поётся о прославлении труда, защите слабых и
обиженных, уверенности в победе добра над злом. Где ребенок встречается с
идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное
нравственное отношение к жизни.
4 слайд. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстникам
В образовательную деятельность включаю разработанные О. Радыновой
музыкальные игры-сказки. В которых можно условно выделить некоторую
этапность разучивания творческих игр:
первый этап – ознакомительный;
второй – поисково-творческий;
третий - творческий.
На первом этапе педагог в группе знакомит детей с содержанием сказки. А
на музыкальных занятиях мы с детьми слушаем музыкальные произведения,
определяем
характер
музыки,
знакомимся
с
творчеством
композитора,
написавшим
эту
музыку
или
композиторами,
сопоставляем
музыку
с
характером героя или героев.
На
втором
поисково-творческом
этапе
дети
исполняют
коллективно
одну
роль,
меняются
ролями
и
обсуждают
удачно
найденные
движения.
Также провожу комплексные занятия, чтобы дети вслушивались в музыку,
рисуя образы сказки, изготавливали элементы декораций и атрибутов.
Третий этап – творческий – включает в себя закрепление усвоенных
умений
и
творческое
их
комбинирование.
Дети
по-прежнему
меняются
ролями, запоминают и узнают музыкальные характеристики, импровизируют.
Постепенно
их
импровизации
становились
всё
более
выразительными
и
оригинальными.
Освоив
сказку
в
ритмопластике,
мы
приступаем
к
разучиванию её по ролям (выразительное произношение коротких реплик).
В
итоге
музыкальная
игра-сказка
превращается
в
спектакль,
который
показываем
детям
других
групп
и
родителям.
Таким
образом
была
поставлена сказка балет «Лебединое озеро», которое было представлено на
ОМО
музыкальных
руководителей
в
апреле
2019г.
Этот
спектакль
сопровождался
музыкой
одного
композитора-классика.
Дети
запомнили
фамилию композитора, погрузились в мир его музыки.
На осеннем утреннике мы показали сказку «Дюймовочка» она была озвучена
музыкой разных композиторов. Дети привыкли к интонации их музыкальной
речи.
Мелодии
стали
любимыми,
узнаваемыми,
пополнили
«копилку
впечатлений» ребёнка, вызывали яркие эмоциональные реакции.
5 слайд. Становление самостоятельности и инициативы .
Чтобы дети проявляли самостоятельность, инициативу, строили общение и
взаимодействие
со
взрослыми
и
сверстниками
при
работе
над
инсценировками
песен,
музыкальными
играми-сказками,
постановкой
спектаклей для распределением ролей к ним, использую приёмы, которые
придумали
наши
воспитатели,:
сказочный
сундучок,
волшебная
карусель
сказок,
волшебный
кубик,
волшебный
платок,
волшебное
зеркало,
рассказывание сказочного персонажа о себе, сказочный домик, сказочный
мешочек, телевизор, приём превращения, волшебная путаница, калейдоскоп
эмоций, сказочные стихи, очки, радио. Эти приёмы формируют у детей
умение общаться и договариваться между собой, учат уступать друг другу,
выслушивать
советы
и
мнения
других,
прислушиваться
к
замечаниям
сверстников и взрослых, делать свои выводы.
6 слайд. Развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Порой взрослому и умному человеку бывает не легко выйти и выступить
пред слушателями, донести до них свои знания и мысли. Зачастую, мы не
придаем значения переживаниям детей, считая их пустяками, не
заслуживающими внимания. А ребенок остается один на один со своими
эмоциями и не всегда находит силы справиться с ними самостоятельно. А это
отражается на формировании характера и самооценки, на общении со
сверстниками и может серьезно осложнить его жизнь в дальнейшем. В этом
мне помогают куклы –монсики (Хохотайка, Мими-ценитель красоты,
Бессмертный, Нескучайка, Миротворец), с программой которой «Академия
Монсиков» работают наши педагоги (они проходили специальное обучение)
и знакомят нас. С помощью этих кукол, учу детей основам сложного
искусства управления эмоциями, учу различать и называть основные эмоции
и чувства, выражать их с помощью мимики, жестов, пантомимы, соотносить
мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием, какие
чувства вызывают те или иные поступки, и как настроение может влиять на
поведение человека. Учу давать определение каждому чувству. Даю понять,
что чувства не могут быть плохими или хорошими. Человек в разных
жизненных ситуациях чувствует злость и радость, недовольство, страх,
гордость и неуверенность. Объясняю, что плохими могут быть поступки, а не
чувства