Напоминание

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе театрально- игровой деятельности


Автор: Уварова Светлана Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №6 СПДС "Иволга"
Населённый пункт: г.о. Жигулёвск г Жигулёвск Самарской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе театрально- игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе

театрально-игровой деятельности (из опыта работы).

1 слайд.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-

личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из

компонентов Государственного стандарта дошкольного образования.

2 слайд

Социализация дошкольника предполагает:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и

нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и

сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со

сверстниками

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции

собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной

отзывчивости, сопереживания.

Данные задачи решаю на музыкальных занятиях, развлечениях,

праздниках через театрально – игровую деятельность

3 слайд.

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

В

образовательной

деятельности

эту

задачу

я

решаю

используя

инсценирование русских народных песен: «На зелёном лугу», «Как у наших у

ворот», «Где был, Иванушка?», «А я по лугу», «На мосточке». «Во кузнеце».

«Пошла млада за водой», «Ходила младёшенька по борочку», «Ой, вставала я

ранёшенько»;

потешек

и

прибауток:

«Ладушки»,

«Зайка»,

«Две

тетери»

«Скок, скок, поскок», «Бай качи, качи, качи», «Украл котик клубочек», «Поёт,

поёт соловушка», в которых поётся о прославлении труда, защите слабых и

обиженных, уверенности в победе добра над злом. Где ребенок встречается с

идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное

нравственное отношение к жизни.

4 слайд. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и

сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со

сверстникам

В образовательную деятельность включаю разработанные О. Радыновой

музыкальные игры-сказки. В которых можно условно выделить некоторую

этапность разучивания творческих игр:

первый этап – ознакомительный;

второй – поисково-творческий;

третий - творческий.

На первом этапе педагог в группе знакомит детей с содержанием сказки. А

на музыкальных занятиях мы с детьми слушаем музыкальные произведения,

определяем

характер

музыки,

знакомимся

с

творчеством

композитора,

написавшим

эту

музыку

или

композиторами,

сопоставляем

музыку

с

характером героя или героев.

На

втором

поисково-творческом

этапе

дети

исполняют

коллективно

одну

роль,

меняются

ролями

и

обсуждают

удачно

найденные

движения.

Также провожу комплексные занятия, чтобы дети вслушивались в музыку,

рисуя образы сказки, изготавливали элементы декораций и атрибутов.

Третий этап – творческий – включает в себя закрепление усвоенных

умений

и

творческое

их

комбинирование.

Дети

по-прежнему

меняются

ролями, запоминают и узнают музыкальные характеристики, импровизируют.

Постепенно

их

импровизации

становились

всё

более

выразительными

и

оригинальными.

Освоив

сказку

в

ритмопластике,

мы

приступаем

к

разучиванию её по ролям (выразительное произношение коротких реплик).

В

итоге

музыкальная

игра-сказка

превращается

в

спектакль,

который

показываем

детям

других

групп

и

родителям.

Таким

образом

была

поставлена сказка балет «Лебединое озеро», которое было представлено на

ОМО

музыкальных

руководителей

в

апреле

2019г.

Этот

спектакль

сопровождался

музыкой

одного

композитора-классика.

Дети

запомнили

фамилию композитора, погрузились в мир его музыки.

На осеннем утреннике мы показали сказку «Дюймовочка» она была озвучена

музыкой разных композиторов. Дети привыкли к интонации их музыкальной

речи.

Мелодии

стали

любимыми,

узнаваемыми,

пополнили

«копилку

впечатлений» ребёнка, вызывали яркие эмоциональные реакции.

5 слайд. Становление самостоятельности и инициативы .

Чтобы дети проявляли самостоятельность, инициативу, строили общение и

взаимодействие

со

взрослыми

и

сверстниками

при

работе

над

инсценировками

песен,

музыкальными

играми-сказками,

постановкой

спектаклей для распределением ролей к ним, использую приёмы, которые

придумали

наши

воспитатели,:

сказочный

сундучок,

волшебная

карусель

сказок,

волшебный

кубик,

волшебный

платок,

волшебное

зеркало,

рассказывание сказочного персонажа о себе, сказочный домик, сказочный

мешочек, телевизор, приём превращения, волшебная путаница, калейдоскоп

эмоций, сказочные стихи, очки, радио. Эти приёмы формируют у детей

умение общаться и договариваться между собой, учат уступать друг другу,

выслушивать

советы

и

мнения

других,

прислушиваться

к

замечаниям

сверстников и взрослых, делать свои выводы.

6 слайд. Развитие социального и эмоционального интеллекта,

эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Порой взрослому и умному человеку бывает не легко выйти и выступить

пред слушателями, донести до них свои знания и мысли. Зачастую, мы не

придаем значения переживаниям детей, считая их пустяками, не

заслуживающими внимания. А ребенок остается один на один со своими

эмоциями и не всегда находит силы справиться с ними самостоятельно. А это

отражается на формировании характера и самооценки, на общении со

сверстниками и может серьезно осложнить его жизнь в дальнейшем. В этом

мне помогают куклы –монсики (Хохотайка, Мими-ценитель красоты,

Бессмертный, Нескучайка, Миротворец), с программой которой «Академия

Монсиков» работают наши педагоги (они проходили специальное обучение)

и знакомят нас. С помощью этих кукол, учу детей основам сложного

искусства управления эмоциями, учу различать и называть основные эмоции

и чувства, выражать их с помощью мимики, жестов, пантомимы, соотносить

мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием, какие

чувства вызывают те или иные поступки, и как настроение может влиять на

поведение человека. Учу давать определение каждому чувству. Даю понять,

что чувства не могут быть плохими или хорошими. Человек в разных

жизненных ситуациях чувствует злость и радость, недовольство, страх,

гордость и неуверенность. Объясняю, что плохими могут быть поступки, а не

чувства



В раздел образования