Напоминание

"Наш веселый огород"


Автор: Каляганова Любовь Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №50 "Дюймовочка"
Населённый пункт: город Заволжье, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Наш веселый огород"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №50 «Дюймовочка»

Конспект

занятия в подготовительной группе

на тему: «Наш Веселый огород»

Разработала: воспитатель Каляганова Л.А

2019 г.

Программное содержание:

Способствовать расширению представлений детей о появлении первых огородов, об

обустройстве огорода: парник, грядки, междурядья.

В ходе экспериментальной деятельности познакомить детей с материалами,

пропускающими свет, необходимый для роста и развития теплолюбивых растений.

Содействовать умению детей ориентироваться по планкарте, понимать и владеть

понятиями «перед», «между», «налево», «направо».

Способствовать формированию представлений о приготовлении разнообразных блюд

из овощей.

Продолжать формировать умение действовать в звеньях.

Приучать детей планировать размещение посадок на огороде.

Активизировать познавательную деятельность путем отгадывания кроссворда,

загадок.

Способствовать развитию умения подбирать слова- синонимы, слова-антонимы.

Развивать умение делать выводы на основе собственного опыта, смекалку, умение

устанавливать причинно – следственные связи.

Вызвать доброжелательные отношения в коллективе, любовь к родному краю.

Материал и оборудование: плакат с кроссвордом, стол, материалы: пластик, кусочки

стекла, ткань, бумага, фольга, пленка; корзина с овощами; ватман для планкарты,

простые и цветные карандаши: магнитофон, аудиозаписи песен, костюм для Чучела.

Словарь: грядка, междурядья, теплица, парник

Ход занятия:

Педагог спрашивает детей, любят ли они путешествовать, и предлагает им

отгадать загадку.

Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.

И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя.

В:- Как вы думаете, что это? У кого из вас, ребята, есть огород? Что выращивает ваша

семья на огороде?

Возможные ответы детей

- Наша бабушка выращивает на огороде очень много разных овощей: и свеклу,

капусту, и лук, и чеснок.

-А мы с мамой и папой сажаем картошку и огурцы. Даже цветы: бархатцы и

нарциссы. Потому что они вредителей отпугивают: кротов и мышей.

В:- А как вы думаете, когда люди стали разрабатывать огороды?

Возможные ответы детей

-Еще древний человек пытался сажать в землю семена растений. Потом их собирал.

- Да, люди питались растительной пищей: корешками, плодами, клубнями, листьями.

Самые вкусные они отбирали для созревания семян, а затем их сажали. Люди

огораживали свои посадки от животных.

Педагог предлагает детям прослушать рассказ.

В далекие – далекие времена вошли в меню человека овощи – травянистые растения,

у которых едят какие-либо сочные части: листья, корни, побеги, цветы, плоды. Две

тысячи лет назад “дедки посадили первые репки”, первые щи были сварены четыре

тысячи лет назад. В старину хозяин маленького клочка земли старался посадить

возле своего дома все, что ему нужно для еды, для лечения и для красоты.

Больше всего ценит человек овощи, так как они помогают ему быть здоровым и

бодрым. Овощи богаты витаминами. Открыл витамины русский доктор Н.И. Лунин

1880 году.

В: - Ребята, мы с вами отправимся в путешествие на Веселый Огород нашего детского

сада. А сопровождать нас будет, как вы думаете, кто?

предположения ребят

- Может быть, птицы, которые возвращаются весной?

- А может кто-то из наших родителей?

- А я думаю, что мы пойдем с неизвестным гостем.

Справится с нашими предположениями поможет

кроссворд.

ч

е

с

н

о

к

у

к

р

о

п

ч

е

л

о

в

е

к

р

е

п

к

а

л

у

к

о

г

у

р

е

ц

1. Его зубчики едят в сыром виде, добавляют при засолке помидор и огурцов.

2. Вот пахучая загадка – парашютики над грядкой,

День и ночь они висят, опуститься не хотят.

Ну-ка, берегись, микроб! Поднял голову ……

3. Кто выращивает богатый урожай в полях и огородах?

4. Показался желтый бок, только я не колобок.

Не из мягкого я теста, покати – не тронусь с места.

Приросла к земле я крепко, позови меня….Я ……..

5. Сидит Игнат на грядке, весь в заплатках,

Кто трогает, тот и ревет.

6. Покуда зелен – всем хорош, состарился – не ставят в грош.

По возможности дети самостоятельно вписывают отгадки в кроссворд.

В:- Отгаданы все загадки. Кто, дети, из вас самостоятельно без помощи взрослого

сможет прочитать ответ, как школьник, в первом вертикальном столбике? Что

прочитал Женя? А ты согласна с Женей Алина? Да, “ Ч у ч е л о ”. Ой, ребята, слово

какое-то новое, незнакомое, смешное! Что же оно обозначает?

Слышится шум, звон, шум жестяных банок. Входит Чучело.

Ч:- Здравствуйте, дети! Ох, и устал же я ждать, пока вы решите кроссворд. Хотелось,

чтобы вы сами догадались, кто вас поведет в мир приключений по Веселому огороду.

Знаете, откуда я, Чучело, появился? А вам интересно?

Чучело предлагает детям прослушать рассказ

Когда – то, давным-давно крестьяне ломали голову над тем, как спасти от

прожорливых птиц полученный с большим трудом урожай. Тогда и придумали делать

чучела. Они набивали старую одежду соломой, прикрепляли устрашающую фигуру к

шесту и устанавливали чучело на полях и огородах. Но вскоре люди поняли всю

тщетность своих усилий. В действительности чучело отпугивало птиц всего

несколько часов. Затем сообразительные пернатые быстро привыкли к странному

истукану на середине поля и вальяжно отдыхали на нем между пышными трапезами.

В: Да, Чучело, на самом деле видно, что ты доброе и безобидное. Дети, а как вы

думаете, какими словами можно назвать чучело?

Возможные ответы детей:

- Охранник. Стражник. Пугало.

В: - Может, будем называть Огородный стражник. Согласны? Ведь пугало помогает

нам спасать наши огороды от непрошенных гостей. С весны до осени в жаркую

погоду, в дождливый день и в звездную ночь оно стоит на огороде, прислушивается к

шуршанию листьев, ботвы, участвует в овощных беседах.

Чучело: Да, я помогаю человеку. А человек больше всего ценит овощи, так как они

помогают ему быть здоровым и бодрым. Овощи богаты витаминами. Открыл

витамины русский доктор Н.И. Лунин 1880 году. “Витамин” – от латинского слова

“вита”, что означает “жизнь”. Мы с овощами постараемся помочь вам, ребята,

постичь многие тайны из жизни витаминов с грядки.

Итак, идем со мной на веселый огород? А возьму я с собой самых внимательных,

любознательных и аккуратных детей.

В:- Чучело. В нашей группе есть планкарта, которая показывает все объекты на

территории нашего сада. Позволь, наши дети попробуют найти Веселый огород. Дети,

как по-вашему, с помощью какого знака мы узнаем огород?

Возможные ответы детей

- Думаю, что прямоугольники со знаками моркови- грядки.

-Да, Да, прямоугольные грядки построились друг за другом, а вокруг огорода заборчик.

Хорошо, идем по карте, называем направление движения.

Вопросы к детям:

-В какую сторону мы пойдем? Вправо или влево? Между какими объектами находится

огород? С какой стороны удобнее зайти? Где находится вход на огород?

Дети строятся за Чучелом, замыкающий воспитатель. Дети продвигаются по

территории д/с по направлению к огороду.

Ч: - Вот и Веселый огород! Вы правы. Встречает нас яркая вывеска с овощами. Дети, а

как вы считаете, овощи растут здесь круглый год? Почему?

Возможные ответы детей

- Нет, не круглый год, зимой огород заносит снегом.

-Все посадки делают весной, когда земля становится теплой.

- Мы работаем на огороде весной, летом и осенью.

В: - Чучело, мы знаем, что живем там, где длинная холодная зима, и короткое теплое

лето. Знаешь ли ты, что на огородах построено для быстрого роста и созревания

овощей? Что поможет укрыть молодые растения от мороза, холодного ветра и дождя?

Ведь некоторым овощные культурам, например помидорам, огурцам, перцам

требуется особенно много света и тепла.

В: - Позволь нам загадки прочитать, а ты теперь попробуй, отгадай! И вы, дети,

помогите Чучелу!

Воспитатель предлагает детям загадать загадку для Чучела.

Парник.

На даче у бабушки домик стоит, прозрачною пленкою сверху накрыт.

Но бабушка с дедушкой в нем не живут, в домике том помидоры растут.

Чтоб не случилось с погодой весной, домик укроет и в холод, и в зной.

На участке небольшом мастер вмиг построил дом,

В нем и сухо и тепло, и удобно и светло,

Здесь рассада притаилась, ну а позже разветвилась,

И веселым, жарким летом, в месяце июле где-то,

В доме этом молодцы, созревают огурцы.

Чучело: Да как же такой домик назвать? Не знаю…

В:- Дети, может, маленькую подсказку скажем для Чучело? А подсказка будет в игре

«Скажи наоборот». Например, я говорю хорошо, а вы…плохо. Если дети правильно

подберут слова, Чучело справится с заданием. Внимание!

Там холодно? - Нет, тепло.

Там темно? – Нет, светло.

Там сухо? – Нет, там влажно.

Там тесно?- Нет, там просторно.

В: -Дети, а как бы вы назвали такой дом? Как вы считаете?

Возможные ответы детей

- У нас на огороде есть теплица большая, в ней растут помидоры и огурцы.

- А на нашем огороде еще и маленькие есть укрытия для растений. Бабушка туда

семена огурцов прямо в землю сажает.

- Парник и у нас есть. Когда холодно, парник плотно закрывают, чтобы молодым

растениям было тепло.

Ч: - Ух, ты, Теплица, парник.

В: - Дети, а вы знаете, какие материалы могут пропускать солнечный свет так

необходимый для растений? Посмотрите, у меня есть разные материалы: пластик,

кусочки стекла, ткань, бумага, фольга, пленка. Сейчас вы можете это проверить. Если

материал просвечивает, прозрачный, растение получит достаточное количество света.

Воспитатель выкладывает материалы на столик. Дети знакомятся с материалами.

В: Что это за материалы прозрачные? Как вы думаете? С кем согласен Миша?

Возможные ответы детей

- Вижу через пленку и стекло. Через ткань вижу, только в дырочки немножко. Очень

мало света.

- Я согласен. Потому что пластмасса совсем не прозрачная. И через фольгу и бумагу

ничего не вижу.

В: Догадались, молодцы. Да, стекло, пленка. А еще они защищают растения и от ветра,

сохраняют тепло.

Такие растения как картофель, редис, тыква, морковь боле устойчивы к перепадам

температур. Их можно сажать на открытой разрыхленной полосе почвы. Только я

забыла, как она называется. Может быть, вы, дети, подскажете.

Возможные ответы детей:

- Полоска земли – грядка.

Ч: Да-да, я - охранник грядок. Отгадали! Только между грядками есть еще полосы, по

которым мы проходим, ухаживаем за овощами. Послушаете еще раз: между грядками.

Каким словом можно назвать эти полосы? Как вы думаете?

Возможные ответы детей

- Я думаю, межгрядья.

- Нет, правильно междурядья. Потому что между рядами с овощами.

Ч: Для чего и как делаются бортики на грядке?

Возможные ответы

-Бортики нужны, чтобы грядка была повыше, и бортики защищают растения от

сорняков.

- Мы грядки будем поливать, и вода останется вокруг корней растений, а не на

междурядьях.

В: Чучело, по-моему, наши дети правильно ответили на твои вопросы, а теперь и на

деле им пора показать, как мы трудимся, когда выращиваем овощи. Сейчас мы

разделимся на первый, второй, третий, пройдем в междурядья и все тебе покажем и

расскажем.

Воспитатель предлагает детям отдохнуть, провести физкультминутку.

Дети делятся на три звена, проходят друг за другом в междурядья.

Физкультминутка:

Грабли в руки взяли, грядки причесали,

Мы водой прохладной грядки поливали!

Раз-два, раз-два! Грядки поливали.

(выполняем имитирующие

движения пальчиками)

Семена редиса в землю мы сажали

Раз-два, раз-два! Вот как мы сажали!

( наклоны вперед

- повороты вправо – влево)

Ч:- Да, у таких трудолюбивых детей все хорошо получается. А что за таблички с

рисунками стоят впереди на грядке? Кто знает? О чем они рассказывают?

Напоминают?

Возможные ответы детей:

-Табличка покажет, какой овощ скоро появится на грядке, чтобы знать, как

правильно ухаживать. Например, капусту почаще поливай.

- Если грядка с укропом, будь осторожен при прополке, чтобы молодые растения не

вытащить!

- И еще молодые листья у укропа и моркови очень похожи. А табличка и поможет

разобраться, какой это овощ.

В:- Чучело, наши дети знают, что раньше все ягоды, овощи были семенами. Семена

посажены в землю, их не видно. Чтобы не забыть о посадках, не перепутать, записать

день посадки, и нужны метки и таблички. А вы, дети, сможете показать, как из

семечка появляется растение?

Возможные ответы детей:

- Сначала семя посадили. Затем появляется корешок, а потом растет стебелек, и

листочки.

- Да, покажем. Мы помним, как рассада появляется, когда сажали в группе семена.

Психогимнастика “Превращения”

Представьте, что вы – семечко, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем

маленькое, слабое, хрупкое. Но вот чьи-то добрые руки принесли воду, полили семечко

и оно начинает прорастать. Пригрело ласковое солнце, и растение стало расти всё

выше и выше, поднимая свои листики к свету.

Дети, сложив ладони перед собой, поднимаются вверх, имитируя произрастание

ростка из семечка.

В: - Вот какие дружные всходы в нашем саду-огороде! А знаешь ли ты, Чучело, когда

люди овощи соберут, что сделают с морковкой и капустой, чтобы они принесли

больше пользы здоровью человека? Чтобы витамины помогали нашим детям расти

крепкими и радостными, не болеть?

Ч:- И что же? В моей корзине много овощей. Что же с ними происходит?

Чучело достает корзину с овощами, подает воспитателю

В:- Спасибо! Поиграем, дети? Если поиграешь с нами, Чучело, узнаешь… А игра

называется… Игра “Что потом?” Чтобы урожай запасти на весь год, мы

перерабатываем овощи, а как именно? Нужно поразмышлять. Вы называете свое

мнение, а остальные дети могут дополнять. Готовы?

Каждое звено может взять по три овоща, и рассказать о том, что же с ними произойдёт

в дальнейшем:

огурец – сделают салат;

помидор – закатают в банку;

морковь - отожмут сок

свекла - положат в борщ

укроп – высушат для приправы

чеснок – съедят с супом

капуста – засолят;

подсолнечник - сделают масло

картофель – приготовят пюре, суп

Ч:- Вот это да! И солят, и сушат, и варят! В знак признательности, дети, я подарю вам

овощи. Но с условием, что вы пригласите меня попробовать те блюда, которые вы из

них приготовите. Договорились?

Возможные ответы

- Мы приготовим тебе салат винегрет и даже позовем тебя этому поучиться!

В:- Обязательно позовем! Обещаем! Наши дети, Чучело, любят свою Родину, землю, и

хотим тебе рассказать об этом в стихотворении.

Чтение стихотворения ребенком:

По таинственным законам, непонятным до сих пор,

Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.

Баклажаны синие рядом с желтой дынею.

А земля – черным – черна, а земля для всех одна. О. Бундур

Ч:- Спасибо, ребятишки за добрые стихотворения.

В: Пожалуйста! Если внимательно присмотреться к нашему огороду, то можно даже

планкарту нарисовать, весной заранее распланировать, где поставим теплицу, какие

овощи посадим на грядках, где тебе, наше доброе Чучело, охранять посевы и всходы.

Дети, а вы бы хотели нарисовать такой план? Вижу, что готовы. Тогда возвращаемся в

группу, и начинаем дело. А помощницей пусть будет песня про Веселый огород.

дети строятся в колонну, впереди Чучело, замыкает воспитатель. Воспитатель

предлагает детям спеть песню Весёлый огород. Ю. Чичков, П. Синявский.

1. Подрастает ряд за рядом огуречная рассада.

А редиска и морковка в глубину ныряют ловко.

Припев: Вот весёлый огород!

Что здесь только не растёт -

Сколько хочешь овощей

Для окрошки и для щей.

2. Пропололи мы все грядки, и с поливкой всё в порядке:

До корней земля намокла - без дождя напьётся свёкла.

Припев

3.Зеленеют друг за дружкой: лук, чеснок, салат, петрушка.

И как будто светофоры покраснели помидоры.

Припев

4.Было пусто - стало густо, подбоченилась капуста

И на ножках-кочерыжках к нам домой пришла вприпрыжку.

В группе проходит совместная деятельность детей со взрослыми. (звучит

аудиозапись песен про овощи и огород. Детям предлагаются простые, цветные

карандаши, линейки

В:- Какая сторона огорода более солнечная? Какие овощи здесь будут лучше расти? С

помощью каких геометрических фигур мы обозначим морковь, капусту, картошку?

Каким цветом или оттенком? Для выращивания каких растений поставим парники?

Какой ширины будет грядка, а какой ширины междурядья? Какие овощи посадим на

салат, а какие для приготовления супа? Где будет удобен вход? - Чучело, выбирай себе

место для жительства!

Обговариваются условные обозначения, разрабатывается планирование грядок,

парников.

Ч:- Карта наша готова. Весной достанем нашу карту, и будем трудиться. Да что-то

загостился я у вас. Впереди зима, и мне пора на отдых. До, свидания, друзья!

В: -До свидания, Чучело! Карту мы сохраним в уголке природы. А тебя будем ждать на

пробу винегрета, который мы с детьми каждый год готовим осенью.

Чучело уходит.

Дети с воспитателем помещают планкарту в уголок природы, собираются на

прогулку.



В раздел образования