Автор: Каляганова Любовь Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №50 "Дюймовочка"
Населённый пункт: город Заволжье, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Наш веселый огород"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №50 «Дюймовочка»
Конспект
занятия в подготовительной группе
на тему: «Наш Веселый огород»
Разработала: воспитатель Каляганова Л.А
2019 г.
Программное содержание:
Способствовать расширению представлений детей о появлении первых огородов, об
обустройстве огорода: парник, грядки, междурядья.
В ходе экспериментальной деятельности познакомить детей с материалами,
пропускающими свет, необходимый для роста и развития теплолюбивых растений.
Содействовать умению детей ориентироваться по планкарте, понимать и владеть
понятиями «перед», «между», «налево», «направо».
Способствовать формированию представлений о приготовлении разнообразных блюд
из овощей.
Продолжать формировать умение действовать в звеньях.
Приучать детей планировать размещение посадок на огороде.
Активизировать познавательную деятельность путем отгадывания кроссворда,
загадок.
Способствовать развитию умения подбирать слова- синонимы, слова-антонимы.
Развивать умение делать выводы на основе собственного опыта, смекалку, умение
устанавливать причинно – следственные связи.
Вызвать доброжелательные отношения в коллективе, любовь к родному краю.
Материал и оборудование: плакат с кроссвордом, стол, материалы: пластик, кусочки
стекла, ткань, бумага, фольга, пленка; корзина с овощами; ватман для планкарты,
простые и цветные карандаши: магнитофон, аудиозаписи песен, костюм для Чучела.
Словарь: грядка, междурядья, теплица, парник
Ход занятия:
Педагог спрашивает детей, любят ли они путешествовать, и предлагает им
отгадать загадку.
Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя.
В:- Как вы думаете, что это? У кого из вас, ребята, есть огород? Что выращивает ваша
семья на огороде?
Возможные ответы детей
- Наша бабушка выращивает на огороде очень много разных овощей: и свеклу,
капусту, и лук, и чеснок.
-А мы с мамой и папой сажаем картошку и огурцы. Даже цветы: бархатцы и
нарциссы. Потому что они вредителей отпугивают: кротов и мышей.
В:- А как вы думаете, когда люди стали разрабатывать огороды?
Возможные ответы детей
-Еще древний человек пытался сажать в землю семена растений. Потом их собирал.
- Да, люди питались растительной пищей: корешками, плодами, клубнями, листьями.
Самые вкусные они отбирали для созревания семян, а затем их сажали. Люди
огораживали свои посадки от животных.
Педагог предлагает детям прослушать рассказ.
В далекие – далекие времена вошли в меню человека овощи – травянистые растения,
у которых едят какие-либо сочные части: листья, корни, побеги, цветы, плоды. Две
тысячи лет назад “дедки посадили первые репки”, первые щи были сварены четыре
тысячи лет назад. В старину хозяин маленького клочка земли старался посадить
возле своего дома все, что ему нужно для еды, для лечения и для красоты.
Больше всего ценит человек овощи, так как они помогают ему быть здоровым и
бодрым. Овощи богаты витаминами. Открыл витамины русский доктор Н.И. Лунин
1880 году.
В: - Ребята, мы с вами отправимся в путешествие на Веселый Огород нашего детского
сада. А сопровождать нас будет, как вы думаете, кто?
предположения ребят
- Может быть, птицы, которые возвращаются весной?
- А может кто-то из наших родителей?
- А я думаю, что мы пойдем с неизвестным гостем.
Справится с нашими предположениями поможет
кроссворд.
ч
е
с
н
о
к
у
к
р
о
п
ч
е
л
о
в
е
к
р
е
п
к
а
л
у
к
о
г
у
р
е
ц
1. Его зубчики едят в сыром виде, добавляют при засолке помидор и огурцов.
2. Вот пахучая загадка – парашютики над грядкой,
День и ночь они висят, опуститься не хотят.
Ну-ка, берегись, микроб! Поднял голову ……
3. Кто выращивает богатый урожай в полях и огородах?
4. Показался желтый бок, только я не колобок.
Не из мягкого я теста, покати – не тронусь с места.
Приросла к земле я крепко, позови меня….Я ……..
5. Сидит Игнат на грядке, весь в заплатках,
Кто трогает, тот и ревет.
6. Покуда зелен – всем хорош, состарился – не ставят в грош.
По возможности дети самостоятельно вписывают отгадки в кроссворд.
В:- Отгаданы все загадки. Кто, дети, из вас самостоятельно без помощи взрослого
сможет прочитать ответ, как школьник, в первом вертикальном столбике? Что
прочитал Женя? А ты согласна с Женей Алина? Да, “ Ч у ч е л о ”. Ой, ребята, слово
какое-то новое, незнакомое, смешное! Что же оно обозначает?
Слышится шум, звон, шум жестяных банок. Входит Чучело.
Ч:- Здравствуйте, дети! Ох, и устал же я ждать, пока вы решите кроссворд. Хотелось,
чтобы вы сами догадались, кто вас поведет в мир приключений по Веселому огороду.
Знаете, откуда я, Чучело, появился? А вам интересно?
Чучело предлагает детям прослушать рассказ
Когда – то, давным-давно крестьяне ломали голову над тем, как спасти от
прожорливых птиц полученный с большим трудом урожай. Тогда и придумали делать
чучела. Они набивали старую одежду соломой, прикрепляли устрашающую фигуру к
шесту и устанавливали чучело на полях и огородах. Но вскоре люди поняли всю
тщетность своих усилий. В действительности чучело отпугивало птиц всего
несколько часов. Затем сообразительные пернатые быстро привыкли к странному
истукану на середине поля и вальяжно отдыхали на нем между пышными трапезами.
В: Да, Чучело, на самом деле видно, что ты доброе и безобидное. Дети, а как вы
думаете, какими словами можно назвать чучело?
Возможные ответы детей:
- Охранник. Стражник. Пугало.
В: - Может, будем называть Огородный стражник. Согласны? Ведь пугало помогает
нам спасать наши огороды от непрошенных гостей. С весны до осени в жаркую
погоду, в дождливый день и в звездную ночь оно стоит на огороде, прислушивается к
шуршанию листьев, ботвы, участвует в овощных беседах.
Чучело: Да, я помогаю человеку. А человек больше всего ценит овощи, так как они
помогают ему быть здоровым и бодрым. Овощи богаты витаминами. Открыл
витамины русский доктор Н.И. Лунин 1880 году. “Витамин” – от латинского слова
“вита”, что означает “жизнь”. Мы с овощами постараемся помочь вам, ребята,
постичь многие тайны из жизни витаминов с грядки.
Итак, идем со мной на веселый огород? А возьму я с собой самых внимательных,
любознательных и аккуратных детей.
В:- Чучело. В нашей группе есть планкарта, которая показывает все объекты на
территории нашего сада. Позволь, наши дети попробуют найти Веселый огород. Дети,
как по-вашему, с помощью какого знака мы узнаем огород?
Возможные ответы детей
- Думаю, что прямоугольники со знаками моркови- грядки.
-Да, Да, прямоугольные грядки построились друг за другом, а вокруг огорода заборчик.
Хорошо, идем по карте, называем направление движения.
Вопросы к детям:
-В какую сторону мы пойдем? Вправо или влево? Между какими объектами находится
огород? С какой стороны удобнее зайти? Где находится вход на огород?
Дети строятся за Чучелом, замыкающий воспитатель. Дети продвигаются по
территории д/с по направлению к огороду.
Ч: - Вот и Веселый огород! Вы правы. Встречает нас яркая вывеска с овощами. Дети, а
как вы считаете, овощи растут здесь круглый год? Почему?
Возможные ответы детей
- Нет, не круглый год, зимой огород заносит снегом.
-Все посадки делают весной, когда земля становится теплой.
- Мы работаем на огороде весной, летом и осенью.
В: - Чучело, мы знаем, что живем там, где длинная холодная зима, и короткое теплое
лето. Знаешь ли ты, что на огородах построено для быстрого роста и созревания
овощей? Что поможет укрыть молодые растения от мороза, холодного ветра и дождя?
Ведь некоторым овощные культурам, например помидорам, огурцам, перцам
требуется особенно много света и тепла.
В: - Позволь нам загадки прочитать, а ты теперь попробуй, отгадай! И вы, дети,
помогите Чучелу!
Воспитатель предлагает детям загадать загадку для Чучела.
Парник.
На даче у бабушки домик стоит, прозрачною пленкою сверху накрыт.
Но бабушка с дедушкой в нем не живут, в домике том помидоры растут.
Чтоб не случилось с погодой весной, домик укроет и в холод, и в зной.
На участке небольшом мастер вмиг построил дом,
В нем и сухо и тепло, и удобно и светло,
Здесь рассада притаилась, ну а позже разветвилась,
И веселым, жарким летом, в месяце июле где-то,
В доме этом молодцы, созревают огурцы.
Чучело: Да как же такой домик назвать? Не знаю…
В:- Дети, может, маленькую подсказку скажем для Чучело? А подсказка будет в игре
«Скажи наоборот». Например, я говорю хорошо, а вы…плохо. Если дети правильно
подберут слова, Чучело справится с заданием. Внимание!
Там холодно? - Нет, тепло.
Там темно? – Нет, светло.
Там сухо? – Нет, там влажно.
Там тесно?- Нет, там просторно.
В: -Дети, а как бы вы назвали такой дом? Как вы считаете?
Возможные ответы детей
- У нас на огороде есть теплица большая, в ней растут помидоры и огурцы.
- А на нашем огороде еще и маленькие есть укрытия для растений. Бабушка туда
семена огурцов прямо в землю сажает.
- Парник и у нас есть. Когда холодно, парник плотно закрывают, чтобы молодым
растениям было тепло.
Ч: - Ух, ты, Теплица, парник.
В: - Дети, а вы знаете, какие материалы могут пропускать солнечный свет так
необходимый для растений? Посмотрите, у меня есть разные материалы: пластик,
кусочки стекла, ткань, бумага, фольга, пленка. Сейчас вы можете это проверить. Если
материал просвечивает, прозрачный, растение получит достаточное количество света.
Воспитатель выкладывает материалы на столик. Дети знакомятся с материалами.
В: Что это за материалы прозрачные? Как вы думаете? С кем согласен Миша?
Возможные ответы детей
- Вижу через пленку и стекло. Через ткань вижу, только в дырочки немножко. Очень
мало света.
- Я согласен. Потому что пластмасса совсем не прозрачная. И через фольгу и бумагу
ничего не вижу.
В: Догадались, молодцы. Да, стекло, пленка. А еще они защищают растения и от ветра,
сохраняют тепло.
Такие растения как картофель, редис, тыква, морковь боле устойчивы к перепадам
температур. Их можно сажать на открытой разрыхленной полосе почвы. Только я
забыла, как она называется. Может быть, вы, дети, подскажете.
Возможные ответы детей:
- Полоска земли – грядка.
Ч: Да-да, я - охранник грядок. Отгадали! Только между грядками есть еще полосы, по
которым мы проходим, ухаживаем за овощами. Послушаете еще раз: между грядками.
Каким словом можно назвать эти полосы? Как вы думаете?
Возможные ответы детей
- Я думаю, межгрядья.
- Нет, правильно междурядья. Потому что между рядами с овощами.
Ч: Для чего и как делаются бортики на грядке?
Возможные ответы
-Бортики нужны, чтобы грядка была повыше, и бортики защищают растения от
сорняков.
- Мы грядки будем поливать, и вода останется вокруг корней растений, а не на
междурядьях.
В: Чучело, по-моему, наши дети правильно ответили на твои вопросы, а теперь и на
деле им пора показать, как мы трудимся, когда выращиваем овощи. Сейчас мы
разделимся на первый, второй, третий, пройдем в междурядья и все тебе покажем и
расскажем.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть, провести физкультминутку.
Дети делятся на три звена, проходят друг за другом в междурядья.
Физкультминутка:
Грабли в руки взяли, грядки причесали,
Мы водой прохладной грядки поливали!
Раз-два, раз-два! Грядки поливали.
(выполняем имитирующие
движения пальчиками)
Семена редиса в землю мы сажали
Раз-два, раз-два! Вот как мы сажали!
( наклоны вперед
- повороты вправо – влево)
Ч:- Да, у таких трудолюбивых детей все хорошо получается. А что за таблички с
рисунками стоят впереди на грядке? Кто знает? О чем они рассказывают?
Напоминают?
Возможные ответы детей:
-Табличка покажет, какой овощ скоро появится на грядке, чтобы знать, как
правильно ухаживать. Например, капусту почаще поливай.
- Если грядка с укропом, будь осторожен при прополке, чтобы молодые растения не
вытащить!
- И еще молодые листья у укропа и моркови очень похожи. А табличка и поможет
разобраться, какой это овощ.
В:- Чучело, наши дети знают, что раньше все ягоды, овощи были семенами. Семена
посажены в землю, их не видно. Чтобы не забыть о посадках, не перепутать, записать
день посадки, и нужны метки и таблички. А вы, дети, сможете показать, как из
семечка появляется растение?
Возможные ответы детей:
- Сначала семя посадили. Затем появляется корешок, а потом растет стебелек, и
листочки.
- Да, покажем. Мы помним, как рассада появляется, когда сажали в группе семена.
Психогимнастика “Превращения”
Представьте, что вы – семечко, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем
маленькое, слабое, хрупкое. Но вот чьи-то добрые руки принесли воду, полили семечко
и оно начинает прорастать. Пригрело ласковое солнце, и растение стало расти всё
выше и выше, поднимая свои листики к свету.
Дети, сложив ладони перед собой, поднимаются вверх, имитируя произрастание
ростка из семечка.
В: - Вот какие дружные всходы в нашем саду-огороде! А знаешь ли ты, Чучело, когда
люди овощи соберут, что сделают с морковкой и капустой, чтобы они принесли
больше пользы здоровью человека? Чтобы витамины помогали нашим детям расти
крепкими и радостными, не болеть?
Ч:- И что же? В моей корзине много овощей. Что же с ними происходит?
Чучело достает корзину с овощами, подает воспитателю
В:- Спасибо! Поиграем, дети? Если поиграешь с нами, Чучело, узнаешь… А игра
называется… Игра “Что потом?” Чтобы урожай запасти на весь год, мы
перерабатываем овощи, а как именно? Нужно поразмышлять. Вы называете свое
мнение, а остальные дети могут дополнять. Готовы?
Каждое звено может взять по три овоща, и рассказать о том, что же с ними произойдёт
в дальнейшем:
огурец – сделают салат;
помидор – закатают в банку;
морковь - отожмут сок
свекла - положат в борщ
укроп – высушат для приправы
чеснок – съедят с супом
капуста – засолят;
подсолнечник - сделают масло
картофель – приготовят пюре, суп
Ч:- Вот это да! И солят, и сушат, и варят! В знак признательности, дети, я подарю вам
овощи. Но с условием, что вы пригласите меня попробовать те блюда, которые вы из
них приготовите. Договорились?
Возможные ответы
- Мы приготовим тебе салат винегрет и даже позовем тебя этому поучиться!
В:- Обязательно позовем! Обещаем! Наши дети, Чучело, любят свою Родину, землю, и
хотим тебе рассказать об этом в стихотворении.
Чтение стихотворения ребенком:
По таинственным законам, непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.
Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
А земля – черным – черна, а земля для всех одна. О. Бундур
Ч:- Спасибо, ребятишки за добрые стихотворения.
В: Пожалуйста! Если внимательно присмотреться к нашему огороду, то можно даже
планкарту нарисовать, весной заранее распланировать, где поставим теплицу, какие
овощи посадим на грядках, где тебе, наше доброе Чучело, охранять посевы и всходы.
Дети, а вы бы хотели нарисовать такой план? Вижу, что готовы. Тогда возвращаемся в
группу, и начинаем дело. А помощницей пусть будет песня про Веселый огород.
дети строятся в колонну, впереди Чучело, замыкает воспитатель. Воспитатель
предлагает детям спеть песню Весёлый огород. Ю. Чичков, П. Синявский.
1. Подрастает ряд за рядом огуречная рассада.
А редиска и морковка в глубину ныряют ловко.
Припев: Вот весёлый огород!
Что здесь только не растёт -
Сколько хочешь овощей
Для окрошки и для щей.
2. Пропололи мы все грядки, и с поливкой всё в порядке:
До корней земля намокла - без дождя напьётся свёкла.
Припев
3.Зеленеют друг за дружкой: лук, чеснок, салат, петрушка.
И как будто светофоры покраснели помидоры.
Припев
4.Было пусто - стало густо, подбоченилась капуста
И на ножках-кочерыжках к нам домой пришла вприпрыжку.
В группе проходит совместная деятельность детей со взрослыми. (звучит
аудиозапись песен про овощи и огород. Детям предлагаются простые, цветные
карандаши, линейки
В:- Какая сторона огорода более солнечная? Какие овощи здесь будут лучше расти? С
помощью каких геометрических фигур мы обозначим морковь, капусту, картошку?
Каким цветом или оттенком? Для выращивания каких растений поставим парники?
Какой ширины будет грядка, а какой ширины междурядья? Какие овощи посадим на
салат, а какие для приготовления супа? Где будет удобен вход? - Чучело, выбирай себе
место для жительства!
Обговариваются условные обозначения, разрабатывается планирование грядок,
парников.
Ч:- Карта наша готова. Весной достанем нашу карту, и будем трудиться. Да что-то
загостился я у вас. Впереди зима, и мне пора на отдых. До, свидания, друзья!
В: -До свидания, Чучело! Карту мы сохраним в уголке природы. А тебя будем ждать на
пробу винегрета, который мы с детьми каждый год готовим осенью.
Чучело уходит.
Дети с воспитателем помещают планкарту в уголок природы, собираются на
прогулку.