Напоминание

"Возможности элементов арт - терапии как одного из методов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми"


Автор: Бабенко Анна Геннадьевна
Должность: педагог-пстхолог
Учебное заведение: ГБДОУ №40 комбинированного вида
Населённый пункт: город Колпино, Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Возможности элементов арт - терапии как одного из методов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Возможности элементов арт - терапии как одного из методов здоровьесберегающих

технологий в работе с детьми»

Цель данной статьи- провести теоретический анализ элементов арт - терапии как одного

из методов здоровьесберегающих технологий .

Понятие «терапия», переводится не только как «лечение», но и как «уход, забота». На этом

основании допустимо применение арт-терапии педагогами и педагогами-психологами, не

имеющими

какой-либо

специальной

подготовки

в

области

психологического

консультирования, психотерапии и арт-терапии. Словосочетание «арт-терапия» в научной,

педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и

психологическом

здоровье

личности,

группы,

коллектива

средствами

художественной

деятельности.

Современные

технологии

обучения

и

воспитания,

ориентированные

на

укрепление

здоровья должны строиться на стимулировании, прежде всего положительных чувств:

успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.

В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс

санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию,

труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и

духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические

технологии,

программы,

методы,

которые

направлены

на

формирование

у

учащихся

культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению,

формирование представления о здоровье как ценности.

3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы:

-

организационно-педагогические

технологии,

определяющие

структуру

учебного

процесса, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и

других дезадаптационных состояний;

-

психолого-педагогические

технологии,

связанные

с

непосредственной

работой

воспитателя

и

учителя

на

уроке.

Сюда

же

относится

и

психолого-педагогическое

сопровождение всех элементов образовательного процесса;

-

учебно-воспитательные

технологии,

которые

включают

программы

по

обучению

грамотной

заботе

о

своем

здоровье

и

формированию

культуры

здоровья

учащихся,

мотивации их к ведению здорового образа жизни, предусматривающие также проведение

организационно-воспитательной работа, просвещение их родителей.

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка указывал Л. С. Выготский,

отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций,

так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства

(музыки, живописи, художественного слова, театра).

Арт-терапия

-

это

использование

средств

искусства

для

передачи

чувств

и

иных

проявлений

психики

человека

с

целью

изменения

структуры

его

мироощущения;

использует такие средства как изо-терапию, музыкотерапию, драмотерапию и др. Методы

арт-терапии

помогают

справиться

с

тревожностью,

агрессивностью,

страхами

и

др.

негативными состояниями.

Цель арт-терапевтических занятий – не научить ребёнка, а помочь посредством рисования

справиться с проблемами, вызывающими у него эмоции, которые зачастую он не может

вербализовать, дать выход творческой энергии. Здесь ребенок вооружается одним из

доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.

Направления арт-терапии в целом соответствуют видам искусства, а разнообразие техник

практически

не

ограничено.

Это

рисунок

на

асфальте,

песке,

восковой

рисунок,

пальцевая

живопись,

пластилиновая

живопись,

штампы,

кляксография,

ниткография,

монотипия и др.

Арт-терапевтические техники и приёмы легко осваиваются, в дальнейшем учащиеся могут

применять их самостоятельно.

Практическое

значение

применения

техник

арт-терапии

в

образовании:

обучающиеся

приобретают ценный опыт позитивных изменений; постепенно происходит углублённое

самопознание,

самоприятие,

гармонизация

личности,

личностный

рост;

снижается

уровень

тревожности,

формируются

механизмы

эмоциональной

саморегуляции,

развивается

позитивное

самоотношение,

анализ

своего

поведения,

мыслей

и

чувств;

осваиваются новые роли, улучшается общая атмосфера в группе, ребёнок становится

терпимее по отношению к другим.

Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно

включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни

ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

Арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие педагогические задачи :

- воспитательные (учат сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и

взрослыми);

-

коррекционные

(корректируется

образ

«я»,

улучшается

самооценка,

налаживаются

способы взаимодействия с другими людьми);

- психотерапевтические (ощущение психологического комфорта, радости, успеха);

-

диагностические

(позволяет

получить

сведения

о

развитии

и

индивидуальных

особенностях ребёнка, узнать его интересы, ценности, выявить проблемы, подлежащие

коррекции);

- развивающие (обретается опыт новых форм деятельности, саморегуляция чувств и

поведения).

В ходе своей работы я убедилась в результативности и несомненной пользе применения

арттерапевтических приемов в работе с детьми:

1. устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз);

2. у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;

3. воспитывается чувство коллективизма;

4. отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка

(даже робкие включаются в работу);

5. на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;

6.

создается

комфортный

психологический

климат

в

группах:

доброжелательность,

открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;

7. стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;

8. формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать,

отстаивать свою точку зрения;

9. идет развитие мелкой моторики и коммуникативных навыков;

10.

уменьшается

чувство

тревожности,

повышается

уровень

внимания,

снимается

излишняя агрессивность.



В раздел образования