Автор: Бабенко Анна Геннадьевна
Должность: педагог-пстхолог
Учебное заведение: ГБДОУ №40 комбинированного вида
Населённый пункт: город Колпино, Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Возможности элементов арт - терапии как одного из методов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми"
Раздел: дошкольное образование
«Возможности элементов арт - терапии как одного из методов здоровьесберегающих
технологий в работе с детьми»
Цель данной статьи- провести теоретический анализ элементов арт - терапии как одного
из методов здоровьесберегающих технологий .
Понятие «терапия», переводится не только как «лечение», но и как «уход, забота». На этом
основании допустимо применение арт-терапии педагогами и педагогами-психологами, не
имеющими
какой-либо
специальной
подготовки
в
области
психологического
консультирования, психотерапии и арт-терапии. Словосочетание «арт-терапия» в научной,
педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и
психологическом
здоровье
личности,
группы,
коллектива
средствами
художественной
деятельности.
Современные
технологии
обучения
и
воспитания,
ориентированные
на
укрепление
здоровья должны строиться на стимулировании, прежде всего положительных чувств:
успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.
В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс
санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию,
труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и
духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические
технологии,
программы,
методы,
которые
направлены
на
формирование
у
учащихся
культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению,
формирование представления о здоровье как ценности.
3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы:
-
организационно-педагогические
технологии,
определяющие
структуру
учебного
процесса, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и
других дезадаптационных состояний;
-
психолого-педагогические
технологии,
связанные
с
непосредственной
работой
воспитателя
и
учителя
на
уроке.
Сюда
же
относится
и
психолого-педагогическое
сопровождение всех элементов образовательного процесса;
-
учебно-воспитательные
технологии,
которые
включают
программы
по
обучению
грамотной
заботе
о
своем
здоровье
и
формированию
культуры
здоровья
учащихся,
мотивации их к ведению здорового образа жизни, предусматривающие также проведение
организационно-воспитательной работа, просвещение их родителей.
О положительном влиянии искусства на развитие ребенка указывал Л. С. Выготский,
отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций,
так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства
(музыки, живописи, художественного слова, театра).
Арт-терапия
-
это
использование
средств
искусства
для
передачи
чувств
и
иных
проявлений
психики
человека
с
целью
изменения
структуры
его
мироощущения;
использует такие средства как изо-терапию, музыкотерапию, драмотерапию и др. Методы
арт-терапии
помогают
справиться
с
тревожностью,
агрессивностью,
страхами
и
др.
негативными состояниями.
Цель арт-терапевтических занятий – не научить ребёнка, а помочь посредством рисования
справиться с проблемами, вызывающими у него эмоции, которые зачастую он не может
вербализовать, дать выход творческой энергии. Здесь ребенок вооружается одним из
доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.
Направления арт-терапии в целом соответствуют видам искусства, а разнообразие техник
практически
не
ограничено.
Это
–
рисунок
на
асфальте,
песке,
восковой
рисунок,
пальцевая
живопись,
пластилиновая
живопись,
штампы,
кляксография,
ниткография,
монотипия и др.
Арт-терапевтические техники и приёмы легко осваиваются, в дальнейшем учащиеся могут
применять их самостоятельно.
Практическое
значение
применения
техник
арт-терапии
в
образовании:
обучающиеся
приобретают ценный опыт позитивных изменений; постепенно происходит углублённое
самопознание,
самоприятие,
гармонизация
личности,
личностный
рост;
снижается
уровень
тревожности,
формируются
механизмы
эмоциональной
саморегуляции,
развивается
позитивное
самоотношение,
анализ
своего
поведения,
мыслей
и
чувств;
осваиваются новые роли, улучшается общая атмосфера в группе, ребёнок становится
терпимее по отношению к другим.
Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно
включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни
ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.
Арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие педагогические задачи :
- воспитательные (учат сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и
взрослыми);
-
коррекционные
(корректируется
образ
«я»,
улучшается
самооценка,
налаживаются
способы взаимодействия с другими людьми);
- психотерапевтические (ощущение психологического комфорта, радости, успеха);
-
диагностические
(позволяет
получить
сведения
о
развитии
и
индивидуальных
особенностях ребёнка, узнать его интересы, ценности, выявить проблемы, подлежащие
коррекции);
- развивающие (обретается опыт новых форм деятельности, саморегуляция чувств и
поведения).
В ходе своей работы я убедилась в результативности и несомненной пользе применения
арттерапевтических приемов в работе с детьми:
1. устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз);
2. у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
3. воспитывается чувство коллективизма;
4. отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка
(даже робкие включаются в работу);
5. на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
6.
создается
комфортный
психологический
климат
в
группах:
доброжелательность,
открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
7. стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
8. формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать,
отстаивать свою точку зрения;
9. идет развитие мелкой моторики и коммуникативных навыков;
10.
уменьшается
чувство
тревожности,
повышается
уровень
внимания,
снимается
излишняя агрессивность.