Автор: Самсонова Людмила Павловна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №19"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: статья
Тема: Личностно-деятельный подход при обучении немецкому языку как второму иностранному
Раздел: среднее образование
Самсонова. Л.П., учитель английского языка МБОУ «Гимназия №19» города Кургана
Личностно-деятельный подход при обучении немецкому языку
как второму иностранному
Применительно
к
курсу
для
5
класса
следует
говорить
о развивающих,
воспитательных и практических задачах:
_ способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию личности ребёнка;
_ развивать его память и воображение;
_ создавать условия для творческого развития ребёнка;
_ прививать навыки рефлексии и саморефлексии;
_ развивать национальное самосознание наряду с межкультурной толерантностью;
_ создавать ситуации для самореализации личности ребёнка;
_ воспитывать в ребёнке самоуважение;
_ воспитывать сознательное отношение к обучению, умение преодолевать трудности
самостоятельно;
_ способствовать формированию чувства «успешности»;
_ учить ставить перед собой цели в изучении учебного предмета и достигать их;
_ развивать интерес и уважение к культуре, истории, особенностям жизни стран
изучаемого
языка;
_ раскрывать общеобразовательную и практическую ценность владения несколькими
иностранными языками.
Практические
цели
должны
отвечать
тем
требованиям,
которые
заложены
в
федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и определены
европейскими уровня.
Требования Совета Европы к уровням владения иностранным языком.
Уровень А1.
Понимание:
Аудирование
Чтение
Я понимаю отдельные знакомые слова и очень простые фразы в медленно и чётко
звучащей речи в ситуациях повседневного общения, когда говорят обо мне, моей семье и
ближайшем окружении.
Я
понимаю
знакомые
имена,
слова,
а
также
очень
простые
предложения
в
объявлениях, плакатах или каталогах.
Говорение:
Диалог
Монолог
Я могу принять участие в диалоге, если мой собеседник повторяет по моей просьбе в
замедленном
темпе
своё
высказывание
или
перефразирует
его,
а
также
помогает
мне
сформулировать то, что я пытаюсь сказать. Я могу задавать простые вопросы и отвечать на
них в рамках известных или
интересующих
меня
тем.
Я
умею,
используя
простые
фразы
и
предложения,
рассказать о месте,
где живу, и о людях, которых знаю.
Письмо:
Письмо
Я умею писать простые открытки (например, поздравления с праздником), заполнять
формуляры, вносить свою фамилию, национальность, адрес в регистрационный листок в
гостинице.
При обучении немецкому языку как второму иностранному я столкнулась с тем, что
родители
и
учащиеся
негативно
приняли
новую
программу
и
рассматривают
это
как
дополнительную и ненужную нагрузку на детей. Чтобы перестроить их на позитивное
отношение, использую различные приёмы:
- объясняю, что оба языка находятся в одной языковой группе;
- вместе ищем точки совпадения.
1. Даю в сравнении оба алфавита - ребята видят совпадения.
2. При обучении чтению и фонетической стороне речи трудность у детей вызывает
влияние первого иностранного языка. Чтобы избежать ошибок, сравниваем слова, находим
сходства и различия в чтении.
Чтобы
лучше
и
быстрее
запомнить
правила
чтения,
даю
упражнения,
где
слова
даны
вразброс. Предлагаю распределить их в соответствии с правилами произношения
Springen, schreiben, Sport, stehen, Spinat, Stadion, Student, schwarz,
Schule, sportlich, Schultag, Stunde, Straβe
1 2 3
Какое правило чтения подходит для большинства слов?
Klein, die, Klasse, mein, drei, sie, wer, ein, Freitag, wie, nein, sein, weiβ, zehn
?
Какие слова содержат ошибку в написании?
Исправь ошибки и запиши их в таблицу
правильно.
Das Buh, schwarz, der Tisch, hallo, heiβen, sprechen, schreiben, tanzen.
Из каких слов состоит предложение? Раздели их вертикальной чертой.
Meinfreundspieltschachundmaghaustiere.
При изучении числительных предлагаю прочитать числа от 13 до 19 и сделать вывод, как
образуются данные числительные.
Dreizehn, vierzehn, fünfzehn, sechzehn, siebzehn, achtzehn, neunzehn.
В каких числительных составные части произносятся не полностью.
Для запоминания даю стишки и таблицу для анализа числительных.
Эти таблички расширяют количество чисел, и ребята могут взять для себя дополнительную
лексику.
При изучении слов обозначающих цвет, использую так же сравнение с английским языком и
таблицы-рисунки с различным содержанием лексики по теме. Это вызывает интерес и
расширяет рамки учебника.
Чтобы
закрепить
изучаемые
названия
цвета,
предлагаю
подобрать
к
существительному подходящее слово, обозначающее цвет.
Das Krokodil – grün, die Bluse- … и т. д.
Прошу выбрать и назвать свой любимый цвет, назвать цвет, который характерен для
печали, радости и т.д.
При изучении глаголов прошу показать движением те из них, которые я назову, либо
ребята показывают движения, а класс называет глагол ( словосочетание).
При изучении темы « Животные» даю картинки с немецкими словами. Соотношение
слова и образа помогает лучше запомнить значение немецкого слова.
Картинок много,
предлагаю
прочитать
названия
разных
животных
и
составить
свою
картинку
с
теми
животными, которые каждый выберет сам. Это как домашнее задание. Каждое животное они
должны
правильно
подписать
с
нужным
артиклем.
Использую
интернет,
чтобы
ребята
посмотрели как можно больше картинок и названий животных.
Эту табличку можно использовать для расширения высказывания и назвать цвет
животного, и дать ему характеристику, сказать , где живёт животное, что может делать.
Составляем рассказ по цепочке. Прошу показать мимикой и движением животное, которое
назову, отгадать, о каком животном загадка.
Все слова по темам учебника стараюсь провести по основным схемам предложений,
которые даю ребятам и объясняю подробно, с опорой и сравнением с английским языком.
Так при изучении глагола haben и sein провожу аналогию с глаголом to have и to be.
Обозначения в предложении беру как в русском языке.
____________ ============ …. (==========).
…. =========== _______________ …(============).
? =============== _____________ … (===========)?
================ ________________... (==========)?
Выясняем на основе анализа предложений, что, где стоит в предложении и чем
выражено.
Например:
Das ist mein Freund. Der Hund springt gut. Er kann schnell laufen. Er ist braun.
Для
обучения устной речи эти схемы тоже помогают составить короткий диалог.
Использую и здесь таблицы.
В начале урока часто провожу языковую разминку. Это вопрос и краткий ответ со
стороны ученика. Затем смена роли, они спрашивают, я отвечаю, либо кто- то из ребят. В
дополнение к учебнику даю слова для кратких ответов и словосочетания.
Например:
Magst du tanzen? --- Ja, gern! И т. д.
Работаем над готовыми диалогами учебника и составляем по аналогии свои.
Прошу заменить по возможности фразы диалога на свои или из тех, что даю на
карточках.
Magst du Mathe? – Oh, nein! ( Und ob! Natürlich! Ja, gern! Ich hasse Mathe!)
Выполняем задания на восстановление фраз из диалога.
Hallo! –
---- Mein Name ist Oleg. -----?
Ich bin aus Köln. Und du? ---------------- .
Ist deine Stadt groβ? Ja, sehr! --------?
Ich bin in der 6 Klasse. -------? Ich auch. ______?
67432198 Gut, ich telefoniere. Darf ich?
------------!
Пробуем составить микродиалоги по схемам предложений.
…! …!
?=== ____? ____====== …. .
===== _____? +, _____ =====.
….! ….!
Упражнение – соревнование.
По командам - кто задаст больше вопросов по картинке.
Из интернета использую клипы с микродиалогами. Предлагаю передать содержание
на русском языке или воспроизвести по памяти то, что поняли и услышали.