Автор: Мамедова Елена Аликовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 488
Населённый пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Путешествие в гости к трем китам"
Раздел: дошкольное образование
1
Конспект открытого музыкального занятия
в старше-подготовительной группе
«Путешествие в гости к трем китам»
(«На чем держится музыка, или три кита»)
Цель:
Познакомить детей с основными жанрами в музыке (песня, танец, марш).
Задачи:
Формировать навыки культуры слушания музыки.
Вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.
Развивать ритмические навыки через передачу образов зверей и животных.
Методы и приемы:
- словесный (диалог).
- здоровье сберегающие.
- игровые.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал под веселую музыку, садятся на стульчики.
Ребята, сегодня я расскажу вам красивую сказку. Вы знаете, что мы с вами живем в
огромном мире, где есть океан света и звуков. Свет и цвет мы видим, а звуки и шум мы
слышим. И вот в этом огромном океане звуков есть остров, и называется «МУЗЫКА».
Держат его, чтобы он не утонул среди шума – три кита.
Кто знает этих 3-х китов?
Муз. рук.: Правильно, это песня, танец, марш (показ картинки).
И вот сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в гости к трем китам.
Для начала, я предлагаю вместе со мной изобразить жителей подводного царства – в
рыбок.
Вам предложить хочу игру:
« Рыбки и акула».
Вы будете рыбками, а я - акулой.
Рыбки плавают, бегают, руки вытянуты вперед, ладони сомкнуты, выполняют вращения
кистями рук. На сигнал «Акула»: садятся на корточки, обхватив руками колени. «Акула»
пытается двумя руками обхватить «рыбку». Пойманные рыбки выходят из игры.
Звучит морской прибой (муз. запись).
Игра «Морские коньки и Медузки».
Мальчики-морские коньки, девочки-Медузки. У каждых – своя музыка. Нужно быть очень
внимательными. Быстрая музыка – это морские коньки, медленная музыка – медузки.
Сначала все приседаем на присядки.
Муз.рук.: А теперь садитесь поудобнее, расскажу я вам сказку про «трех китов».
2
- Жили-были в море Музыки три кита. Одного кита звали «Танец» (картина). Другого
кита звали – «Песня» (картинка). А третьего кита звали – «Марш» (картинка).
Однажды стали между собой три кита спорить, кто из них в море Музыки главный?
(картинка «три кита вместе»).
«Послушайте, друзья,- говорит кит по имени Танец (картинка), - я из вас самый старший,
со мной человеку всегда весело, ни один праздник без меня не обходится». Посмотрите,
ребята, сколько разных танцев есть на свете! Сейчас прозвучат музыкальные отрывки кита
«Танец». А вы отгадайте, какой танец прозвучал? (картинки танцев: полька, вальс).
Звучат музыкальные отрывки танцевального жанра
(Картинка «Кит Песня»). Тут кит по имени Песня ему возражает: «Нет, я тебя старше и
для человека нужнее. С песней человек никогда не расстается, даже маленький ребенок
очень любит петь. Песня помогает трудиться, помогает отдыхать и веселиться, а в горе
песня может утешить». Песни поют и дети, и взрослые, правда, ребята? И мы это докажем,
споем песню, которую мы разучили два куплета.
Звучит песня «Какого цвета лето?»
(Картинка «Кит Марш»). Кит по имени Марш тоже в спор вступает: «Со мною человек
тоже всю жизнь не расстается – я с ним на параде шагаю, в бой веду, спортсменам дух
поднимаю, и на музыкальное занятие детей сопровождаю. Я в море Музыки главный!».
«Спорили
они,
спорили,
и
решили
позвать
Человека,
чтобы
он
решил
их
спор.
Послушайте, ребята, про кого эта загадка?
«Кто пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи он с музыкой подружит,
Кто песни сочиняет?».
Это, ребята, особенный человек – Композитор (дети повторяют слово).
Смотрят
киты,
в
море
музыки
купается
композитор
Д.Б.
Кабалевский (портрет
композитора).
«Помоги нам, композитор, решить, кто в море Музыки главнее?» - попросили киты.
«Долго думал композитор, а потом сказал вот что: «Песня, Танец и Марш – одинаково
важны, потому что музыка на «трех китах» держится».
«И правда, ребята, ни одно наше музыкальное занятие не проходит без песни, танца и
марша.
Сейчас я вам раздам каждому по три карточки, с изображением различных музыкальных
жанров: танец, песня и марш. Я вам буду исполнять музыкальные отрывки, а вы мне
показывать карточку.
МДИ «Три кита»
Каждый кит загадал загадки (отвечая, дети поднимают карточки, муз. рук. показывает
карточку-отгадку).
Первые загадки от кита «Танец.
Загадки:
3
1.
Друг друга за руки возьмем и по кругу мы пойдем, песню дружно запоем, что же с
вами заведем? (Хоровод)
2.
Мы по льду с тобой скользим, на коньках танцевать хотим. На конкурс я с тобой
пойду, конкурс называется…. («Танцы на льду).
3.
Мы султанчики возьмем,
Аэробику начнем, танец наш такой активный,
Называется (Спортивный).
4.
Ярко зал засверкал, здесь у нас сегодня бал. Мальчик девочку на танец приглашает,
на балу какой же танец начинают? (Бальный).
Мы тоже любим, танцевать, поиграем в танцевальную игру «Самолеты»
Загадки от кита «Песня».
Загадки:
1.
Я – ваша подруга, я ваша попутчица,
В пути без меня ничего не получится!
Со мною друзья, всегда интересно.
Узнали, кто я? Я детская (Песня)
2.
Перед хором я стою,
Все молчат, а я пою, кто же я?
Что за артист? Ну, конечно же -… (Солист)
3.
Вместе петь ребята нужно,
Складно, слаженно и дружно.
Песней полон коридор,
Так старается наш…. (Хор)
4.
Эту песню нам пела мама,
Когда колыбель качала.
Что за песня? (Колыбельная)
Загадки от кита «Марш».
Загадки:
1.
Под музыку эту проводят парад,
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.
Что это за музыка? (Военный марш)
2.
Мы на праздник идем,
Как нарядно кругом.
Музыкант играет наш праздничный веселый …(Марш)
4
3.
Любим спортом заниматься!
Как шагает детвора!
Ножки ловко поднимаем и считаем – раз, два!!
Громко музыкант играет наш –
И звучит (Спортивный марш)
И
в
заключение
нашего
путешествия,
я
вам
приготовила
подарочки
музыкальные.
Принимайте и не забывайте про них.
Муз.рук.: Ребята, а какие звуки можно услышать в море, если прислушаться?
Дети: шум волн, плеск рыбок, крики чаек и т.д
Муз.рук.: Звуки наших шумовых инструментов тоже похожи на звуки моря. (По очереди
озвучиваю каждый инструмент и разбираем, на что похож звук). Давайте с помощью
звуков
наших
инструментов
расскажем
историю
о
море. (Рассказываю историю и с
детьми озвучиваем ее на инструментах).
В синем море волны плещут,
Бежит волна на берег и разбивается о камни (шумовой маракас перекатываем в ладонях
и резко встряхиваем)
Маленькие рыбки плещутся в воде и тихонечко друг с другом переговариваются (дуют
пузырьки в воду через трубочку)
Ракушечки деловито стучат (кастаньеты)
На
морском
дне
тихо
перешептываются
водоросли
(шуршунчик
из
пластиковой
бутылки)
5
В
волнах
резвятся
дельфины
и
переговариваются
между
собой (крик
дельфинов
с
помощью игрушки-пищалки).
Муз.рук.: Молодцы, ребята. Настоящее море у нас получилось с морскими обитателями.