Автор: Красикова Виктория Михайловна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин,обязательное фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО " Детская школа искусств № 1 им. Л. Л. Линховоина" г. Улан-Удэ
Населённый пункт: Республика Бурятия,г. Улан-Удэ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие музыкальности на уроках обязательного фортепиано на отделении " Хоровое пение"в школе искусств"
Раздел: дополнительное образование
Развитие музыкальности на уроках обязательного фортепиано
на отделении «Хоровое пение» в школе искусств.
Хоровое
пение
является
одним
из
доступных
видов
музыкальной
деятельности. В процессе занятий в хоре у детей развиваются музыкальные
способности, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству. Пение
в
хоре
является
важной
составляющей
в
эстетическом
развитии
детей,
раскрывает творческие способности в обучении, способствует оздоровлению.
На отделении «хоровое пение» детских школ искусств, в тесном контакте с
преподавателями хора работают преподаватели обязательного фортепиано.
Курс обязательного фортепиано является обязательным для обучающихся
отделения
«хоровое
пение»
Преподаватели
-
пианисты,
работающие
на
отделении,
считают,
что
дети
имеют
определенные
преимущества
для
развития
музыкальных
способностей,
формирования
музыкального
мышления. Занятия на фортепиано помогают ученикам хорового отделения в
освоении и познании хорового искусства. На уроках фортепиано ученики
играют и поют хоровые партитуры, что помогает развивать навыки пения и
исполнения различных видов полифонии – многоголосия. На уроке ученик
поет один из голосов партитуры, при этом играет другие голоса, соблюдая
артикуляционные приемы исполнения. Пение партитур развивает внутренний
слух, память, гармонический слух.
Работа над художественной выразительностью и образностью исполняемых
произведений
является
одной
из
важных
задач
в
формировании
музыкальности обучающихся. Тема развития музыкальности, музыкальных
способностей достаточно широко раскрывается в методической литературе
по
вопросам
обучения
музыке,
музыкального
воспитания
и
по
теории
музыкального
исполнительства.
Борис
Теплов
–
крупнейший
российский
исследователь
музыкального
таланта
писал:
«Главный
признак
музыкальности
-
переживание
музыки,
как
выражение
некоторого
содержания»
[4,
с.
305].
Основным
же
носителями
этого
содержания
в
музыке,
подчеркивал
Теплов,
являются
звуковысотное
и
ритмическое
движения.
Но
эмоциональная
отзывчивость
на
музыку,
музыкальность
зависит
и
от
других
сторон
личности.
Теплов
пишет
о
двух
сторонах
«музыкальности - эмоциональной и слуховой» [4, с. 37]. Также в этой работе
Теплов
определяет
пути
развития
музыкальности.
«Музыкальный
вкус.
Эмоциональная
реакция
на
музыку,
творческое
воображение.
Чувство
объемности
звука,
чувство
высоты
звука,
чувство
интенсивности
звука,
чувство времени [4,с. 56].
Проблема развития интонационного мышления и слуха учащихся в области
музыкально-исполнительского
обучения
детей
раскрывается
в
работах
Л.А.Баренбойма,
в
которых
задача
интонационно-слухового
развития
выступает
едва
ли
не
на
первое
место.
Баренбойм
обосновывает
необходимость
формирования
у
учащихся
навыков
художественно-
исполнительского музицирования, активизации интонационного слуха [1].
Воспитание музыкально-слуховой культуры, слухового внимания, знакомство
со средствами музыкальной выразительности и структурой музыкального
произведения
способствуют
развитию
осмысленного
интонирования
в
исполнении музыкального произведения. Интонационный слух способствует
развитию
воображения,
восприятия
музыки
через
зрительные
образы,
пространственные и другие ассоциации.
Эмоциональная
отзывчивость
на
музыку
является
важной
планомерной
работой
преподавателя.
Эмоциональному
переживанию
музыки
помогает
текст
песен,
благодаря
которому
содержание
музыки
становится
более
доступным детям. Хоровое пение имеет дело с коллективными, а потому
более сильными чувствами. Поэтому эмоциональность восприятия музыки
здесь чувствуется более всего. О познавательном значении эмоций интересно
высказывание Теплова: «Переживание музыки должно быть эмоциональным,
но оно не должно быть только эмоциональным. Восприятие музыки идет
через эмоцию, но эмоцией оно не кончается. В музыке мы через эмоцию
познаем мир. Музыка есть эмоциональное познание» [4, с. 23].
Воспитание осмысленной музыкальной интонации надо начинать с первых
уроков. Образно-эмоциональные представления в работе над фортепианной
техникой быстрее помогут освоить навыки звукоизвлечения на фортепиано. К
процессу
раскрепощения
тела
нужно
подключать
слух
и
образные
представления.
Пение с одновременной игрой на фортепиано – сольфеджирование по нотам
является
одним
из
методов
развития
интонационного
слуха.
При
сольфеджировании по нотам подключается визуальная составляющая, что
содействует
развитию
зрительного
восприятия.
Однако,
в
методической
литературе
можно
найти
и
противоположные
мнения.
К
примеру,
Карл
Адольф Мартинссен – немецкий пианист, музыковед и музыкальный педагог
(1881-1955
гг.)
выступал
противником
опоры
на
пение
в
фортепианном
обучении.
Мартинссен
рекомендует
начинать
работу
с
воспитания
тембрового слуха. «Учитель дает на фортепиано полный и мягкий звук» [3, с.
156-157].
Заметим,
что
развитие
тембрового
слуха
также
является
составляющей в работе над развитием музыкальности. В работе с учениками
хорового отделения мы используем пение с названием нот для формирования
необходимых физических связей, развития внутреннего слуха, что так важно
в
фортепианной
игре
и
в
хоровом
пении.
Внутренний
слух
обладает
способностью
охватывать
целые
музыкальные
произведения.
Умение
предслышать
как
форма
опережающего
мышления
помогает
в
развитии
умения читать с листа, а также в элементах хоровой репетиции. Как пишет
Карл
Адольф
Мартинссен
об
умении
предслышать
музыкальное
произведение: «Перед тем как извлечь звук, общий образ произведения уже
живет в исполнителе» [3. с 19].
Обращение
к
проблеме
музыкальности
актуально
в
современном
музыкальном
исполнительстве.
Уровень
технического
мастерства
современных
исполнителей
достаточно
высок,
но
исполнение
не
всегда
вызывает у слушателя эмоциональный отклик. Музыкальность в исполнение
как
проявление
музыкального
творчества
способствует
развитию
музыкальной
восприимчивости
слушателей,
воспитанию
музыкальной
культуры.
Музыкальное
исполнение
приводит
в
движение
глубокие
переживания души, всех качеств сердечности – того, что должно воспитывать
высокие образцы искусства.
Литература
1. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка.
1 9 7 4 ,
-
3 3 6
с .
2. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные
с п о с о б н о с т и .
М . :
Т а л а н т ы
-
X X I
в е к .
2 0 0 4 .
-
4 9 6
с .
3.
Мартинссен,
К.А.
Индивидуальная
фортепианная
техника
на
основе
звукотворческой воли. Пер. с нем. В.Л. Михелис. Редакция, примечания и
вступительная
статья
Г.М.Когана.
М.:
Музыка.
1966г.
-
220
с .
4.
Теплов,
Б.М.
Психология
музыкальных
способностей.
Институт
п с и х о л о г и и .
М о с к в а
–
Л е н и н г р а д .
1 9 4 7 г .
5.Ушинский, К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. Письмо третье.
Берн / К. Д. Ушинский // Избран. пед. соч. В 2 т. Т. 2. - М. 1974.