Напоминание

"Развитие музыкальности на уроках обязательного фортепиано на отделении " Хоровое пение"в школе искусств"


Автор: Красикова Виктория Михайловна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин,обязательное фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО " Детская школа искусств № 1 им. Л. Л. Линховоина" г. Улан-Удэ
Населённый пункт: Республика Бурятия,г. Улан-Удэ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие музыкальности на уроках обязательного фортепиано на отделении " Хоровое пение"в школе искусств"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие музыкальности на уроках обязательного фортепиано

на отделении «Хоровое пение» в школе искусств.

Хоровое

пение

является

одним

из

доступных

видов

музыкальной

деятельности. В процессе занятий в хоре у детей развиваются музыкальные

способности, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству. Пение

в

хоре

является

важной

составляющей

в

эстетическом

развитии

детей,

раскрывает творческие способности в обучении, способствует оздоровлению.

На отделении «хоровое пение» детских школ искусств, в тесном контакте с

преподавателями хора работают преподаватели обязательного фортепиано.

Курс обязательного фортепиано является обязательным для обучающихся

отделения

«хоровое

пение»

Преподаватели

-

пианисты,

работающие

на

отделении,

считают,

что

дети

имеют

определенные

преимущества

для

развития

музыкальных

способностей,

формирования

музыкального

мышления. Занятия на фортепиано помогают ученикам хорового отделения в

освоении и познании хорового искусства. На уроках фортепиано ученики

играют и поют хоровые партитуры, что помогает развивать навыки пения и

исполнения различных видов полифонии – многоголосия. На уроке ученик

поет один из голосов партитуры, при этом играет другие голоса, соблюдая

артикуляционные приемы исполнения. Пение партитур развивает внутренний

слух, память, гармонический слух.

Работа над художественной выразительностью и образностью исполняемых

произведений

является

одной

из

важных

задач

в

формировании

музыкальности обучающихся. Тема развития музыкальности, музыкальных

способностей достаточно широко раскрывается в методической литературе

по

вопросам

обучения

музыке,

музыкального

воспитания

и

по

теории

музыкального

исполнительства.

Борис

Теплов

крупнейший

российский

исследователь

музыкального

таланта

писал:

«Главный

признак

музыкальности

-

переживание

музыки,

как

выражение

некоторого

содержания»

[4,

с.

305].

Основным

же

носителями

этого

содержания

в

музыке,

подчеркивал

Теплов,

являются

звуковысотное

и

ритмическое

движения.

Но

эмоциональная

отзывчивость

на

музыку,

музыкальность

зависит

и

от

других

сторон

личности.

Теплов

пишет

о

двух

сторонах

«музыкальности - эмоциональной и слуховой» [4, с. 37]. Также в этой работе

Теплов

определяет

пути

развития

музыкальности.

«Музыкальный

вкус.

Эмоциональная

реакция

на

музыку,

творческое

воображение.

Чувство

объемности

звука,

чувство

высоты

звука,

чувство

интенсивности

звука,

чувство времени [4,с. 56].

Проблема развития интонационного мышления и слуха учащихся в области

музыкально-исполнительского

обучения

детей

раскрывается

в

работах

Л.А.Баренбойма,

в

которых

задача

интонационно-слухового

развития

выступает

едва

ли

не

на

первое

место.

Баренбойм

обосновывает

необходимость

формирования

у

учащихся

навыков

художественно-

исполнительского музицирования, активизации интонационного слуха [1].

Воспитание музыкально-слуховой культуры, слухового внимания, знакомство

со средствами музыкальной выразительности и структурой музыкального

произведения

способствуют

развитию

осмысленного

интонирования

в

исполнении музыкального произведения. Интонационный слух способствует

развитию

воображения,

восприятия

музыки

через

зрительные

образы,

пространственные и другие ассоциации.

Эмоциональная

отзывчивость

на

музыку

является

важной

планомерной

работой

преподавателя.

Эмоциональному

переживанию

музыки

помогает

текст

песен,

благодаря

которому

содержание

музыки

становится

более

доступным детям. Хоровое пение имеет дело с коллективными, а потому

более сильными чувствами. Поэтому эмоциональность восприятия музыки

здесь чувствуется более всего. О познавательном значении эмоций интересно

высказывание Теплова: «Переживание музыки должно быть эмоциональным,

но оно не должно быть только эмоциональным. Восприятие музыки идет

через эмоцию, но эмоцией оно не кончается. В музыке мы через эмоцию

познаем мир. Музыка есть эмоциональное познание» [4, с. 23].

Воспитание осмысленной музыкальной интонации надо начинать с первых

уроков. Образно-эмоциональные представления в работе над фортепианной

техникой быстрее помогут освоить навыки звукоизвлечения на фортепиано. К

процессу

раскрепощения

тела

нужно

подключать

слух

и

образные

представления.

Пение с одновременной игрой на фортепиано – сольфеджирование по нотам

является

одним

из

методов

развития

интонационного

слуха.

При

сольфеджировании по нотам подключается визуальная составляющая, что

содействует

развитию

зрительного

восприятия.

Однако,

в

методической

литературе

можно

найти

и

противоположные

мнения.

К

примеру,

Карл

Адольф Мартинссен – немецкий пианист, музыковед и музыкальный педагог

(1881-1955

гг.)

выступал

противником

опоры

на

пение

в

фортепианном

обучении.

Мартинссен

рекомендует

начинать

работу

с

воспитания

тембрового слуха. «Учитель дает на фортепиано полный и мягкий звук» [3, с.

156-157].

Заметим,

что

развитие

тембрового

слуха

также

является

составляющей в работе над развитием музыкальности. В работе с учениками

хорового отделения мы используем пение с названием нот для формирования

необходимых физических связей, развития внутреннего слуха, что так важно

в

фортепианной

игре

и

в

хоровом

пении.

Внутренний

слух

обладает

способностью

охватывать

целые

музыкальные

произведения.

Умение

предслышать

как

форма

опережающего

мышления

помогает

в

развитии

умения читать с листа, а также в элементах хоровой репетиции. Как пишет

Карл

Адольф

Мартинссен

об

умении

предслышать

музыкальное

произведение: «Перед тем как извлечь звук, общий образ произведения уже

живет в исполнителе» [3. с 19].

Обращение

к

проблеме

музыкальности

актуально

в

современном

музыкальном

исполнительстве.

Уровень

технического

мастерства

современных

исполнителей

достаточно

высок,

но

исполнение

не

всегда

вызывает у слушателя эмоциональный отклик. Музыкальность в исполнение

как

проявление

музыкального

творчества

способствует

развитию

музыкальной

восприимчивости

слушателей,

воспитанию

музыкальной

культуры.

Музыкальное

исполнение

приводит

в

движение

глубокие

переживания души, всех качеств сердечности – того, что должно воспитывать

высокие образцы искусства.

Литература

1. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка.

1 9 7 4 ,

-

3 3 6

с .

2. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные

с п о с о б н о с т и .

М . :

Т а л а н т ы

-

X X I

в е к .

2 0 0 4 .

-

4 9 6

с .

3.

Мартинссен,

К.А.

Индивидуальная

фортепианная

техника

на

основе

звукотворческой воли. Пер. с нем. В.Л. Михелис. Редакция, примечания и

вступительная

статья

Г.М.Когана.

М.:

Музыка.

1966г.

-

220

с .

4.

Теплов,

Б.М.

Психология

музыкальных

способностей.

Институт

п с и х о л о г и и .

М о с к в а

Л е н и н г р а д .

1 9 4 7 г .

5.Ушинский, К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. Письмо третье.

Берн / К. Д. Ушинский // Избран. пед. соч. В 2 т. Т. 2. - М. 1974.



В раздел образования