Автор: Олейникова Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1440 ДО № 3
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытое занятие по экологии "Волшебная соль"
Раздел: дошкольное образование
Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
«Волшебная соль»
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть
его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес,
умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе
экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники
безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в
знакомом, познакомить с техникой рисования солью.
Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи
соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Беседа «Виды
соли», рисование сахаром.
Оборудование: тарелочки с солью, сырые куриные яйца, ложечки, увеличительный
стекла, пипетки,лед, одноразовые стаканчики, салфетки, клей ,кисти, картон синего
цвета , основа для коллективной работы .
Ход занятия:
Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в
которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях?
(ученые).
Вот и мы сегодня будем учеными и будем проводить опыты. А вот с каким материалом
мы будем экспериментировать узнаете если отгадаете загадку.
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
Какая соль бывает? (крупная ,мелкая, морская)
Показ картинки морской соли. Какая это соль? Под действием солнечных лучей вода
испаряется, и получается морская соль. Также соль добывают со дна выхохших озер и
неполностью высохших. Специальные машины отсасывают из озера воду, ее
выпаривают , и остается белый порошок, который мы каждый день видим на столе.
Каменную соль добывают в соляных шахтах.
Где использую соль? (Пища, медицина, в быту, при гололеде). Вот сегодня мы будем
проводить эксперименты с мелкой солью.
Наши рабочие столы готовы к экспериментированию . Перед тем, как мы начнем
работать давайте вспомним правила безопасности (дети называют правила)
Пройдите на места, возьмите мисочки с солью, давайте определим, есть ли у соли
запах? Понюхайте её (без запаха).
Какая она на вкус? (соленая).
А как она помогает нам во время гололеда мы сейчас увидим. Перед вами на блюдцах
лежат кусочки льда, посыпьте их солью, что происходит . Соль начинает растапливать
лед.
Возьмите ложки и насыпьте немного соли в тарелку. Что вы сделали, насыпали ?
(насыпали). Значит соль какая? (сыпучая, рассыпчатая).У нас есть увеличительные
стекла возьмите их и рассмотрите из чего состоит соль? А еще у нас есть пипетки
возьмите их наберите воды и капните из пипетки на соль. Что произошло с водой? Что
произошло с солью? Как вы думаете почему вода не растворила соль?(воды мало а соли
много)
Представьте себе такую ситуацию: мешочек с солью оставили на улице, и вдруг пошел
сильный дождь. Как вы думаете, что произойдет с солью? (предположения детей)
Давайте проверим это в нашей лаборатории. Перед вами стаканы с чистой ,питьевой
водой . Попробуйте у всех вода? Возьмите ложкой соль, всыпьте в стакан с водой и
хорошенько перемешайте. Что произошло с солью? (растворилась). Вода изменила свой
цвет? (нет) Как вы думаете какой стал вкус у воды ? Кто хочет можете попробывать
кончиком языка. Соленая? Соль изменила вкус воды?
А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых куриных яйца.
Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала я положу яйцо
в чистую воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно) .
Во второй стакан добавлю соль, и размешаю.Что стало с солью? Что Что произошло с
водой? (Стала соленая) Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно
плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде
многие предметы не тонут. (Картинка) В соленой воде можно без усилий держаться на
воде.
А теперь давайте отдохнем.
Ф.М.
Проводится игра на внимание.
Я вам буду называть блюда, в которые соль кладут и те, в которые не кладут соль. Если
вы услышите название блюда, в которое кладут соль, - хлопаете. Не кладут – топаете.
Варенье, чай, компот, кисель. Вареная картошка, мармелад, шоколад. Жареная рыба,
винегрет, суп.
Как вы думаете что можно делать еще, используя соль?(Рисовать).
Я предлагаю вам нарисовать медуз, морских обитателей ,живущих в соленой воде.
Этот белый парашют
Волны к берегу несут.(показ рисунка)
Заканчиваем и что мы должны сделать после работы в лаборатории? (вытереть руки)
Понравилось ли вам занятие? С чем мы работали? Что мы делали с солью? Что еще
делали? Какая соль? (сыпучая, рассыпчатая, без запаха, соленая, растворяется в воде
и меняет вкус воды).
Что тебе больше всего понравилось?
Из чего состоит соль?
Как называется предмет, которым мы рассматривали соль? ( с мячом)
Рассказы детей. Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали.