Напоминание

Коммуникативные УУД – средство обеспечения социальной компетентности


Автор: Сафонова Светлана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Шеркальская СОШ"
Населённый пункт: ХМАО-Югра Октябрьский район п. Шеркалы
Наименование материала: статья
Тема: Коммуникативные УУД – средство обеспечения социальной компетентности
Раздел: начальное образование





Назад




Коммуникативные УУД –

средство обеспечения социальной компетентности

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность

и учет позиций других людей, партнеров по общению и деятельности. Мы

должны уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном

обсуждении различных проблем. Очень важно, чтобы ребенок так же умел

интегрироваться

в

группу

сверстников

и

умел

строить

продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Проблемы речевого развития всегда стояли перед педагогами.

Не

случайно во всех программах отводились часы, а в учебниках задания по

развитию

речи.

Но

факт

остаётся

фактом,

зачастую,

обладая

орфографической

грамотностью,

выпускник

не

умел

самостоятельно

отстоять свою точку зрения, представить результаты своего труда, задать

вопрос, чувствовал себя неуверенно в дискуссии.

Требования

ФГОС

заставляют

учителя

по-новому

взглянуть

на

эту

проблему. Готовность слушать собеседника и вести диалог, конструктивно

разрешать

конфликты,

умение

договариваться

о

распределении

ролей

и

функций в совместной деятельности, осуществление взаимного контроля –

требования, предъявляемые ФГОС НОО к выпускнику начальной школы.

Такую готовность обеспечивают коммуникативные умения. В связи с

этим, актуальной проблемой современного учебно-воспитательного процесса

становится создание оптимальных условий для развития коммуникативных

универсальных учебных действий.

Основными компонентами коммуникативных УУД являются:

информационно-коммуникативный

состоит

в

обмене

информации

между общающимися; интерактивный – в организации взаимодействия

между общающимися, то есть обмене действиями;

перцептивный заключается в восприятии друг друга партнёрами по

общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Эти компоненты выступают критериями развития коммуникативных УУД

младших школьников.

Коммуникативные умения имеют определённые возрастные рамки. Для

младшего школьного возраста характерны такие коммуникативные умения

как, умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в

конфликтной ситуации.

Ребенок

начинает

говорить

с

раннего

возраста,

происходит

формирование его коммуникации. В данном процессе участвуют родители,

воспитатели,

а

в

дальнейшем

педагоги.

Необходимо

грамотное

ее

формирование, чтобы ребенок в дальнейшем умел грамотно обращаться как

со взрослыми, так и со сверстниками. Наиболее благоприятным возрастом

для

формирования

коммуникативных

универсальных

учебных

действий

является младший школьный возраст. Необходимо создавать оптимальные

условия для формирования коммуникативных УУД, ведь на данном этапе

индивидуальные успехи ребенка становятся социально значимыми. Для этого

нужно поощрять обучаемого, мотивировать его достижения, благодаря этому

будет

происходить

его

индивидуальное

становление,

инициативность

и

самостоятельность.

Теоретические

исследования

коммуникативных

УУД

у

младших

школьников

представлены

в

концепции

Гришановой

И.В.

Он

состоит

в

разработке

и

теоретическом

обосновании

критериев

и

параметров

коммуникативной

успешности

младших

школьников.

Основными

параметрами данной разработки выступает: когнитивный, поведенческий и

эмотивный

параметры. Когнитивный

параметр:

проявление

интереса

к

общению, поддержка одноклассников, прислушивание к мнению сверстников

и одноклассников, умение поддерживать разговор и умение аргументировать

собственную позицию, ориентирование в разговоре, самовыражение своих

чувств

и

грамотное

использование

собственной

речи. Поведенческий

параметр:

способность

управлять

собственным

поведением,

умение

расположить к себе собеседника, умение шутить, правильно выразить свои

чувства при помощи мимики и жестов, адекватное поведение в коллективе и

умение принимать самостоятельные решения. Эмотивный параметр: умение

владеть собственными эмоциями, сдерживание себя в ситуации конфликта,

контроль силы голоса и темпа речи.

Обучающиеся испытывают трудности в усвоении коммуникативных

действий,

учителя

испытывают

трудности

при

работе

с

данным

направлением. Это связано с потерей темпа ведения урока, неправильно

подобранным

стилем

общения

с

детьми,

тревожность

при

усвоении

образовательной

программы,

поскольку

достаточно

объемный

материал

урока. Для успешного формирования коммуникативных УУД необходимо

использовать наиболее эффективные и действенные формы развития данных

умений и навыков.

Для эффективного развития коммуникации урок должен проводится

через «обучение общению с помощью общения». Основными принципами

коммуникативных

универсальных

учебных

действий

являются:

речевая

д е я т е л ь н о с т ь

( о бу ч е н и е

д ол ж н о

п р о и звод и т ь с я

с

п ом о щ ь ю

непосредственного

общения

учителя

и

учеников);

функциональное

выполнение коммуникативных задач (обучающиеся отвечают описывают и

объясняют,

что

способствует

восприятию,

запоминанию,

осмыслению);

ситуативность (организация учебного процесса в форме ролевой игры);

новизна речевых ситуация (смена предмета общение, использование условий

общения);

«нарастание»

от

простого

материала

к

более

сложному;

личностная ориентация общения (речь индивидуальна). Соблюдение данных

принципов

способствует

благоприятному

условию

для

общения,

формированию коммуникативных умений и навыков.

Для успешного решения поставленных задач, необходимо выбирать

демократический

стиль

общения

на

уроке,

использовать

групповые

и

индивидуально-групповые

формы

организации

урока.

Заключительным

этапом урока в рамках ФГОС является рефлексия. Этот вид деятельности

помогает

учащимся

осознавать

и

регулировать

процесс

собственного

приращения знаний, личного вклада в урок каждого учащегося. Учащимся

предлагается ответить на вопросы, проанализировать самоощущения в конце

урока

в

следующих

аспектах:

оценка

приобретенных

знаний,

оценка

проделанной работы, эмоциональное состояние учащегося, соотнесение «мое

состояние и мои знания в начале и в конце урока» и т. д.

Младший

школьный

возраст

является

наиболее

благоприятным

для

формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Ребенок

учится учитывать мнение и позиции других людей, овладевает навыками

умения

слушать

и

слышать

собеседника,

участвовать

в

коллективном

обсуждении, строит продуктивные обсуждения как со сверстниками, так и со

взрослыми.

Для развития у ребенка коммуникативных универсальных учебных

действий нужно учитывать ряд важных рекомендаций:

1. Важно научить ребенка высказывать свои мысли. Во время ответа на

вопрос, учитель должен задавать ученику наводящие вопросы.

2. Необходимо включать в учебный процесс «нестандартные уроки»,

различные виды игр, групповые формы работ, дискуссии, диспуты.

3. Составлять для учащихся алгоритмы действий.

4.

При

организации

групповой

работы

на

уроке,

важно

напомнить

учащимся о правилах поведение при групповом обсуждении.

5.

Нужно

приучить

ребенка

задавать

вопросы,

переспрашивать,

уточнять.

6. Учитель должен интересоваться жизнь своих учеников, учитывать их

жизненный опыт, интересы и особенности развития.

Коммуникативные

универсальные

учебные

действия

в

отличие

от

других УУД связаны не с содержанием обучения, а со способом организации

учебного процесса. Их формирование в отличие от усвоения предметных

умений проходит иначе и требует других процедур по их формированию.

Усвоение коммуникативных универсальных учебных действий происходит не

за счет слушания объяснений учителя о правильной работе с учебником или

грамотном построении общения в группе, а за счет активного включения

учащихся в учебную деятельность и дальнейшее рефлексивное осмысление

собственной деятельности. Работа по формированию коммуникативных УУД

должна

проходить

на

учебном

занятии

во

время

освоения

предметных

знаний, умений, навыков. Необходимо использование на уроке различных

видов

деятельности

с

их

предметным

содержанием,

изменяя

при

этом

способы взаимодействия обучающихся.

Обучение

должно

строится

с

учетом

необходимости

формирования

коммуникативных

навыков:

-

умение

понимать

тему

урока

и

улавливать

логику развития мысли; - извлекать необходимую для себя информацию; -

вникать в смысл сказанного учителем; - умение вести диалог, грамотное

построение высказывания; - умение находить и систематизировать материал.

Внимание

к

коммуникативных

универсальных

учебных

действий

обусловлено содержанием стандарта второго поколения, где больше времени

уделяется

работе

учащихся

с

информацией,

как

одному

из

важнейших

компонентов

умения

учиться,

из

которого

следует,

что

одной

из

задач

является развитие коммуникативных качеств личности.



В раздел образования