Напоминание

"Заморочки из внеурочки"


Авторы: Лобачева Елена Юрьевна, Орлова Валентина Владимировна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кисловская СОШ" Томского района
Населённый пункт: д. Кисловка, Томского района, Томской области
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Заморочки из внеурочки"
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КИСЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ТОМСКОГО РАЙОНА

634508 ул. Советская 2а,п.Кисловка,Томского района, Томской области

Тел./ Факс (3822) 953-149, 953-901, E-mail: KISLOVKA@LIST. RU

Молодой педагог: Орлова Валентина Владимировна

Педагог – наставник: Лобачева Елена Юрьевна

Технологическая карта конкурсного мастер-класса

Тема мастер-класса - «Заморочки из внеурочки»

Цели мастер-класса:

1.Знакомство с авторским курсом, доказательство его актуальности и востребованности.

2. Демонстрация потенциала проектной технологии при реализации внеурочного курса.

3. Моделирование для участников мастер-класса ситуации погружения в тему и этапа проблематизации.

Этапы

мастер-

класса

Содержание

Демонстрационное

Экспертно-методическое

Вступител

ьная часть

Цель: Демонстрация эффективности

метода проектов на материале авторской

программы внеурочной деятельности

«Школа юных поварят», 2 класс,

«Сервировка стола») через

использование имитационной игры

Цель: Демонстрация участникам мастер-класса актуальности и

современности данного курса ВУД, соответствие его

требованиям ФГОС, использование проектного метода как

основного при проведении занятий в рамках курса «Школа юных

поварят»

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я

приветствую вас на мастер-классе

«Заморочки из внеурочки».

Почему именно тема внеурочки? Ни для

кого не секрет, что словосочетание

«внеурочная деятельность» у некоторых

опытных учителей вызывает не совсем

позитивную реакцию. А что уж тут

скажешь про молодого специалиста?

Хоть бы уроки грамотно выстроить и

провести! Но статистика - вещь упрямая,

и говорит она нам о том, что примерно

80% родителей положительно настроены

на освоение детьми курсов внеурочной

деятельности. Поэтому сегодня в центре

нашего внимания – не урок, а внеурочка!

- Уважаемая фокус-группа! Перед вами

круговая диаграмма, в которой есть

сектора, но эти сектора не обозначены. Я

предлагаю вам выбрать из предложенных

вариантов то, что для вас является самым

важным, менее важным и т. д.

Подпишите выбранные сектора. В итоге

у нас должен получиться небольшой

рейтинг по степени значимости понятий

(группа работает =30 секунд).

- Итак, у нас получилось: (НАПРИМЕР!)

на 1 месте – дом, 2 - сон, 3 – работа, 4 –

Через диаграмму мы выходим на актуальность курса. Фокус-

группа поделена на две мини-группы. Каждая группа получает

лист с диаграммой. Путём недолгих размышлений каждая группа

выбирает сектор по степени значимости (30 секунд). На общем

слайде выводим общий рейтинг, подсчёт произведён.

На 1 месте (НАПРИМЕР!) оказался дом, 2 – сон, 3 – работа, 4 –

истина и т. д.

Общий рейтинг (листы заранее напечатаны, их необходимо

только прикрепить) вывешивается на сектора слайда для общей

наглядности

истина.

С детьми и небольшим количеством

родителей мы тоже проводили подобную

работу и оказалось, что на 1 месте с

результатом 69% у них оказался дом.

В процессе опроса мы выяснили, что для

детей очень важно всё, что связано с

домом: еда, дизайн, домашние животные,

уют и т.д. Эта та сфера, которая их очень

интересует, кажется очень важной.

Школа учит детей русскому языку и

математике, а детям ещё и другим, тем,

что связано с домом хотелось бы

заниматься. Вот так родилась идея

создания уже в начальной школе такого

домоводческого курса.

2. Об особенностях курса

Мой курс называется «Школа юных

поварят»

Его принципиальные особенности в том,

что он, во-первых, практически

закрывает такую серьёзную «прореху» в

образовании, т.к. эта сфера очень

интересна детям, но не представлена в

рамках учебных курсов. Во-вторых, это

до предела практико-ориентированный

курс. В-третьих, это курс, способен

объединять детей и родителей. Т.к. дети

Показывает на слайде

обязательно покажут и расскажут всё, что

сегодня узнали, и попробуют уже вместе

с родителями сделать это дома. В-

четвёртых, это курс, который хорошо

ложится на ФГОС, потому что

практически внутри каждого занятия

(или двух-трех занятий) можно

выстраивать такие небольшие мини-

проекты.

И вот сегодня мы с вами один такой

фрагмент урока разыграем.

Посмотрите на слайд. Насколько широк

этот курс, сколько всего важного он в

себе содержит. Все представленные темы

очень важны и интересны, но мы сегодня

находимся в определенной ситуации, в

определённых условиях, поэтому давайте

поговорим о сервировке.

Вступительная часть закончилась.

Мотивация

активной

деятельнос

ти

участнико

в

Внимание! Уважаемые участники мастер-класса! Сейчас вы из учителей превращаетесь в учеников.

Начинаем наше занятие.

- Ребята, сегодня я вам кое-что принесла. (Подаёт накрытый мини-столик, на котором полный беспорядок. И

следом ещё один столик, где все красиво и аккуратно сервировано. Представьте себе утро. Вы только что

проснулись. Пора завтракать. Какой из накрытых для вас завтраков вас привлекает? К какому столику

захотелось подойти? Подойдите к нему. Можете объяснить почему? Почему нет/так мало желающих у

первого столика? (Варианты ответов: грязно, неприятно, аппетита нет при виде такого беспорядка и т.п.

человек уважает себя, поэтому хочет, чтобы всё было достойно и приятно).

Делаем примерный вывод: сервировка в жизни имеет достаточно большое значение. Это не самое главное,

если хочешь, можешь и так поесть, но если ты уважаешь себя и окружающих и хочешь жить красиво,

комфортно, полноценно, то лучше потратить время, силы и позаботиться о сервировке.

Демонстра

ционная

часть

(имитацио

нная игра)

- Ребята, мы с вами убедились, насколько

важно уметь сервировать. Давайте этим и

займёмся.

Разделяемся на две группы. Каждая

группа получает сервировочный

столик/разнос, общий комплект посуды,

столовых приборов и задание на листе, в

котором написано, что команде

необходимо выполнить сервировку

завтрака.

- Какие у вас появились затруднения?

Есть ли вопросы? Почему такие

проблемы появились? (нет чётких

указаний, из чего будет состоять завтрак,

но ведь любая сервировка делается под

конкретный завтрак, под конкретное

меню).

Каждая команда получает пустой сервировочный столик/разнос

и общий набор различной посуды и столовых приборов.

В

это

время

задача

молодого

учителя

проговорить

жюри

и

слушателям все этапы, которые нам удалось пройти от начала

занятия.

1.

Введение/погружение в ситуацию:

-

когда мы заставляли выбирать и расставлять приоритеты

(учителя в роли учителей),

- когда выбирали вариант накрытого завтрака и приходили к

выводу о важности сервировки (учителя в роли учеников).

2.

Пошёл этап проблематизации (пока не называем, в чём

состоит проблема). Участники групп начали сервировать

стол. Во время данной работы станет понятно, что

единства мнений в группе нет. Что-то не получается

Наша задача, чтобы они почувствовали, что им не хватает

информации, они не понимают, как сервировать, потому что не

знают, под какое меню сервируют стол.

- Чтобы дело пошло дружнее, сейчас

каждая команда получает конкретное

меню завтрака.

Дело идёт быстрее, но единства в

мнениях по-прежнему не хватает.

Оказывается, нужно знать ещё больше,

чтобы всё было сделано по правилам. Не

хватает знаний о назначении предметов

сервировки (ложки, ножи, вилки и т. д.).

- Мы сегодня с вами убедились, как

много нужно знать про предметы и

правила сервировки. И разговор этот

длинный.

Какой предмет сервировки вас больше

всего заинтересовал? О чём хотите узнать

более подробно? На столе у каждого из

вас есть три стикера. Возьмите сейчас их

и приклейте возле тех предметов,

которые вам показались самыми

интересными или о которых вы больше

всего хотите узнать.

- Поделитесь своими мыслями по поводу

выбора вслух. Хотя бы парой фраз.

Затем каждая команда получает конкретное меню завтрака, и

становится немного понятней, чем же сервировать стол.

Молодой

педагог

в

то

время,

как

группы

работают

над

сервировкой, продолжает общаться с аудиторией.

-

В

чём

была

проблематизация?

В

тот

самый

момент,

когда

участники групп поняли, что не хватает знаний. Много всего для

выполнения

задания,

но

оно

не

конкретизировано.

Задание

«сервируйте

завтрак»

это

не

конкретное

задание.

В

этом

сложность.

Вторая проблема – это нехватка знаний о предметах и правилах

сервировки. Поэтому единства мнений в группе не было.

Комменти

рующая

часть

- Уважаемые участники! Сейчас вы опять

выходите из роли детей, и вы снова

учителя и участники мастер-класса.

Давайте вспомним этапы, пройденные

нами за 20 минут:

1) Убедились в важности и актуальности

темы «домоведения» абсолютно для

каждого человека и востребованности

подобного курса и учениками, и их

родителями,

2) Через создание небольшой

проблемной ситуации убедились в

необходимости уметь сервировать стол

3) Через два практических задания с

проблемной подоплекой вышли на

понимание того, что любой стол

сервируется под конкретное меню, а

также почувствовали нехватку

специальных знаний,

4) В общих чертах обрисовали поле

деятельности на следующих занятиях

(что нужно узнать, чтобы восполнить

дефицит знаний).

Участники мастер класса вместе с ведущим вспоминают логику

мастер-класса, обозначают его основные этапы.

Итоговая

рефлексия

Давайте вернёмся к тому, что было.

Отрефлексируем. Перед каждым из вас

лежит изображение вилки. Давайте возле

каждого зубчика напишем ключевые

слова, которые появились у вас после

Через

общение

с

участниками

мастер-класса

и

обозначение

ключевых слов мы можем выйти на определение уровня, на

который

вышли

участники

к

окончанию

мастер-класса

(эмоциональный,

содержательный,

деятельностный

и

т.

д.),

определим степень актуальности представленного материала для

сегодняшнего мастер-класса. Эти слова

могут быть связаны с вашими эмоциями,

пришедшими в голову мыслями, вашим

состоянием и т. д. Пожалуйста, давайте

высказываться вслух. Хотя бы по одному

слову.

(после обсуждения) Огромное спасибо

всем участникам мастер-класса за

взаимодействие, внимание, работу! Я

получила сегодня замечательный опыт и

большой материал для размышлений и

самоналаиза!

аудитории,

получим

информацию

для

будущего

самоанализа

собственной деятельности.



В раздел образования