Автор: Уланова Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 379"
Населённый пункт: Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: презентация
Тема: Развитие памяти, внимания и воображения в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
Развитие памяти в дошкольном
возрасте
Память
-
это
психиче ский
процесс, состоящий в запоминании,
с ох р а н е н и и
и
п о с л е д у ю щ е м
воспроизведении индивидом своего
опыта.
Память
охватывает
все
впечатления об окружающем мире,
которые
возникают
у
человека.
Вместе
с
тем,
она
развернута
в
буд у щ е е
и
с од е р ж и т
в
с е б е
ожидание возможности повторения
своего содержания в последующем
опыте человека.
Структура понятия
«память»
Основные свойства
памяти
К наиболее важным свойствам памяти относятся длительность,
быстрота запоминания и воспроизведения, точность, готовность и
объем. От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна
память человека.
С п о с о б н о с т ь
з а п о м и н а т ь
обеспечивает возможность ребенка
накапливать
опыт,
а
это,
в
свою
очередь,
необходимое
условие
ф о р м и р о в а н и я
в о с п р и я т и я ,
мышления и речи. Развитие памяти
дошкольников неразрывно связано
с
ф о р м и р о в а н и е м
д р у г и х
п о з н а в ат е л ь н ы х
п р о ц е с с о в .
Поэтому
развитие
памяти
у
дошкольников
становится
важной
задачей для педагогов и родителей.
Особенности развития
памяти
детей дошкольного возраста
Самый ранний вид -
моторная или
двигательная
память
находит
сво е
нача льно е
выражение
в
п е р в ы х ,
условных двигательных рефлексах детей.
Эта реакция наблюдается уже на первом
месяце
после
рождения.
К
первому
полугодию
жизни
ребенка
относится
начало
эмоциональной
или
аффективной
памяти.
На
втором
году
появляются
первые
зачатки
свободных
воспоминаний,
с
которыми
можно
связать начало образной памяти.
Особенности развития
памяти
детей дошкольного возраста
В 3-4 года у детей возникает более высокий вид памяти -
память-рассказ. Она представляет собой подлинную словесную
память,
которую
необходимо
отличать
от
запоминания
и
воспроизведения речевых движений, например, при заучивании
бессмысленного словесного материала.
В
дошкольном
возрасте
память
носит
преимущественно
непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не
ставит
перед
собой
осознанных
целей
что-либо
запомнить.
Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли
и сознания. Они осуществляются в отдельности и зависят от ее
характера. Ребенок запоминает то, на что было направлено его
внимание
в
деятельности,
что
произвело
впечатление
и
было
интересно.
Особенности развития
памяти
детей дошкольного возраста
Ранее
всего
дети
сохраняют
в
памяти
выполненные
ими
движения,
затем
запоминаются
пережитые
чувства
и
эмоциональные
состояния.
Далее
доступными
сохранению
становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем
уровне
ребенок
может
запомнить
и
воспроизвести
смысловое
содержание воспринятого, выраженное в словах.
Особенности развития
памяти
детей дошкольного возраста
Существует большое количество упражнений
и заданий для развития памяти дошкольников:
Мнемотехники - совокупность специальных
приемов
и
способов,
облегчающих
нужную
информацию
и
увеличивающих
объем
памяти
путем образования ассоциаций.
Пиктограммы
-
рисуночно е
п и с ь м о ,
совокупность
графических
образов,
которые
человек придумывает сам с целью запоминания и
последующего воспроизведения каких-либо слов
и выражений. Этот прием хорошо работает при
з а п о м и н а н и и
т е к с т о в ,
в
т о м
ч и с л е
и
стихотворных.
Игры для развития различных видов памяти
(моторной,
зрительной,
тактильной,
слуховой,
двигательной).
Методы развития памяти
дошкольников
Внимание
—
это
психический
процесс,
з а к л юч а ю щ и й с я
в
н а п р а в л е н н о с т и
и
сосредоточенности
сознания
на
определенном
объекте
при
одновременном
отвлечении
от
других.
Внимание включено во все познавательные
процессы и проявляется в любой сознательной
деятельности.
Наличие
внимания
делает
человеческую
деятельность
организованной
и
продуктивной. Оно обеспечивает активизацию
нужных
и
торможение
ненужных
в
данный
момент
психических
и
физиологических
процессов;
способствует
целенаправленному
отбору поступающей информации; обеспечивает
сосредоточенность психической активности на
определенной деятельности.
Развитие внимания в дошкольном
возрасте
Основными
функциями
внимания
в
с енсорных,
мнемических и мыслительных процессах, а также в системе
межличностных отношений являются:
Отбор
значимых
воздействий и
игнорирование
иных,
несущественных, побочных, конкурирующих;
Удержание данной деятельности, сохранение в сознании
образов до момента завершения деятельности, достижения
поставленной цели;
Регуляция и контроль за протеканием деятельности.
Функции
внимания
Основными
свойствами
внимания являются:
Сосредоточенность;
Устойчивость;
Объем;
Распределение;
Переключаемость.
Свойства
внимания
В
зависимо сти
от
активно сти
лично сти
в ы д е л я ют
н е п р о и з в о л ь н о е ,
п р о и з в о л ь н о е
и
п о с т п р о и з в о л ь н о е
(послепроизвольное) внимание.
Непроизвольное
(непреднамеренное)
внимание
возникает
без
намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее
поставленной цели, без усилий воли.
Произвольное
(преднамеренное)
внимание
-
а к т и в н о е ,
целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня
которого
связано
с
определенными
волевыми
усилиями,
необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями.
Постпроизвольное внимание наступает после произвольного.
Когда
при
решении
задачи
появляются
первые
позитивные
результаты,
возникает
интерес,
происходит
автоматизация
деятельности. Оно носит целенаправленный характер, но не требует
специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением.
Виды
внимания
В
начале
дошкольного
возраста
внимание
ребенка
отражает
его
интерес
к
окружающим
предметам и выполняемым с ними действиям.
Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока
интерес не угаснет. Появление нового предмета
тотчас же вызывает переключение внимания на
него, поэтому дети редко занимаются одним и
тем же делом длительное время.
Д е т я м
т р уд н о
с о с р е д о т оч и т ь с я
н а
однообразной
и
малопривлекательной
для
них
деятельности, в то время как в процессе игры
они могут оставаться внимательными достаточно
долго. Если младшие дошкольники могут играть
в одну и ту же игру 25-30 минут, то к 5-6 годам
длительность игры возрастает до 1-1,5 часов.
Возрастные особенности внимания у
дошкольников
Основное изменение внимания в дошкольном
возрасте
состоит
в
том,
что
дети
впервые
начинают управлять им, сознательно направляя
на определенные предметы. Причем само по себе
развитие непроизвольного внимания не приводит
к возникновению произвольного внимания.
П о с л е д н е е
ф о р м и р у е т с я
б л а г о д а р я
целенаправленному
руководству
взрослых
при
помощи словесных указаний и напоминаний, а
также наглядных пособий, помогающих ребенку
сосредоточиться. Руководя вниманием ребенка,
взрослые
дают
ему
те
средства,
с
помощью
которых
он
впоследствии
начинает
сам
управлять своим вниманием.
Возрастные особенности внимания у
дошкольников
Несмотря
на
то,
что
дети
4-6
лет
начинают
овладевать
произвольным
вниманием,
непроизвольное
внимание
остается
преобладающим на протяжении всего дошкольного детства.
В связи с этим дошкольное обучение не может строиться на
заданиях,
требующих
постоянного
напряжения
произвольного
внимания. Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне
позволяет
использование
элементов
игры,
частая
смена
форм
деятельности,
занятия
продуктивными
видами
деятельности.
К
концу
дошкольного
возраста
способность
к
произвольному
вниманию у детей интенсивно развивается.
Возрастные особенности внимания у
дошкольников
Воображение - это способность человека к
построению новых образов путем переработки
психических
компонентов,
обретенных
в
прошлом опыте.
Воображение
человека
всегда
выступает
как
отражение
свойств
его
личности,
его
психологического
состояния.
Благодаря
воображению
человек
творит,
разумно
планирует свою деятельность и управляет ею.
Воображение
как
основа
всякой
творческой
деятельности одинаково проявляется во всех
сторонах культурной жизни, делая возможным
художественное,
научное
и
техническое
творчество.
Развитие воображения в дошкольном
возрасте
Виды
воображения
Различают следующие стадии развития воображения
человека:
1) преобладание вымысла, фантазии, сказок;
2) сочетание фантазии с практическим расчетом;
3) полное подчинение этой способности интеллекту.
Стадии
воображения
Развитие
детского
воображения
связывается
окончанием
периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует
способность замещать одни предметы другими и использовать
одни предметы в роли других.
Развитие воображения в дошкольном
возрасте
С первого взгляда может казаться, что воображение в дошкольном
возрасте развито лучше, чем в более поздние периоды жизни. Однако
в
действительности
легкость
комбинирования
образов
указывает
лишь
на
слабость
воображения.
Дети
младшего
дошкольного
возраста часто смешивают воображаемое с действительным. Ребенок
этого возраста еще не умеет критически относиться к воображаемому
и еще недостаточно соотносит его с жизненной практикой.
Развитие воображения в дошкольном
возрасте
В дошкольном детстве ребенок находится на первой
стадии. До 3 лет игры всего лишь закладывают фундамент
для полноценного развития способности фантазировать и
представлять.
На
момент
окончания
этого
возрастного
периода малыш способен выразить возникающие образы
словами.
Следующие
два
года
(до
5
лет)
дошкольник
учится
составлять последовательность действий для получения
желаемого результата при решении определенной задачи.
Наконец,
в
старшем
возрасте
он
воссоздает
оригинальные и содержательные образы. Его деятельность
теперь
включает
элементы
творчества,
а
способность
фантазировать
приобретает
активный
характер.
Чтобы
полноценно
развивать
воображение
на
каждом
из
этих
этапов, разработаны различные средства и методики.
Развитие воображения в дошкольном
возрасте
Для
развития
воображения
у
детей
дошкольного
возраста
используются следующие методы:
Дидактические игры;
Восприятие сказок;
Конструирование;
Художественная деятельность (рисование, лепка, аппликация и т.д.);
Самостоятельное сочинительство.
Методы развития воображения
дошкольников