Автор: Воронович Ольга Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования, руководитель образцового детского коллектива "вокальный ансамбль "фантазия"
Учебное заведение: ГАУДО МО "МОЦДО "Лапландия"
Населённый пункт: г.Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование современных информационных технологий в вокальном ансамбле"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка на тему:
«Использование современных информационных технологий в
вокальном ансамбле»
Автор работы: Воронович Ольга Евгеньевна
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории, руководитель Образцового
детского коллектива «Вокальный ансамбль «Фантазия»
ГАУДО МО «МОЦДО «Лапландия»
г. Мурманск
2019г.
Сегодня дополнительное образование детей создает особые возможности
для развития образования в целом, в том числе для опережающего
обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного
развития страны. Дополнительное образование выступает не только как
механизм поддержки индивидуализации и самореализации человека, но и как
инструмент развития человеческого потенциала страны посредством
формирования элиты страны (научной, инженерной, культурной) через
выявление талантливых детей, развитие их мотивации и способностей. В
данном контексте важно подчеркнуть, что одной из ведущих задач
модернизации современного образования в РФ является обеспечение условий
для саморазвития личности обучающихся разного возраста через включение
в социальные, интеллектуальные и творческие практики.
Современный подход в обучении вокалу в дополнительном
образовании это – развитие познавательных способностей обучающихся,
стимулирование на занятиях вокалом творческого мышления ученика и
понимания им себя и своей роли на различных уровнях социально-
коммуникативных связей. Этот подход предполагает высокую
мотивированность обучающихся, а значит, и возможность реального
творческого самовыражения и саморазвития личности в выбранном виде
деятельности, поддержке саморазвития и самоопределения. Педагог должен
вывести ребенка на ступень «сотрудничества», доверительного общения вне
комплексов и психологических зажимов, в условиях комфортного
творческого и индивидуального развития личности, посредством решения и
выполнения конкретных учебных задач.
Уровень современного педагога дополнительного образования не
должен отставать от уровня современного ученика. Для этого педагогу
необходимо – умение пользоваться компьютером и другими цифровыми
средствами, умение пользоваться Интернетом, программным обеспечением,
применять на практике современные образовательные технологии.
Современный педагог должен общаться с учеником на понятном ему языке.
Главная задача педагога по вокалу – постановка голоса, формирование
и развитие слуховых и мышечных навыков поющего, формирование
представления о правильном певческом звучании, которое осуществляется на
основе звукового показа, словесного описания правильного звучания и
оценки получившегося педагогом. Однако оценка звучания собственного
голоса во время пения затруднена, так как звук, проходя через мышечные
ткани организма, искажается. Также вокалист не может оценить свое
поведение и движение на сцене во время исполнения номера. Такие
технические средства обучения как компьютер, видеокамера, планшет,
смартфон могут помочь педагогам в формировании нужных представлений. С
их помощью педагог и ребенок могут прослушать (увидеть) запись
исполнения конкретной песни или занятия. При этом оценку получившемуся
звуку и номеру в целом дает не только педагог, но и обучающийся,
получивший возможность услышать свой голос со стороны, увидеть
воплощение художественного замысла и образа, а главное, оценить его
вместе с педагогом. Такое прослушивание (просмотр) с комментарием
преподавателя обучает ребенка давать правильную оценку качеству звучания
своего голоса, развивает способность к самоанализу, самооценке и
самоконтролю, помогает конкретно разобраться в том, какие недостатки
нужно устранить, чтобы голос и интерпретируемое музыкальное
произведение прозвучали как можно лучше, чтобы соединение вокальной и
ритмопластической составляющей смотрелись естественно и выигрышно.
Прослушивание и просмотр записей знаменитых исполнителей
вокальной музыки способствует накоплению музыкального опыта, помогает
учащимся выбрать ориентир при формировании представлений о «вокальном
эталоне». В последнее время в своей работе мы все чаще отдаем
предпочтение динамичным и подвижным песням. Это обусловлено
спецификой социального заказа современного общества и находит
положительный отклик среди обучающихся. Также, использование на
занятиях подвижных песен, активное включение в работу артикуляционного
и дыхательного аппарата, разучивание динамичных шагов и других
ритмичных пластик позволяет провести полный разогрев детского и
подросткового организма, который в условиях Крайнего Севера склонен к
вялости как физической, так и в словесном произношении, что ослабляет
мышечную активность при интонировании.
Для удобства и непрерывности процесса обучения мы в своей работе
используем флеш-карты. С их помощью можно дать ребенку любую
информацию (теоретическую, музыкальную) для ознакомления или
повторения в домашних условиях, особенно в каникулярный период. Также
использование такого носителя позволяет экономить время на передаче
данных в процессе работы.
В последнее время в педагогической практике популярностью
пользуются дистанционные интернет-конкурсы. Их существует огромное
множество, как для детей, так и для педагогов, различного масштаба,
формата, любых номинаций и возрастных градаций. Условия простые –
заполнить заявку, оплатить организационный взнос и отправить на указанный
электронный адрес, прикрепив конкурсный аудио/видеоматериал. Чтобы
записать качественное видео, необходимо умение пользоваться камерой и
штативом. Также, необходимо умение пользоваться аудио/видео конвертером,
так как профессиональная камера создает файлы, превышающие
допустимый по положению объем конкурсного материала. В нашем случае
это
–
Freemake Video Converter
,
работа в котором
позволяет оперативно
уменьшить объемы аудио/видеофайлов, изменить формат или длительность,
главное, в этом случае, не упустить момент качества и звучания
музыкального материала.
С помощью компьютера и сети Интернет педагог может:
смотреть видео мастер классы и семинары современных
вокалистов, принимать участие в педагогических вебинарах;
создавать презентации на изучаемые темы с использованием
дидактического материала;
транспонировать музыкальные произведения в удобную
тональность, изменять темп, что довольно часто бывает нужно
на раннем этапе обучения, когда требуется подобрать
максимально удобный музыкальный материал для начинающего
заниматься вокалом;
осуществлять подбор песенного репертуара (качественные
фонограммы или нотные издания в различных аранжировках);
находить интересные вариации концертных костюмов или
создавать их проекции, заказывать и приобретать их;
создавать фотоколлажи из ярких моментов жизни коллектива,
для детей и оформления вокального класса;
создавать в социальных сетях сообщества вокального
объединения для публикации новостей для детей и их родителей,
оповещать о предстоящих выступлениях, размещать фото/видео
творческой жизни коллектива;
искать положения о вокальных конкурсах, отправлять заявки и
оплачивать участие онлайн или через приложение на телефоне;
получать доступ к методической литературе коллег, размещенной
в электронных педагогических журналах и публиковать свои
методические разработки и статьи;
осуществлять дистанционное обучение и работать над
музыкальным произведением через программу Skype, используя
веб-камеру и микрофон (репетиции с солисткой ансамбля –
участницей шоу-проекта «Голос Дети», г.Москва).
Наличие интернета и компьютера (смартфона) практически у каждого
обучающегося помогает общению в социальных сетях, где дети и педагог
делятся своими находками в области вокала, обсуждают их. Интернет
помогает нам общаться с родителями, обсуждать повседневные вопросы,
касающиеся их детей и ансамбля в целом.
Использование информационно-компьютерных технологий на
занятиях вокалом активизирует познавательную деятельность обучающихся,
повышает мотивацию к изучению, позволяет выйти за рамки и углубить
содержание. Одновременное слуховое и зрительное восприятие материала
улучшает его понимание и усвоение. Разнообразный иллюстративный
материал поднимает процесс обучения на качественно новый уровень,
вызывает и пробуждает интерес детей. Современному ребенку намного
интереснее и привычнее воспринимать информацию именно в такой форме.
Чтобы познакомить обучающихся с песней, заинтересовать их, мы не
просто запускаем ее через аудиопроигрыватель, а делаем презентацию. И
помогает нам в этом программа Microsoft Power Point. В создании
презентации можно использовать фотографии природы, интересные
картинки. Подобное сопровождение к песне формирует эмоционально-
образное восприятие ребенка, развивает творческое мышление, вызывает
определенный ассоциативный ряд, что позволяет быстрее усвоить
музыкальный материал. Так, например, еще перед летними каникулами мы
начали готовить вокальный номер к 100-летнему юбилею города Мурманска.
Хотелось выбрать что-то современное и зажигательное. Энергичная музыка
воодушевляет как детей, так и слушателей. И, когда, выбор был сделан, мы
приступили к созданию презентации, с фотографиями любимого города,
чтобы дети вновь смогли увидеть его красоту, проникнуться гордостью за
свой край и передать это через свое исполнение.
Демонстрация презентации «Огни большого города»
Запись ансамбля в звукозаписывающей студии тоже является важным
элементом в обучении вокалу. Во-первых, как любая коллективная
деятельность, несет функцию сплочения, учит общению и взаимопониманию,
развивает чувство ответственности за себя и коллектив в целом, желание
добиваться поставленной цели. Во-вторых, это возможность проявить себя в
новом амплуа. Также, это опыт работы с микрофоном в студии и
возможность услышать себя со стороны, проанализировав свое
исполнительское мастерство.
В своей работе все мы часто сталкиваемся с необходимостью создания
новых творческих номеров, поиском креативных идей и решений. В нашем
Дворце проводится множество региональных мероприятий для детей и
молодежи, церемонии открытия и награждения, которые собирают зрителей
города, области и всего Северо-Западного региона. В этом году,
объединившись с хореографическими коллективами, творческим решением
для нас стало внедрение «флешмобов». Они рассчитаны на интерес, как
участников, так и зрителей, их развлечение, участие, возможность
почувствовать себя свободным от общественных стереотипов поведения,
ощущение причастности к общему делу, эмоциональную подзарядку и
приобретение новых друзей. Флешмоб благотворно влияет на
психологическое состояние участников, помогает лишиться скованности,
боязни общественного мнения, вырабатывает умение самоорганизации,
способствует социализации ребенка. Первая практика состоялась на
открытии Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе Ярче» в
Мурманской области. После мы приняли участие в записи видеоролика для
«Эколого-патриотического флешмоба субботника «Зеленая Россия». Это уже
была вокально-танцевальная постановка, что вызвало неподдельный интерес
у детей. Актуальность темы в грядущий год экологии и желание чувствовать
себя неотъемлемой частью важного проекта.
В этом году мы решили вовлечь детей в новый для них вид
деятельности и снять видеоклип про наш коллектив. Хотелось отобразить
репетиционную подготовку, сам творческий номер, и время, которое мы как
одна дружная команда проводим вместе вне занятий вокалом. Процесс
организации съемки весьма увлекателен – выбор музыкальной композиции,
совместное продумывание сценария, где каждый ребенок может высказать
свои идеи, пофантазировать. Получается настоящая творческая команда
юных режиссеров. Но, обычными съемками никого не удивить, поэтому мы
внедрили новое популярное направление под названием флешмоб «Манекен
челлендж». Его суть состоит в том, что группа людей собирается вместе и
замирает перед видеокамерой. Это явление можно дословно перевести как
«подражание манекену». Дети, охваченные общей идеей, творческим
энтузиазмом и целью, были в восторге. Воплотить идею удалось без
трудностей, поэтому у нас получился интересный видеоролик, о жизни
ансамбля, с применением новых современных веяний и информационных
технологий. У каждого выпускника теперь останется видео на долгую
память.
Демонстрация видеоклипа «Я выбираю свет»
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое,
никогда ранее не существовавшее. Творчество – это создание чего-то нового,
ценного не только для данного человека, но и для других. Мы считаем, что
информационные технологии позволяют сделать процесс вокального
обучения увлекательным и интересным, и, используя новые формы работы,
раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, вовлечь его в мир
творчества и его безграничных совершенствующихся возможностей.
Список литературы:
1.
Бархатова И. Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. – Планета Музыки, 2017.
2.
Глинка-Измайлов А.Н. Полезные советы молодым певцам и певицам. – Лань, 2017.
3.
Дубровская С.В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ
классик, 2009.
4.
Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Лань, 2015.
5.
Заседателев Ф.Ф. Научные основы постановки голоса. – Планета музыки, 2017.
6.
Кейс Г., Фишер Д. Голос. 99 упражнений для тренировки, развития и
совершенствования вокальных навыков. – Азбука, 2017.
7.
Колпикова О.П., Кузнецова Ю.Н. Вокальная подготовка. Учебное пособие. - ПСТГУ,
2017.
8.
Конконе Д. 25 уроков пения. – Планета Музыки, 2017.
9.
Майкапар С.С. Музыкальный слух, его значение. - М., 2005.
10. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.
11. Маршалл Ф. 70 сольфеджио для пения в классе. – Лань, 2017.
12. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. - М.: МГК ИП РАН, 2004.
13. Петрова В. П. Подготовка голосового аппарата к правильному звукоизвлечению. -
М.: Музыка, 2002.
14. Пчелкина Т. Л. Диагностика и развитие музыкальных способностей. - М., 2006.
15. Прянишников И.П. Советы обучающимся пению – Лань, 2017.
16. Работнов Л. Основы физиологии и патологии голоса певцов. – Лань, 2017.
17. Сонки С.М. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов,
воспроизводящих звук – Лань, 2017.