Автор: Хренова Наталья Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ООШ" с. Усть-Лыжа
Населённый пункт: г. Усинск, с. Усть-Лыжа
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Развитие речи в младшей группе"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа» с. Усть-Лыжа
«Подув тöдöмлунъяс сетан общеобразовательнöй школа»
муниципальнöй бюджетнöй общеобразовательнöй велöданiн Лыжавом сикт
Принято
Утверждаю
на педагогическом совете
Директор МБОУ «ООШ» с. Усть-Лыжа
Протокол №_1_
__________Л.Ю. Беляева
от «02»__сентября 2019г.
Приказ от «02» сентября 2019 г. № 230
Рабочая программа
по предмету Развитие речи
образовательная область «Речевое развитие»
Младшая группа (3-4 года)
(
возрастная группа)
1 год обучения
(срок реализации программы)
Составлена с учётом основной образовательной программы дошкольного образования муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа» с. Усть - Лыжа.
Усть - Лыжа
2019
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа»
с. Усть - Лыжа разработана в соответствии:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-
Санитарно-эпидемиологическими
правилами
и
нормативами
СанПиН
2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26;
-
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования,
утвержденным
приказом
министерства
образовании в Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155
- Основной образовательной программой дошкольного образования МБОУ «ООШ» с. Усть – Лыжа.
Цель: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с
окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и
монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения,
следить за развитием действия
Задачи:
Развивающая речевая среда.
Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь,
поблагодари и т. п.). Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста“»,
«Предложите: „Хотите посмотреть...“», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“»).
В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй
Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“»). В
целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для
самостоятельного
рассматривания
картинки,
книги,
наборы
предметов.
Продолжать
приучать
детей
слушать
рассказы
воспитателя
о
забавных случаях из жизни.
Формирование словаря.
На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный
запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества
(цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага
легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму),
местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка
— блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи,
фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуковая культура речи.
Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т
— с — з — ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять
артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную вырази-
тельность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи.
Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять
существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и
множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных
в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться
к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Помогать получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем
введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим
слона, зебру и тигра»).
Связная речь.
Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за
живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не
перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи»
(в семье, группе). Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Формы образовательной деятельности: занятие.
Объём образовательной нагрузки:
Длительность занятий в младшей группе не более 15 минут – 2 занятия в месяц; 18 занятий в год;
Тематический план
№
п/п
Тема занятия
Планируемые результаты
Характеристика
основных
в и д о в
д е я т е л ь н о с т и
воспитанников
1
Кто у нас хороший, кто у нас
пригожий. Чтение стихотворения
С. Черного «Приставалка»
Сформированы у детей симпатия к сверстникам с помощью
рассказа воспитателя (игры); помочь малышам поверить в то,
что каждый из них – замечательный ребенок, и взрослые их
любят.
Беседа с детьми
Прослушивание
стихотворения
С. Черного «Приставалка»
2
Звуковая культура речи: звуки а,
у. Дидактическая игра «Не
ошибись»
Сформированы у детей представления о правильном и
отчетливом произношении звуков (изолированных, в
звукосочетаниях, словах). Активизировать в речи детей
обобщающие слова.
Сказка о веселом язычке
Игра с мячом
3
Звуковая культура речи: звук у
Сформированы представления у детей о четкой артикуляции
звука (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать
плавный выдох; побуждать произносить звук в разной
тональности с разной громкостью (по подражанию).
Игра с язычком
П р о с л у ш и в а н и е
п е с е н к и
«Разговоры»
4
Звуковая культура речи: звук о.
Рассматривание иллюстраций к
сказке «Колобок»
Сформированы умения детей внимательно рассматривать
рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций.
Отрабатывать четкое произношение звука о.
Рассматривание иллюстраций к
сказке «Колобок»
Игра с язычком
5
Звуковая культура речи: звук и
Сформированы умения детей в четком и правильном
произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в
словах)
Игра с кубиком
Игра с колокольчиком
6
Рассматривание сюжетных
картин
Сформированы умения детей рассматривать картину, отвечать
на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в
умении вести диалог, употреблять существительные,
обозначающие детенышей животных, правильно и четко
проговаривать слова со звуками к, т.
Рассматривание картины «Коза
с козлятами»
Прослушивание рассказа
7
Игра-инсценировка «У матрешки
– новоселье»
сформирована диалогическая речь; развиты умения правильно
называть строительные детали и их цвета.
инсценировка
«У
матрешки
–
новоселье»
8
Рассматривание иллюстраций к
сказке «Гуси-лебеди» и
сюжетных картин
Продолжать объяснять детям, как много интересного можно
узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах.
Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на
Рассматривание иллюстраций к
сказке «Гуси-лебеди» и
вопросы воспитателя, делать простейшие выводы,
высказывать предположения.
сюжетных картин
Игра
9
Звуковая культура речи: звуки м,
мь. Дидактическое упражнение
«Вставь словечко»
Сформированы умения у детей в четком произношении звуков
м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию
интонационной выразительности речи. Продолжать учить
образовывать слова по аналогии.
Дидактическое
упражнение
«Вставь словечко»
10
Звуковая культура речи: звуки п,
пь. Дидактическая игра
«Ярмарка»
Сформированы умения в отчетливом и правильном
произношении звуков п, пь. С помощью дидактической игры
побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со
звуками п, пь.
Дидактическая игра «Ярмарка»
11
Звуковая культура речи: звуки б,
бь
Сформированы умения детей в правильном произношении
звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах).
Игра с языком
12
Беседа на тему «Что такое
хорошо и что такое плохо»
Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их
диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать
суждение так, чтобы оно было понятно окружающим;
грамматически правильно отражать в речи свои впечатления).
Беседа с детьми
Прослушивание стихотворения
игра
13
Звуковая культура речи: звуки т,
п, к
Сформированы представления произношение звука т в
словах и фразовой речи; учить детей отчетливо произносить
звукоподражания со звуками т, п. к ; упражнять в
произнесении звукоподражаний с разной скоростью и
громкостью.
Игра с языком
Прослушивание рассказа
14
Рассматривание сюжетных
картин (по выбору педагога).
Дидактическое упражнение на
звукопроизношение
(дидактическая игра «Что
изменилось»)
Сформированы умения детей рассматривать сюжетную
картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать
действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать
правильное и отчетливое произношение звукоподражательных
слов (учить характеризовать местоположение предметов).
Рассматривание сюжетных
картин (по выбору педагога).
Дидактическое упражнение на
звукопроизношение
(дидактическая игра «Что
изменилось»)
15
Звуковая культура речи: звук ф
Сформированы умения детей отчетливо и правильно
произносить изолированный звук ф и звукоподражательные
слова с этим звуком
Беседа с детьми
игра
16
Звуковая культура речи: звук с
Отрабатывать четкое произношение звука с. Упражнять детей
в умении вести диалог.
Беседа с детьми
Игра с язычком
17
Звуковая культура речи: звук з
Упражнять детей в четком произношении звука з
Беседа с детьми
Игра с язычком
18
Звуковая культура речи: звук ц
Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно
упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении
звукоподражаний; учить изменять темп речи.
Беседа с детьми
Игра с язычком
Материально-техническое обеспечение:
1. Учебно-методический комплектхрестоматия для дошкольника (2-4 года), иллюстрации к потешкам, иллюстрации к стихам А.
Барто. Иллюстрации к сказкам, портреты писателей.
Серии картин: профессии, кем быть. Транспорт.
Наглядно-дидактическое пособие: «Домашние животные», «Дикие животные», «Деревья и листья», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»,
«Транспорт».
- Наглядно – дидактическое пособие: Рассказы по картинкам. Профессии
Рассказы по картинкам. Кем быть?
Рассказы по картинкам. Профессии
Рассказы по картинкам. Теремок
Рассказы по картинкам. Курочка ряба
Рассказы по картинкам. Колобок.
Ширма театральная, Магнитная азбука
Кукольный театр: Репка, Колобок, Три поросёнка, Маша и медведь, Курочка Ряба, Заюшкина избушка
Настольный театр: «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Теремок»,
«Маша и медведь».
2. Технические средства обучения: компьютер, проектор, доска для проектора, музыкальный центр.
Список литературы:
1.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под
ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. –3-е изд., испр. и доп. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
2.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:МОЗИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 96с.