Напоминание

Решение олимпиадных задач


Автор: Толкачева Татьяна Степановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Первомайская СОШ
Населённый пункт: с.Первомайское
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: Решение олимпиадных задач
Раздел: среднее образование





Назад




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Первомайской СОШ

_______________

Приказ номер……..

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по геометрии для 8а,б,в класса

РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ

Внеурочная деятельность

Учитель высшей категории

Т.С.Толкачева

2018 – 2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности для 8

-ых

класса

Оной из важнейших задач образования является развитие способностей учеников. Ее

решение имеет для общества огромное социальное и экономическое значение. Успешное

развитие способностей возможно лишь на основе полноценных знаний, одним из основных

качеств которых являются полнота и глубина, оперативность и гибкость. Способности

формируются и развиваются в процессе выполнения определенной системы упражнений,

особую роль в которых играют математические задачи на уроках и во внеурочной

деятельности.

Целью занятий данного курса «Решение олимпиадных задач» является повышение

уровня математического развития учащихся. Достигается данная цель решением следующих

задач:

развивать у учащихся способность решать определенную задачу несколькими

способами

•развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения

развивать у учащихся исследовательские умения, познавательную и творческую

активность;

формировать устойчивый интерес учащихся к предмету «Математика» посредством

решения нестандартных и занимательных задач.

В соответствии с учебным планом школы на 2018 - 2019 учебный год рабочая

программа рассчитана на 34 часов в год (1 часа в неделю).

При отборе и построении содержания программы курса внеурочной деятельности в

основу положены следующие дидактические принципы:

научности, согласно которому представленный в программе факультативных занятий

материал должен соответствовать современным научным представлениям, в процессе

обучения учащиеся должны познакомиться с некоторыми методами и приемами

научно-исследовательской работы (наблюдение, описание, эксперимент и т. д.).

преемственности и перспективности, согласно которому обучение строится с

использованием предыдущих знаний и умений учащихся с учетом перспективы , а

также обеспечивается взаимосвязь каждого компонента педагогической системы в

содержательном, организационном и деятельностном аспектах;

практической направленности, ориентирует на подготовку учащихся к применению

полученных знаний и умений в реальной жизни;

творческого обучения,предполагает включение учащихся в самостоятельную

творческую деятельность, формирование творческих качеств личности;

психологической комфортности, необходимо учитывать интересы, потребности, задатки

и способности, создавая комфортные условия для каждого учащегося.

.

Формы и методы проведения занятий

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

Рекомендуется проведение занятия по смешанной технолоии с использованием

практико-ориетированных форм и методов обучения.. Изложение материала необходимо

сочетать с выполнением практических заданий.

Учащиеся должны работать как в группах, так и индивидуально. На занятиях

создаются условия для выдвижения учащимися различных гипотез, их проверки,

представления собственных достижений.

Ожидаемые результаты

К концу обучения учащиеся 8 класса могут:

решать определенную задачу несколькими .способами и находить среди них наиболее

простые, эстетически привлекательные и оригинальные;

решать нестандартные и занимательные задачи;

использовать рациональные приемы вычислений;

вести грамотные рассуждения;

не оперируя реальными объектами, с помощью воображения проводить необходимые

действия с геометрическими объектами;

вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через

абстрагирование от остальных, несущественных, составлять закономерности;

видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке;

расшифровывать и выполнять знакомые математические фокусы;

планировать свои действия и прогнозировать их результат;

применять полученные знания в реальной жизни.

В Примерной программе для основной школы, составленной на основе федерального

государственного образовательного стандарта определены требования к результатам

освоения образовательной программы по математике.

Личностными результатами обучения математике в основной школе являются:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,

понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и

контрпримеры;

2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,

отличать гипотезу от факта;

3) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении

математических задач;

4) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

Метапредметными результатами обучения математике в основной школе являются:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном

языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других

дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их

проверки;

4) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть

различные стратегии решения задач;

5) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения

учебных математических проблем;

6) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач

исследовательского характера.

Общими предметными результатами обучения математике в основной школе являются:

1) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую

информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с

применением математической терминологии и символики, использовать различные языки

математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства

математических утверждений;

2) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов

окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных

умений, приобретение навыков геометрических построений;

4) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач

практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при

необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера..

Для получения информации об уровне усвоения данного курса слушателям

элективногокурса предлагается создание портфолио по всем темам курса, а также участие в

олимпиадах и других математических мероприятиях.

СОДЕРЖАНИЕ УЕБНОГО КУРСА

Четность:

свойства четности с доказательством, решение задач на чередование, разбиение

на пары, игры-шутки (где результат зависит от начальных условий).

Задачи на проценты и части:

задачи на проценты, задачи на проценты на составление

уравнений, банковские проценты.

Принцип Дирихле:

понятие о принципе Дирихле, решение простейших задач на принцип

Дирихле, принцип Дирихле в задачах с геометрической направленностью.

Раскраски:

знакомство с идеей раскрашивания некоторых объектов для выявления их

свойств и закономерностей, решение задач с помощью идеи раскрашивания.

Делимость:

задачи на десятичную запись числа, задачи на использование свойств

делимости, делимость и принцип Дирихле.

Конструктивные задачи:

равновеликие и равносоставные фигуры, геометрические

головоломки, задачи на составление примера, контрпримера, задачи на переливания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Содержание раздела

(темы)

Кол-во

часов

Выполнение практической

части программы

Формы контроля

лекция

практикум

тест

собеседо

вание

1

четность

7

1

5

1

2

задачи на проценты и части

5

4

1

3

принцип дирихле

6

1

5

4

раскраски

5

1

4

5

делимость

4

1

3

1

6

конструктивные задачи

7

5

1

1

ИТОГО

34



В раздел образования