Автор: Толкачева Татьяна Степановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Первомайская СОШ
Населённый пункт: с.Первомайское
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: Решение олимпиадных задач
Раздел: среднее образование
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Первомайской СОШ
_______________
Приказ номер……..
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по геометрии для 8а,б,в класса
РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ
Внеурочная деятельность
Учитель высшей категории
Т.С.Толкачева
2018 – 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности для 8
-ых
класса
Оной из важнейших задач образования является развитие способностей учеников. Ее
решение имеет для общества огромное социальное и экономическое значение. Успешное
развитие способностей возможно лишь на основе полноценных знаний, одним из основных
качеств которых являются полнота и глубина, оперативность и гибкость. Способности
формируются и развиваются в процессе выполнения определенной системы упражнений,
особую роль в которых играют математические задачи на уроках и во внеурочной
деятельности.
Целью занятий данного курса «Решение олимпиадных задач» является повышение
уровня математического развития учащихся. Достигается данная цель решением следующих
задач:
•
развивать у учащихся способность решать определенную задачу несколькими
способами
•развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения
•
развивать у учащихся исследовательские умения, познавательную и творческую
активность;
•
формировать устойчивый интерес учащихся к предмету «Математика» посредством
решения нестандартных и занимательных задач.
В соответствии с учебным планом школы на 2018 - 2019 учебный год рабочая
программа рассчитана на 34 часов в год (1 часа в неделю).
При отборе и построении содержания программы курса внеурочной деятельности в
основу положены следующие дидактические принципы:
•
научности, согласно которому представленный в программе факультативных занятий
материал должен соответствовать современным научным представлениям, в процессе
обучения учащиеся должны познакомиться с некоторыми методами и приемами
научно-исследовательской работы (наблюдение, описание, эксперимент и т. д.).
•
преемственности и перспективности, согласно которому обучение строится с
использованием предыдущих знаний и умений учащихся с учетом перспективы , а
также обеспечивается взаимосвязь каждого компонента педагогической системы в
содержательном, организационном и деятельностном аспектах;
•
практической направленности, ориентирует на подготовку учащихся к применению
полученных знаний и умений в реальной жизни;
•
творческого обучения,предполагает включение учащихся в самостоятельную
творческую деятельность, формирование творческих качеств личности;
• психологической комфортности, необходимо учитывать интересы, потребности, задатки
и способности, создавая комфортные условия для каждого учащегося.
.
Формы и методы проведения занятий
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий
Рекомендуется проведение занятия по смешанной технолоии с использованием
практико-ориетированных форм и методов обучения.. Изложение материала необходимо
сочетать с выполнением практических заданий.
Учащиеся должны работать как в группах, так и индивидуально. На занятиях
создаются условия для выдвижения учащимися различных гипотез, их проверки,
представления собственных достижений.
Ожидаемые результаты
К концу обучения учащиеся 8 класса могут:
•
решать определенную задачу несколькими .способами и находить среди них наиболее
простые, эстетически привлекательные и оригинальные;
•
решать нестандартные и занимательные задачи;
•
использовать рациональные приемы вычислений;
•
вести грамотные рассуждения;
•
не оперируя реальными объектами, с помощью воображения проводить необходимые
действия с геометрическими объектами;
•
вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через
абстрагирование от остальных, несущественных, составлять закономерности;
•
видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке;
•
расшифровывать и выполнять знакомые математические фокусы;
•
планировать свои действия и прогнозировать их результат;
•
применять полученные знания в реальной жизни.
В Примерной программе для основной школы, составленной на основе федерального
государственного образовательного стандарта определены требования к результатам
освоения образовательной программы по математике.
Личностными результатами обучения математике в основной школе являются:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
3) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач;
4) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Метапредметными результатами обучения математике в основной школе являются:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном
языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их
проверки;
4) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные стратегии решения задач;
5) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения
учебных математических проблем;
6) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера.
Общими предметными результатами обучения математике в основной школе являются:
1) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую
информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с
применением математической терминологии и символики, использовать различные языки
математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства
математических утверждений;
2) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов
окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных
умений, приобретение навыков геометрических построений;
4) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач
практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при
необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера..
Для получения информации об уровне усвоения данного курса слушателям
элективногокурса предлагается создание портфолио по всем темам курса, а также участие в
олимпиадах и других математических мероприятиях.
СОДЕРЖАНИЕ УЕБНОГО КУРСА
Четность:
свойства четности с доказательством, решение задач на чередование, разбиение
на пары, игры-шутки (где результат зависит от начальных условий).
Задачи на проценты и части:
задачи на проценты, задачи на проценты на составление
уравнений, банковские проценты.
Принцип Дирихле:
понятие о принципе Дирихле, решение простейших задач на принцип
Дирихле, принцип Дирихле в задачах с геометрической направленностью.
Раскраски:
знакомство с идеей раскрашивания некоторых объектов для выявления их
свойств и закономерностей, решение задач с помощью идеи раскрашивания.
Делимость:
задачи на десятичную запись числа, задачи на использование свойств
делимости, делимость и принцип Дирихле.
Конструктивные задачи:
равновеликие и равносоставные фигуры, геометрические
головоломки, задачи на составление примера, контрпримера, задачи на переливания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Содержание раздела
(темы)
Кол-во
часов
Выполнение практической
части программы
Формы контроля
лекция
практикум
тест
собеседо
вание
1
четность
7
1
5
1
2
задачи на проценты и части
5
4
1
3
принцип дирихле
6
1
5
4
раскраски
5
1
4
5
делимость
4
1
3
1
6
конструктивные задачи
7
5
1
1
ИТОГО
34