Автор: Юнкина Светлана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №25 Населённый пункт: Свердловская обл. г.Асбест Наименование материала: конспект по экологии Тема: Подводный мир Раздел: дошкольное образование
по экологическому воспитанию детей подготовительной группы
на тему: «Подводный мир».
Образовательная область – «Познание»
Интеграция образовательных областей – «Коммуникации», «Физическая
культура».
Цель занятия: Познакомить с обитателями подводного мира.
Образовательные задачи:
1.Расширять имеющиеся представления о богатстве и многообразии
растительного и животного мира в подводном царстве.
2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам живой
природы.
Развивающие задачи:
1.Развивать познавательный интерес к жизни подводного мира.
2. Совершенствовать тектильные ощущения, двигательные умения и навыки
при выполнении игровых заданий.
3.Развитие коммуникативные способности, творческое воображение,
фантазию;
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать любовь к природе подводного мира.
2.Воспитывать интерес к обитателям подводного мира.
3.Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в
процессе коллективного решения в творческой задачей, формировать
умение договариваться, помогать друг другу.
Предварительная работа: беседы на тему: «Океаны», «Живые организмы
Мирового океана». Рассматривание фотоиллюстраций с картин И.К.
Айвазовского «Девятый вал», «Черное море». Рассматривание и изучение
картинок «Обитатели океана», «Рыбы морские и пресноводные».
Материалы: ракушки разной величины и формы, морская галька, картины и
фотоиллюстрации об обитателях морских глубин.
Ход занятия:
Вос-ль: Ребята скажите мне, какое у нас время года? Какие признаки зимы?
Назовите зимние месяца.
Ответы детей: На улице лежит снег, солнце не греет.
Вос-ль: Ребята, а вам не надоел холод, может мы с вами отправимся куда ни
будь в путешествие в жаркие страны, куда ни будь на море, погреться на
солнышке, послушать шум моря. Но прежде чем отправиться в путешествие
давайте рассмотрим глобус и карту. Что такое глобус?
Дети: Это наша планета в уменьшенном виде.
Вос-ль: А это что такое?
Дети: Карта- наша земля в развернутом виде.
Вос-ль: Обратите внимание, какую часть на глобусе и карте занимает вода?
Дети: Больше половины.
Вос-ль: Для чего нужна вода? Сможем ли мы без нее прожить?
Дети: Воду мы пьем, купаемся, готовим пищу, в воде живут многие виды рыб,
животные и растения…
Вос-ль: Какие вы знаете водоемы?
Дети: Моря, океаны, озера, пруды, ручейки, лужи.
Вос-ль: Какие из них самые большие?
Дети: Океаны.
Вос-ль: А что вы знаете про океаны, их обитателей? А что бы вы хотели
узнать? А где информацию можно взять, откуда?
Дети: Какие бывают океаны, кто там живет, а информацию можно взять из
энциклопедий, кинофильмах.
Вос-ль: Какие океаны вы знаете? (Тихий, Северный Ледовитый, Индийский,
Атлантический).
Чем отличаются моря от океанов и чем они похожи? (Отличаются размерами,
а похожи тем, что вода в них соленая).
Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? А на чем можно отправиться в
путешествие?
Дети: В путешествие можно отправиться на корабле, на лодке.
Вос-ль: Давайте выберем капитана. А где нам взять корабль? (Построим из
стульев). Мы с вами добрались до места, но на корабле мы до берега не
дойдем , и чтобы доплыть до берега нам надо пересесть в лодку и грести до
берега.
Дети пересаживаются в лодки и гребут.
Вос-ль: Устали? Тогда давайте отдохнем! Релаксация. Дети ложатся на ковер и
слушают шум моря.
Вос-ль: Вы хотели узнать ,какие богатства есть на дне морском? Мы с вами
отправимся в подводное царство. (Дети идут за воспитателем)
Ребята о чем бы хотели узнать, попав на морское дно.
Дети: Мы хотим посмотреть, чем богат подводный мир.
Вос-ль: Без труда не вытащишь и рыбку, и попасть на морские глубины смогут
только самые сообразительные, смелые, упорные. Ребята, а на чем можно
погрузится в подводное царство?
Дети: На батискафе.
Вос-ль: Ребята, давайте сядем на ковер, закроем глаза и погрузимся в
подводное царство.
Ну, а чтобы попасть на морское дно и посмотреть на его обитателей надо
отгадать загадки.
Дети садятся на ковер, а рядом наутбук.
Вот загадки:
- Кругом вода, а с питьем беда (Море)
- По морю идет – идет, а до берега дойдет и пропадет? (Волна)
- Обхватит хвостом травинку
Не за край, за серединку.
За коралловый пенек
Хочет сесть в воде конек,
Но не получается –
Все в воде качается? (Морской конек).
(Дети рассматривают картинку на наутбуке с морским коньком, отмечают
отличительные особенности).
Вос-ль: Какой петушок не умеет кукарекать? (Морской).
Почему его так назвали? Что он делает?
Дети: Он очень ярко раскрашен и у него есть гребешок, как у петуха, но он не
кукарекает, а стрекочет, как кузнечик.
Вос-ль: У кого ноги растут из головы?
Дети: Осьминог. У него восемь ног. Когда он сердится или пугается, то меняет
свой цвет. Может стать белым или выпустить чернильное пятно, чтобы
отпугнуть врагов.
Вос-ль: По воде плывет лепешка
Ну и страшная лепешка
Изменяет цвет она
Да ведь это…
Дети: Камбала. Она меняет цвет, чтобы укрыться от врагов. Может стать
пятнистой или в клеточку.
Вос-ль: Да, молодцы, с загадками вы справились. А сейчас другое задание-
угадайте по силуэту, кто это и расскажите, что о нем знаете? (показывает
силуэт морской звезды).
Дети: Морская звезда. Она очень ярко окрашена и похожа на цветок.
Передвигаясь по дну морские звезды шевелят своими лучами, а когда найдут
раковину, обхватывают ее своими лучами, приоткрывают створки моллюска
и выедают его.
Вос-ль: А кто это? (показывает силуэт акулы).
Дети: Акула. Самая крупная рыба на земле – китовая акула. А еще есть белая
акула – ее называют рыба – людоед.
Вос-ль: показывает силуэт кита.
Дети: Это кит. Кит – самое крупное животное на земле. Своих детенышей кит
вскармливает молоком. Кит во много раз крупнее самого большого слона.
Вос-ль: Да, в 25 раз крупнее, чем африканский слон. (показывает силуэт
ската).
Дети: Скат, он поражает жертву с помощью электрического разряда.
А еще каких морских обитателей вы знаете? (показывает картинки, дети
отвечают: креветки, морская черепаха, касатка, краб, морской еж, дельфин).
Вос-ль: Показ макета морского дна и предлагаю посмотреть его.
- Назовите обитателей морского дна. (Дети показывают и называют ракушки,
кораллы, морские звезды и т.д.)
- А что есть на морском дне?
Дети: камни, песок.
- Как называются эти камни?
Дети: галька.
Вос-ль: А каких камней не бывает на дне морском? (Сухих).
Ребята, а теперь нам пора возвращаться обратно домой, мы с вами снова
садимся в наш батискаф, и поднимемся наверх. А еще с батискафа нам надо
пересесть на лодку, а с лодки вернутся на наш корабль, а уже на корабле
вернуться в детский сад.
Ну вот мы с вами и вернулись в детский сад. А теперь я хочу проверить какие
вы были внимательными, давайте вспомним, что вы видели на морском дне?
А чтобы вспомнить, у меня есть разрезные картинки обитателей моря и вы
должны их собрать. На этом наше путешествие заканчивется.