Напоминание

Танцевальные движения как средство воспитания танцора


Автор: Провозина Наталья Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств № 3"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Танцевальные движения как средство воспитания танцора
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Танцевальные движения как средство воспитания танцора

Провозина Наталья Юрьевна

МАУДО «ДШИ №3»

г. Нижневартовск

Хореография

играет

немаловажную

роль

в

воспитании

детей

младшего

школьного

возраста.

Это

связано

с

многогранностью

хореографии,

которая

сочетает

в

себе

средства

музыкального,

пластического, физического, этического и художественно-эстетического

развития

и

образования.

В

процессе

обучения

все

эти

средства

взаимосвязаны и обусловлены.

В данной статье произведён анализ конкретных составляющих,

которые

обеспечивают

эстетическое

воспитание

средствами

хореографии.

Естественно,

этот

сложный,

комплексный,

подчас

опосредованный

процесс

не

может

быть

целиком

обеспечен

воздействием

какого-либо

одного

вида

искусства.

Но

исследовать

механизм

воздействия

разных

видов

искусства

при

разных

формах

общения с ним необходимо. Полученные знания позволяют выбрать и

правильно использовать методы работы.

Ученику предстоит стать именно исполнителем танца. И здесь его

индивидуальность

подвергается

воздействию,

с

одной

стороны,

собственно

педагогическому,

с

другой

-

материалом

танца.

Причем

естественно,

это

разделение

носит

условный

характер.

Первое

в

учебном процессе связано с познанием школы - традицией в широком

смысле слова, второе - с произведением искусства (репертуаром).

При

анализе

можно

двигаться

и

от

учебного

процесса,

и

от

репертуара. В силу целевой направленности на конечный результат -

исполнение

танцевального

произведения

перед

зрителем,

в

работе

выбран последний.

Здесь существует ряд аспектов:

а)

анализ танца как произведения искусства;

б)

движение

и

его

исполнение

как

развитие

гармонического

ощущения формы;

в)

роль музыкального материала как фактора воспитательного

воздействия;

г)

художественно

-

образное

воздействие

сценического

хореографического

произведения

как

ведущий

фактор

эстетического

воспитания средствами танцевального искусства.

Еще

в

ранние

эпохи

танец

служил

средством

врачевания,

2

умиротворения и благодати; он украшал жизнь, дарил людям радость и

одновременно

помогал

людям

познавать

мир.

Единство

слухового

(музыка,

песня)

и

зрительного

(движения

человеческого

тела,

композиция

в

пространстве),

эмоционального

(чувства,

вызванные

восприятием красоты) и рационального (содержание танца) в танце

определяет

широкие

возможности

хореографии

как

средства

эстетического воздействия и выражения. Еще активнее эмоциональное

воздействие танца на самого исполнителя.

Потому

вопрос

содержания

танца

является

одним

из

определяющих

при

работе

над

репертуаром.

Естественно,

что,

употребляя

слово

“содержание”,

не

следует

принимать

только

его

сюжетного (фабульного) толкования. Имеется в виду содержание как

основополагающая сущность произведения искусства, его целевая и

нравственная установка.

Остановимся несколько подробнее на инструментах воздействия

танца.

Одним из ведущих компонентов воздействия танца и основных его

выразительных средств есть движение.

Достаточно спорным представляется вопрос о содержательности

танцевальных

движений.

Сохранившиеся

и

приведенные

в

систему

элементы танца народного, классического и школы модерн составили

значительный

арсенал

общетанцевальных

средств.

Многие

из

них

являются знаками - символами, несущими определенную информацию.

Но и в тех случаях, когда эта конкретная связь отсутствует (потеряна

или

не

существовала),

движение

выражает

состояние

(чувства,

настроения,

ощущения)

исполняющего

его

лица

и

н е с е т

соответствующее содержание. Следовательно, использование движения

невозможно

безотносительно

к

этому

его

качеству.

Одно

и

то

же

движение может выражать разное содержание, являясь инструментом,

которым ученик должен овладеть.

Овладение

движением,

т.е.

его

естественное

органичное

исполнение, позволяет ученику говорить на языке танца. Неудобное,

“чужое”

движение,

т.е.

технически

не

освоенное

исполнителем,

не

может

создать

“говорящий”

содержательный

танец.

Поэтому

когда

ученики, скованные задачей выполнения движения как технического

приема, не в состоянии передать его содержания, движение теряет свой

смысл, становясь лишь схемой.

Неотъемлемой частью выразительности всей цепочки движений

или

композиции

движений

являются

“говорящие”

паузы,

акценты,

3

неожиданные

ритмические,

музыкальные

контрасты,

как

решение

в

про странстве

и

т.п.

Без

этого

движение

не

является

ни

формообразующим,

ни

содержательным,

выразительным

средством

танца

и

без

чего

не

может

быть

ни

метафоричности,

ни

характеристичности,

ни

ассоциативности,

т.е.

художественной

образности

танца,

или

именно

тех

качеств

целого,

которые

воздействуют

на

исполнителя,

а

через

него

и

на

зрителя,

создавая

возможность эстетического воспитания средствами хореографии.

Движение в процессе освоения его танцовщиком оттачивается,

эволюционирует.

Группа

танцевальных

движений

составляет

определенный

тренажный

обучающий

комплекс,

который

важен

не

только как подготовительный момент к танцу. Он самоценен, так как

отобранные

временем

и

художниками

составляющие

его

движения

красивы,

и,

осваивая

эти

элементы

“красоты”,

ученик

постепенно

овладевает не только суммой технических приемов, но и ощущением

формы, ее гармонии и логики, ее целесообразности и целостности. И

через

движение,

более

того,

через

возможность

ощутить

его,

через

свободу

игры

в

нем

и

посредством

его

исполнитель

становится

сотворцом, интерпретатором танца. Чем ярче его индивидуальность, тем

большие возможности раскрываются перед восприятием и воссозданием

искусства танца благодаря освоенности школы и материала.

Сила

воздействия

танцевального

движения

уже

во

время

его

освоения активизируется благодаря его музыкальной природе.

Движению присущ, прежде всего, ритм. И его волевая сущность -

одно из важных, не только организующих и дисциплинирующих, но и

художественно воспитывающих свойств. Ученик обретает возможность

выразить в движении свои чувства, слушая и подчиняясь музыке. Это ,

как пишут авторы книги по детской педагогике, “...в огромной степени

влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать

их

более

гармоничными.

Взаимосвязь

музыки

и

движения

как

бы

перекидывает

мост

от

эмоционально-духовного

к

конкретно-

физическому.

Это

сочетание

духовного

и

физического

необходимо

человеку Все сказанное равно важно и для взрослого исполнителя, чей

танец обретает естественно более сложные формы. Это прежде всего

создает

возможности

для

комплексного

воспитания

в

процессе

обучения.

Помимо

ритма

важны

такие

моменты,

как

пропорции,

противоположности, упорядочение, инверсия, повторение, равновесие,

симметрия,

комбинация,

структура

-

эти

понятия,

практическое

4

освоение которых необходимо для исполнителя, являются общими и для

музыки, и для танца. И обдуманно используемые в учебном процессе

они сделают более многообразным и эффективным результат.



В раздел образования