Автор: Семёнова Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "КСОШ№1 им. С.Н. Ульянова"
Населённый пункт: город Кириши,Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Контрольно-измерительные материалы школьного этапа олимпиады по окружающему миру обучающихся 4 классов"
Раздел: начальное образование
Муниципальное образовательное учреждение
«Киришская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза С.Н. Ульянова»
Методическая разработка
«Контрольно-измерительные материалы школьного этапа олимпиады по
окружающему миру обучающихся 4 классов»
Составитель:
Семёнова Наталья Ивановна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Пояснительная записка
Окружающий мир - это источник чувств.
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, изучение
окружающего мира предусматривает освоение доступных способов изучения природы
и
общества
(наблюдение,
запись,
измерение,
опыт,
сравнение,
классификация);
развитие
навыков
устанавливать
и
выявлять
причинно-следственные
связи
в
окружающем мире.
Одной
из
форм,
способствующих
развитию
талантов,
являются
предметные
олимпиады. В энциклопедии читаем: «Олимпиада – соревнование учащихся на лучшее
выполнение определённых заданий в какой-либо области знаний».
Учащиеся уже с первого класса начинают свой нелёгкий, но увлекательный путь к
подножию «школьного Олимпа». И здесь нельзя забывать, что наряду с принципом
«пусть победит сильнейший» при проведении олимпиад важно руководствоваться и
другим – «в олимпиаде есть победители, но нет побеждённых», так как важно просто
участие. Многоступенчатое построение позволяет принять в ней участие большому
числу учащихся и выявить среди них одаренных. Остальные участники соревнований
тоже выигрывают. Интерес к вопросам, связанным с задачами, первые самостоятельно
сделанные открытия действуют на ребенка положительно и стимулируют интерес к
разным
учебным
предметам.
Олимпиада
позволяет
ребенку
«открыть»
себя,
дает
в о з м о ж н о с т ь
у т в е р д и т ь с я
в
о к р у ж а ю щ е й
с р е д е .
Цель Олимпиады по предмету «окружающий мир»:
выявления
и
поддержки,
мотивированных
учащихся
общеобразовательного
учреждения,
развития творческих способностей и интереса к предмету «окружающий мир»,
Задачи Олимпиады по предмету «окружающий мир»:
достижение личностных результатов, формирование универсальных учебных
действий, обучающихся (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
выявление талантливых, способных детей и организация индивидуальной
работы с ними;
формирование понимания ценности, целостности и многообразия окружающего
мира.
Участники Олимпиады по предмету «окружающий мир»:
участники Олимпиады учащиеся 4 классов общеобразовательного
учреждения.
Организация и порядок проведения олимпиады:
Предметная олимпиада проводится во внеурочное время
Олимпиада проводится для всей параллели в один или несколько дней
Результаты объявляются всем участникам не позднее чем через два дня после
проверки.
По результатам проведения школьного тура олимпиад по различным предметам в 4
классах формируется группа для подготовки к участию в муниципальном туре
предметных олимпиад.
Источники используемые для составления данной олимпиады:
Е.В. Берестова. Окружающий мир 1-4 класс в схемах и таблицах. (Справочное
издание)
В. Соловьёв. История России для детей и взрослых
Олимпиада по окружающему миру для 4 класс
Россия - священная наша держава,
Россия - священная наша страна
.
1.Отличительный знак, символизирующий страну в официальных ситуациях и на
международной арене. _______________________________
2.Российский герб представляет четырёхугольный заострённый в оконечности красный щит – с
золотым двуглавым орлом. Чем увенчан орёл?
А) короной Б) тремя коронами В) двумя малыми коронами и одной большой короной над ними
3.Перечислите, где мы можем встречать герб России.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
4.Символ государственности - ________________________ . Этот основной закон был принят.
А) 12 июня 1993года б) 7июля 1993года в) 20 декабря 1993 года
5.В России 1057 городов. А вот три города- промышленные гиганты, центры науки и культуры
Перечисли их.
__________________________________________________________________________________
6.Среди российских городов есть те, что оставили большой след в истории нашего Отечества.
Назовите их.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
7. В разные времена о России высказывались великие люди: Александр Невский, генералиссимус
русской армии А.Суворов, французский император Наполеон. Определи, чьи это цитаты.
А) «Если я возьму Киев – я схвачу Россию за ноги, если Петербург – за голову, если же я войду в
Москву – поражу Россию в самое сердце» _____________________________
Б) «Побеждают не числом, а умением» _____________________________
В) «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет земля
Русская!» _____________________________
8.Это один из самых крупных музеев мира, в котором собраны ценнейшие произведения искусства.
Находится он в бывшем императорском Зимнем дворце, построенном архитектором Бартоломео
На решение заданий отводится 45минут.
Фамилия Имя участника_____________________________________
Растрелли
для
императрицы
Екатерины
II.
Как
называется
этот
музей?
Где
он
находится?
____________________________________________________________________________
Морская держава
1.Россия – великая морская держава, страна 12 морей, принадлежащих к бассейнам трёх океанов и
Каспийского моря-озера. Перечисли двенадцать морей.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
2.Когда-то в древности великая русская река называлась Ра, позднее – Итель, но вот уже несколько
столетий она известна под именем …………… протекающая, по европейской части нашей страны.
Как называется эта река? ____________________________________________
3.В древнерусской летописи 12 века упоминалось как «озеро великое Нево», крупнейшее озеро в
Европе. _______________________________________________
Родные просторы
1.На территории России встречаются разнообразные формы рельефа,
при этом 70% всей территории занято ________________________ .
2.Высшую точку России не всегда можно увидеть, т.к. её закрывают
облака. Её высота 5 километров 642 метра. Как называется вершина ?
_____________________________________________________
3.Жители, какого автономного округа первыми в нашей стране встречают солнечный рассвет и
первыми отмечают Новый год? ______________________________________________________-
4.Отметь знаком «+» явления, которые связаны с вращением Земли вокруг своей оси и с обращением
Земли вокруг Солнца
Явления природы
Явления, связанные с
вращением Земли
вокруг своей оси
Явления, связанные с
обращением Земли вокруг
Солнца
Смена времён года
Смена дня и ночи
Наступление зимних холодов
Ледоход
Распускание листьев весной
Распускание одуванчика утром
Вылет на охоту сов и летучих мышей
Появление звёзд на небе
Гнездование птиц
Вылет дневных бабочек
Появление жёлтых листьев на деревьях
Солнце над горизонтом стало выше
Встреча с историей
1.Какая наука помогает узнать, что было в далёком прошлом?
_______________________________________________
2. Письменный памятник культуры Древней Руси, где описываются события, происходящие год за
годом. _______________________________________________
3. Расположи исторические события в хронологическом порядке. Расставь числа в таблицу.
1. Основание Санкт-Петербурга.
2. Крещение Руси.
3. Первый полет человека в космос.
4. Бородинская битва.
5. Великая Отечественная война.
6. Куликовская битва.
Приложение1
Школьный этап олимпиады по окружающему миру для 4 класса
(ключи)
Россия - священная наша держава,
Россия - священная наша страна.
задание
содержание ответов
баллы
1
Герб
1 бал
2
В
1 бал
3
Монеты, печати. на вывесках
по 1 баллу за каждое
официальных учреждений и другие
варианты
правильное название
4
Конституция
В
1 бал
1бал
5
Москва, Санкт-Петербург, Нижний
Новгород ,Новосибирск и другие
по 1 баллу за каждое
правильное название
6
Великий Новгород, Псков, Суздаль,
Владимир, Муром идругие
по 1 баллу за каждое
правильное название
7
Наполеон, Суворов, Невский,
по 1 баллу за каждое
правильное название
8
Эрмитаж
Санкт-Петербург
1бал
1бал
Максимальное количество баллов
21
Морская держава
задание
содержание ответов
баллы
1
Двенадцать морей: Азовское,
Балтийское, Белое, Баренцево,
Берингово, Восточно-Сибирское.
Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное,
Чукотское и Японское и
Каспийское море-озеро
12 баллов
2
Волга
2балла
3
Ладожское озеро
2 балла
Максимальное количество баллов
16 баллов
Родные просторы
задание
содержание ответов
баллы
1
Форма рельефа- равнина
1 балл
2
Вершина- Эльбрус
2 балла
3
Чукотский автономный округ
2 балла
4
по 1 баллу за каждое
правильное название
Явления природы
Явления, связанные с
вращением Земли вокруг
своей оси
Явления, связанные с обращением
Земли вокруг Солнца
Смена времён года
+
Смена дня и ночи
+
Наступление зимних холодов
+
Ледоход
+
Распускание листьев весной
+
Распускание одуванчика утром
+
Вылет на охоту сов и летучих мышей
+
Появление звёзд на небе
+
Гнездование птиц
+
Вылет дневных бабочек
+
Появление жёлтых листьев на
+
деревьях
Солнце над горизонтом стало выше
+
12 баллов
Максимальное
количество баллов
17 баллов
Встреча с историей
задание
содержание ответов
баллы
1
Археология
2 балла
2
Летопись
2 балла
3
2,6,1,4,5,3
2 балла
Максимальное
количество баллов
6 баллов
Максимальный балл за все выполненные задания — 60 .