Автор: Новгородова Саргылана Гаврильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОО ДО "Станция юных натуралистов"
Населённый пункт: Республика саха Якутия, Таттинский район, с. Ытык-Кюель
Наименование материала: статья
Тема: Организация учебно-исследовательской работы учащихся на учебно-опытном участке юннатской станции.
Раздел: дополнительное образование
Организация учебно-исследовательской
работы учащихся на овощном отделе учебно-опытном участке
юннатской станции.
Исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке является
одним
из
перспективных
направлений
в
модернизации
дополнительного
образования, который сочетает всестороннее воспитание детей с выработкой
у
них
трудовых
умений
и
навыков,
повышение
их
осведомленности
в
вопросах
об
устройстве
мира,
развитие
творческих
способностей,
самореализации и самоопределения.
Проведение исследовательских работ, позволяет осуществить усвоение и
переход
полученных
знаний
по
школьной
программе
и
при
занятиях
в
кружках станции, к овладению способами познавательной и практической
деятельности. Здесь педагоги и учащиеся вместе с родителями находят связь
с
сельским
хозяйством,
также
возможность
реализации
задач
трудового
воспитания детей и их ориентации по выбору профессии. В последнее время
значительно
вырос
интерес
к
сельскохозяйственным
наукам,
появились
различные профессии и предприятия сельскохозяйственного направления.
Очень
отрадно,
что
они
имеют
поддержку
со
стороны
правительства
и
президента.
Проводя разнообразные опыты и наблюдения за растениями, юннаты
знакомятся с растительными богатствами всего мира и в частности – своего
района, выявляют лучшие сорта и лучшие способы их выращивания. При
этом
они
учатся
ухаживать
за
растениями,
наблюдать
за
их
ростом
и
развитием.
Для заинтересованных школьников, мы стараемся дать возможность
применить
знания
и
умения,
полученные
при
изучении
дисциплины
по
биологии,
экологии
и
химии.
Содержание
учебно-тематического
плана
кружка
«Овощеводство»
формируется
с
учетом
пожеланий
родителей,
интереса и потенциальных возможностей учащихся. На опытном участке
нашей
юннатской
станции
мы
не
можем
проводить
сложные
исследовательские работы, так как участок не соответствует требованиям для
выполнения научных исследований по объему и техническим оснащением. В
связи с этим мы выбираем и разрабатываем методику, которая наиболее
подходит для нашего опытного участка. Для этого мы заранее (в зимне-
весеннее
время)
проводим
теоретическую
подготовку
учащихся
к
исследовательской
работе.
Здесь
мы
изучаем
особенности
выбранной
культуры,
способы
их
выращивания,
знакомимся
с
новыми
сортами,
приобретаем
семена
в
магазинах
«Сортсемовощ»,
также
в
управлении
сельским хозяйством улуса. Ставим опыты для определения всхожести и
качества
семян.
Тематику
исследовательской
работы
выбираем
довольно
широкой, чтобы охватить вопросы школьной программы, актуальной для
практической
работы
и
жизни,
требующей
привлечения
знаний
и
исследовательских навыков учащихся. Окончательный выбор темы остается
за
педагогом,
который
имеет
возможность
точно
подобрать
тематику
и
сложность опытной работы для конкретного школьника.
Исследовательские работы проводим в основном во время работы летнего
лагеря «Юннат». Ребята самостоятельно ведут фенологические наблюдения,
заполняют
дневники
в
течение
всего
вегетационного
периода.
Также
практиковали
выполнение
опытнической
работы
учащегося
вместе
с
родителями в своих огородах. Что дало хорошие результаты, в отношении по
образования
тесного
контакта
родителей
с
деятельностью
юннатской
станции, занимаются их дети. Оценили их знания, умения и навыки по
выращиванию
различных
овощных
культур
и
по
сельскохозяйственному
труду.
Результаты исследовательской работы мы представляем в виде докладов
или
рефератов
на
научно-практических
конференциях.
Успешной
образовательной
технологией,
стимулирующей
исследовательскую
и
творческую
активность
учащихся,
являются
НПК
«Шаг
в
будущее»,
«Бессоновские»,
«Протодьяконовские»
чтения.
Также
улусные
«Мординовские», «Петровские» чтения и НПК в рамках нашей юннатской
станции, которая проводится ежегодно в конце учебного года.
Особенностью выполнения опытнической работы является совместная
творческая работа педагога и учащегося. В итоге школьник получает не
только
интеллектуальное
обогащение,
но
и
личностное
развитие,
т.е
не
бояться обсуждать и анализировать свои предложения, учится правильно
использовать
специальную
терминологию,
приобрести
навыки
самостоятельно использовать литературу, компьютерную информацию.
2015-16 г.
Районная НПК «Первые шаги»
1.
Татаринова Алина, 4 кл. ЫКСОШ-2 «Определение скорости роста
растения на примере огурца» - Лауреат. Рук. Новгородова С.Г.
2.
Бурмистров Амир, 2 кл.ЫКСОШ-1 «О5урсу сиэмэтин тылыннарыы
ньымалара» -
1 место.
Районная НПК «Шаг в будущее»
1.Новгородова Айыллаана, 9кл. лицей «Определение наличия нитратов в
продуктах питания в домашних условиях» - Лауреат (рук.Новгородова
С.Г.)
2. Оконешникова Настя, 7кл. Гимназия «Развитие растений на примере
фасоли»
опытное
исследование
по
заданию
Института
биологии
-рекомендация на участие в респ.НПК (рук.Новгородова С.Г.)
Региональная НПК «Шаг в будущее»
Новгородова Айыллаана, 9кл. лицей «Определение наличия нитратов в
продуктах питания в домашних условиях» - IV место (рук.Новгородова
С.Г.)
Республиканская НПК «Шаг в будущее»
1.Новгородова Айыллаана, 9кл. лицей «Определение наличия нитратов в
продуктах питания в домашних условиях» - III место (рук.Новгородова
С.Г.);
2016-17 г.
Районная НПК «Шаг в будущее»
1.Татаринова
Алина,
5кл.
лицей
«Получение
растения
«кармидор»
методом привития пасленовых» - Лауреат. (рук.Новгородова С.Г.)
2. Григорьева Лилия, 5кл. Лицей «Определение качества воды в домашних
условиях» - II место (рук.Новгородова С.Г.)
Республиканский экологический форум
«Юные экологи Земли Олонхо в
защиту природы»
1. Новгородова Айылана, 10кл. лицей «Определение наличия нитратов в
овощах и фруктах в домашних условиях» - II место (рук.Новгородова
С.Г.);
2.
Григорьева
Лилия,
5кл.
«Определение
качества
питьевой
воды
в
домашних условиях», номинация «Актуальная тема»;
3.
Татаринова
Алина,
5кл.
лицей
«Получение
растения
«кармидор»
методом
привития
пасленовых»
- номинация
«Инновационная
технология», (рук.Новгородова С.Г.)
2017-18 г.
Республиканские:
НПК «Новгородовские чтения»:
Мартынова Лия, 4 класс ЫКСОШ-1, Гран При «Изготовление акварельных
красок
из
растительных
компонентов
в
домашних
условиях».
Рук.
Новгородова С.Г.
IX межрегиональная НПК «Бессоновские чтения»:
НПК «Шаг в будущее»:
1.
Татаринова Алина, 6кл. Лицей. «Выращивание помидора из разных
частей стебля», III место. Рук. Новгородова С.Г.
2.
Григорьева Лилия, 6 кл. лицей «Гидропоника – жизнь без почвы», II
место. Рук. Новгородова С.Г.
НПК «Первые шаги»:
1.
Новгородов Айаал, 4 кл.ЫКСОШ-1 «Кыыллар хайа атахтарынан ордук
туЬаналларый?» Номинация. Рук. Новгородова С.Г.
2.
Мартынова
Лия,
4
«б»
кл
ЫКСОШ-1
«Изготовление
акварельных
красок из растительных компонентов», Номинация. Рук.Новгородова
С.Г.
2018-19 г.
Республиканская НПК «Шаг в будущее»
1.
Мартынова Лия, 5кл. ЫКСОШ-1, «Получение пищевых красителей и
их применение», II место. Рук. Новгородова С.Г.
2.
Новгородов
Артем,
10
кл.
Лицей
«Малоподвижный
образ
жизни.
Влияние на здоровье школьников», II место. Рук. Новгородова С.Г.
3.
Бурмистров
Амир,
5
кл.
Лицей
«Проращивание
семян
томатов
на
различных материалах», II место. Рук. Новгородова С.Г.
4.
Новгородов Айаал, 5 кл. Лицей «Изучение содержания витамина С в
соках и фруктах», участие. Рук. Новгородова С.Г.
5.
Оконешников
Эрик.
4кл.ЫКСОШ-2
«Тайны
школьного
мела»
,
II
место. Рук. Новгородова С.Г.