Напоминание

Экологическая тропа


Автор: Гончарова Наталья Геннадьевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: ГБОУ "Школа 2025"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологическая тропа
Раздел: дополнительное образование





Назад




Экологический проект «Экологическая тропа»

Цель проекта: Изучение экосистемы Подмосковья.

Участники: ученики 6 класса, родительский комитет.

Руководитель проекта: учитель биологии и экологии, классный руководитель 6

класса

Задачи: 1. Познакомиться с биологическими объектами разных сред

обитания в Подмосковье.

2. Выявить влияние различных аспектов человеческой деятельности на

природные сообщества.

3.

Сформировать

у

учащихся

основы

экологически

грамотного

поведения в природе.

4. Научиться составлять наиболее простые и доступные коллекции.

Кроме

того

ставилась

задача

изучения

поведения

детей

в

микрогруппах вне школы в нестандартных ситуациях, выявления лидеров,

воспитание взаимовыручки и сплочение коллектива.

Наработанный материал (задел).

Развитию интереса в данном направлении способствовали экскурсии,

тематические поездки, классные часы, различные конкурсы и.т.д. Полученные

детьми в начальной школе знания были систематизированы и теоретически

обоснованы в ходе изучения в 5-6 классах дополнительного курса «Экология».

Этапы экологического проекта

1.

Подготовительный (15.04.-30.05.)

*

2.

Основной (1.06.)

*

3.

Заключительный (2.06.-18.06.)

*

Учитывая пожелание ребят, они делятся

по группам. Каждая из которых

отвечала за свой этап. Старшие в группах не назначались. Отдельная работа

проводилась с родителями.

Подготовительный этап

№ Наименование мероприятий

Ответственные

*

Примечание

1

Разработка маршрута.

Маршрут следования был

разработан заранее

при

у ч а с т и е

р о д и т е л е й .

Определены

промежуточные

остановки,

подготовлены

м е с т а

д л я

з а к л а д к и

заданий и призов.

2

Обеспечение снаряжения

К о м п а с ,

а п т е ч к и ,

п р о д у к т ы ,

в о д а ,

фотоаппараты,

инструменты

3

Подбор

материала

о

животных

и

растениях встречаемых на маршрутах

Осуществлялся

с а м о с т о я т е л ь н о

н а

основании заданий.

4

Оформление наглядного материала

К а р т ы ,

м а р ш р у т н ы е

листы, конверты-задания

5

Подготовка спортивного инвентаря

М я ч и ,

в е р е в к и ,

б а д м и н т о н ,

м е ш к и ,

скакалки

6

Контроль

проводимых

мероприятий

и устранение недостатков

Осуществляется

на

всем

протяжении подготовки.

Основной

Наименование мероприятий

Время

п

р

о

в

е

д

е

н

и

я

*

Примечание

1

Выдвижение в район проведения

экологического проекта

Сбор в районе школы и под

руководством родителей,

выдвижение на электричке

в район п. Кубинка

2

Движение по маршрутам

Две, заранее

сформированные команды,

одновременно начинают

движение согласно

маршрутным листам

3

Подведение итогов, награждение

победителей, торжественный обед на

траве. Спортивные игры и конкурсы.

Обнаружение "Клада"

командой победителей.

Подведение итогов

движения по маршруту,

ответы на вопросы,

рассмотрение

ситуациативных задач

возникших на маршрутах ,

награждение

отличившихся.

Приготовление обеда,

отдых, спортивные игры и

конкурсы по интересам под

руководством родителей.

4

Выдвижение в обратном направление

Наведение порядка на месте

отдыха. Движение в

обратном направлении

последним маршрутом

Заключительный

Наименование мероприятий

Время

п

р

о

в

е

д

е

н

и

я

*

Примечание

1

Подведение итогов похода в классе

2

Задачи по оформлению индивидуальных

коллекций

3

Оформление иллюстрационного

материала по итогам похода

*- индивидуальные параметры указываются применительно для

каждого конкретного маршрута движения и класса

Подготовительный этап

Предварительно

в

район

предполагаемого

похода

выдвинулась

инициативная

группа

в

составе

родителей

и

преподавателя-эколога.

Составлялся

маршрут

движения,

готовились

промежуточные

пункты,

разрабатывались

задания,

определялось

необходимое

снаряжение.

На

основании

проведенных

предварительных

наблюдений

составлялся

список

растений и животных, о которых необходимо собрать подробный материал.

Оформлялся наглядный материал в виде карт, маршрутных листов и карточек с

заданиями.

Производилась

подготовка

необходимого

снаряжения

и

оборудования.

Основной этап

Участники похода в сопровождении родителей разбиваются на команды

по 10 человек. Протяжённость маршрута 1,5 км. Команды начинают движение

одновременно с момента получения маршрутного

листа. В маршрутных

листах

отражалось

направление

первоначального

движения,

основные

ориентиры

и

промежуточные

пункты

с

подсказками

возможного

местонахождения заданий. Направление дальнейшего движения можно было

определить

только

после

того,

как

задание

промежуточного

пункта

будет

выполнено. Каждый маршрутный лист включал в себя несколько типовых

заданий:

1.

Ориентирование по компасу и местным признакам.

Ребятам дается задание определить стороны горизонта по местным предметам

(деревьям, пням, муравейникам, часам, солнцу). Затем команде выдают компас,

чтобы участники могли проверить насколько правильно они сориентировались

и определили дальнейшее направление движения.

2.

Определение возраста древесного растения и кустарника по спилу

дерева и годичным приростам. (Спилы были предварительно спрятаны).

3.

Определение названий растений и их нахождение на маршруте

следования по предварительно заготовленным побегам, плодам и.т.д.

4.

Нахождение

на

ограниченной

территории

цветущего

растения

занесенного в "Красную книгу" (Ландыш).

5.

При переходе через ручей необходимо было назвать единственное

цветковое,

водное

растение

обитающее

в

нем

и

причину

нарушения

экологического равновесия экосистемы ручья. (На поверхности ручья и по

берегам хорошо заметен нефтяной слик. В водоеме практически полностью

отсутствуют представители фауны).

6.

Нахождение

"Клада"

на

последнем

пункте

данном

случае

охлажденной минеральной воды).

После

прохождения

маршрута

и

нахождения

"Клада"

подводились

краткие

итоги,

обсуждалось

увиденное,

проводилось

обсуждение

ситуациативных

задач

возникших

на

маршрутах

и

награждение

отличившихся.

Ребята которые предварительно занимались подборкой материалов о

растениях, непосредственно на местности подробно рассказали о видовой и

ярусной

структуре

данного

леса,

наглядно

продемонстрировали

приспособления

в

строении

к

условиям

жизни

у

теневыносливых

и

светолюбивых форм.

Учащиеся занимавшиеся подборкой материалов о фауне рассказали о

увиденных ими следах деятельности живых организмов и о возможностях

идентификации

по

ним

животных.

Обратили

внимание

на

многообразие

беспозвоночных в лесной подстилке и многообразие вредителей.

Педагог- эколог на основе фактического материала, собранного вместе с

участниками

похода

подробно

раскрыл

влияние

на

лесной

биоценоз

хозяйственной деятельности человека (присутствие отдыхающих, безграмотно

устроенное костровище, мусор и.т.д.)

После этого проводилось обучение правильному разведению костра и

соревнование на лучшего кострового и кашевара. После обеда ребята немного

отдохнули и под руководством родителей и преподавателя играли в различные

спортивные игры и собирали предполагаемые коллекции.

В заключении навели порядок на месте отдыха и выдвинулись

в

обратном направлении. По пути следования педагог-эколог комментировал

особенности видимой экосистемы.

Заключительный

По итогом похода состоялся классный час на котором был более подробно

проведен

анализ

увиденного.

Рассмотрено

частное

поведение

участников

похода.

Ребята

делились

впечатлениями,

демонстрировали

материал,

собранный

для

индивидуальных

коллекций,

вносили

предложения

по

будущему

проекту.

Выбрали

инициативную

группу,

занимающуюся

систематизацией и оформлением иллюстративного материала по результатам

похода

(альбома,

газеты

и.т.д.)

В

заключении

классный

руководитель

конкретизировал задачу по оформлению частных коллекций учащихся.



В раздел образования