Автор: Сычева Елена Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: КОГОБУ ШОВЗ №50
Населённый пункт: город Киров Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики"
Раздел: среднее профессиональное
КОГОБУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
№ 50 города Кирова»
Выступление на педсовете
«Формирование универсальных учебных действий на
уроках математики»
Сычева Е.Н. учитель математики, 1 категория
1
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями
происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный
предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации
учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для
формирования УУД. Влияние специфики учебного предмета на освоение
рассматриваемого универсального учебного действия проявляется, прежде
всего, в различиях смысловой работы над текстом задачи.
Так, при решении математических задач необходимо абстрагироваться
от конкретной ситуации, описанной в тексте задачи, и выделить структуру
отношений, которые связывают элементы текста.
При решении задач гуманитарного цикла учебных предметов
конкретная ситуация, как правило, анализируется не с целью
абстрагирования от ее особенностей, а, наоборот, с целью выделения
специфических особенностей этих ситуаций для последующего обобщения
полученной предметной информации. Кроме того, задачи гуманитарного
цикла требуют отработки компонента обобщенного приема, связанного с
семантическим и логическим анализом текста с целью его понимания.
Математика в школе выступает как основа развития познавательных
действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические,
планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и
структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование,
дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика,
формирование элементов системного мышления, пространственного
воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать
аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести
поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
Особое значение имеет математика для формирования общего приема
решения задач как универсального учебного действия.
2
Простое заучивание правил и определений уступает место
установлению отличительных математических признаков объекта (например,
прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного во внешних
признаках (форма, размер), а также числовых характеристиках (периметр,
площадь). В процессе измерений ученики выявляют изменения,
происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости
между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых
задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения
(сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел,
числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений).
Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические
модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с
содержанием задания (задачи).
В ходе изучения математики осуществляется знакомство с
математическим языком: развивается умение читать математический текст,
формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с
использованием математических терминов и понятий). Школьники учатся
ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства
верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы
решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные
умения: планировать этапы предстоящей работы, определять
последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их
правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в
совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему
мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять
инициативу и самостоятельность.
Таким образом, при изучении математики формируются следующие УУД:
3
-способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения
математических характеристик, устанавливать количественные и
пространственные отношения объектов окружающего мира,
- умение строить алгоритм поиска необходимой информации, определять
логику решения практической и учебной задачи;
- умение моделировать — решать учебные задачи с помощью
знаков(символов), планировать, контролировать и корректировать ход
решения учебной задачи.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс 8а
Учитель: Сычева Е.Н.
Предмет: математика
Тема
урока: Арифметические действия с числами, полученными при
измерении длины, массы, стоимости, выраженными в десятичных
дробях
Общедидактическая цель: выработать умение самостоятельно
применять знания в комплексе, переносить в новые условия.
ТДЦ
Образовательные
1) Закрепить навык преобразования чисел, полученных при измерении
длины, массы, стоимости в десятичные дроби;
2) Закрепить навыки выполнения арифметических действий над числами,
полученными при измерении длины, массы, стоимости;
3) Создать условия по усвоению умения выделения информации из таблицы.
Коррекционно-развивающие
1) Развивать умение сравнивать, обобщать и логически излагать свои мысли
при решении задачи;
2) Развивать устную монологическую речь; давать полные ответы на
поставленные вопросы;
4
Воспитательные
1)
Продолжить формирование навыков самоконтроля.
ФОПД: фронтальная, парная, индивидуальная
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (по источнику знаний): репродуктивный,
частично-поисковый
Структура урока
1. Организационный момент.
2 Подготовка к основному этапу.
3.Закрепление знаний и способов действий.
4.Подведение итогов. Рефлексия.
5. Информация о домашнем задании
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организацио
нный момент
Прием
привлечения
внимания.
Проверка готовности к уроку: наличие
принадлежностей у каждого на столе.
Полная готовность учащихся
к уроку. Быстрое включение
учащихся в деловой ритм.
Подготовка к
основному
этапу
Прием
проговаривани
я про себя;
Прием
проговаривани
я четко вслух
-Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте
прочтем тему на доске, но каждый её прочтёт “про
себя”.
Читают
-А теперь один ученик прочтёт тему вслух.
Читает
5
Беседа по
вопросам
учителя о
целях урока.
- Что мы будем делать сегодня на уроке?
-Какие арифметические действия будем выполнять
сегодня на уроке?
- С какими числами будем выполнять эти
действия?
-Чем надо заменить целые числа, полученные при
измерении, чтобы выполнить действия с ними?
-Таким образом, сегодня на уроке мы будем решать
следующие задачи:
-выражать числа, полученные при измерении
длины, массы, стоимости в виде десятичных
дробей;
-выполнять все арифметические с десятичными
дробями
-применим эти знания при решении задачи.
-Откроем тетради, запишем дату и тему урока.
- Мы будем выполнять
сложение, вычитание,
умножение, деление.
- Будем выполнять эти
действия с числами,
полученными при измерении.
-Меры нужно выразить в
десятичных дробях.
Записывают тему урока в
тетрадь
Актуализация
теоретических
знаний.
- Прежде чем продолжить работу в тетради
поднимите глаза и посмотрите на доску, работаем
устно. ( Из № 430)
-16ч 2мин; 27 сут. 18ч ; 3мес.29сут.; 4 года 3мес.
- При измерении какой величины получены данные
числа?
-Можно ли записать эти числа в виде десятичных
дробей?
-Почему?
- Эти числа получены при
измерении времени.
-Меры времени записать
десятичной дробью нельзя.
-Соотношение чисел не равно
10.100,1000.
- Какими соотношениями мы пользуемся при
преобразовании чисел, полученных при измерении
длины, массы, стоимости?
- 1:10 1:100 1:1000
Прием «Найди
лишнее число»
- К какому соотношению относятся данные числа:
23м 14мм 30м 2мм 58км 124м 8т 35кг 15,013кг
-Какое число лишнее?
- Почему?
- 1:1000
-15,013 кг
- это десятичная дробь.
-Замените остальные числа десятичными дробями.
- 23,014 м 30,002м 58,124км
8,035т
Закрепление
знаний и
способов
действий.
-Мы повторили, как выражать меры десятичными
дробями.
-Применим эти знания для решения примеров.
- Откройте учебник на с. 147
- Выполняем № 434.
- Какие примеры будем решать?
- С какими числами будем выполнять действия?
- Примеры на порядок
действий.
- Будем выполнять действия с
числами, полученными при
6
-Повторите порядок выполнения действий с
данными числами.
-Какие еще знания и умения необходимы, чтобы
выполнять действия с десятичными дробями?
измерении.
-1.Заменить числа,
полученные при измерении
десятичными дробям;
2.Выполнить арифметические
действия с десятичными
дробями.
-Нужно знать свойство
десятичной дроби, правило
сложения и вычитания,
умножения и деления
десятичных дробей.
Решение
примеров.
- У доски будут решать примеры______.
Выполняют задание.
Проверка
решения
примеров
-Проверьте решение примеров. Сравните свои
ответы с ответами примеров на доске.
-Поднимите руку, кто справился с заданием без
ошибок?
- Молодцы.
Сверяют с ответами на доске.
Беседа по
вопросам с
опорой на
жизненный
опыт
- А теперь, ребята, ответьте мне на такой
вопрос:
-Когда и где мы в жизни выполняем
арифметические действия с мерами,
полученными при измерении?
-Даже в повседневной жизни нам приходится
составлять и решать арифметические задачи.
- При взвешивании
продуктов; при подсчете
денег; при расчетах за
электроэнергию; при
измерении длины и ширины
комнаты; при расчете
расходных материалов при
ремонте.
Анализ
содержания
задания по
вопросам
учителя.
- Решим одну из них.
- Откройте с.146 №428
- Прочитайте задание.
- Что нужно узнать в задаче?
- Чего нет в условии задачи для ее решения?
- Давайте предположим, что было 6000 рублей.
- Запишем это в тетради.
-Дальше мы должны выяснить, что купили.
- Сколько денег останется
после покупки некоторых
предметов?
-Числовых данных в
задании нет.
Анализ
таблицы
по вопросам
учителя
-Рассмотрите таблицу.
-Сколько столбиков содержит таблица?
- Прочитайте заголовки столбиков.
- Какие товары перечислены в первом
столбике?
- Выберите из первого столбика и отметьте
наименование товаров, которые нам нужны для
- Для занятий в зале нужно
купить спортивный костюм,
7
занятий физкультурой в зале?
-Есть ли в таблице данные о цене этих товаров?
носки, кеды.
Работа в
парах
-Где можно взять информацию о стоимости
товаров?
- Мы стараемся подбирать товары по цене в
зависимости от наших финансовых
возможностей.
- Предлагаю поработать в парах по карточкам.
- Соедините линией наименование товара и
цены, соответствующие данным товарам.
Спортивный костюм 34р. 20к.
Кеды 2675 р.
Носки 425р. 50к.
-Проверим, что получилось.
-Запишем условие в тетрадь.
-Повторите вопрос задачи.
-Запишите кратко.
-Посмотреть цену в
магазине, узнать на сайтах в
сети интернет.
-Спортивный костюм-2675р.
Кеды- 425р. 50к.
Носки-34р. 20к.
-Сколько денег осталось?
Составление
задачи по
краткой
записи.
Анализ
задачи и
составление
плана
решения
задачи
- Составьте задачу по краткой записи.
-Можем ли сразу ответить на главный вопрос
задачи?
-Каких данных не хватает, чтобы ответить на
этот вопрос
-Во сколько действий задача?
- Какое первое действие?
-Составим план решения задачи.
-Сколько слагаемых будет в первом действии?
- Повторите правило сложения чисел с двумя
наименованиям.
-Запишите в тетрадь план решения.
-Решите задачу.
-На доске запишет решение задачи.......
– -Было 6000рублей. Купили
Спортивный костюм за 2675
рублей, кеды за 425рублей 50
копеек и носки за 34рубля 20
копеек.
Сколько денег осталось?
-Неизвестно, сколько денег
истратили.
-Задача решается в 2
действия.
Сначала узнаем, сколько
всего истратили на покупку,
Потом узнаем, сколько денег
осталось.
8
Проверка
решения
задачи
- Проверим решение задачи.
- Поднимите руку у кого такой же ответ.
-Какого типа задачу мы решали.
Сверяют с решением на
доске.
Мы решали задачу на
нахождение остатка.
Подведение
итогов.
Рефлексия.
- Назовите тему сегодняшнего урока.
-Чему учились сегодня на уроке?
- Какие преобразования мер выполняли?
- Как вы думаете, часто ли в жизни приходится
рассчитывать стоимость покупки и
прогнозировать остаток средств?
-Поднимите руку, кто сегодня на уроке
справлялся с заданием успешно, не допускал
ошибок.
- Молодцы, это пригодится в жизни.
-Поднимите руку, кто хорошо запомнил алгоритм
выполнения арифметических действий с
числами, полученными при измерении.
- Рада за вас. Значит, вы успешно справитесь с
контрольной работой.
Информация
о домашнем
задании
- Скажите, используя эту таблицу можно ли
составить другие задачи?
-Это будет вашим домашним заданием.
Составьте подобную задачу, используя другие
наименования товаров из таблицы,
самостоятельно подобрав
-Запишите задание в дневник с.146 № 428
-Спасибо за урок.
- Можно составить другие
задачи.
Анализ урока математики в 8а классе учитель Сычева Е.Н.
Прием
Предметные
УУД
Личностные
УУД
Познавательные
УУД
Регулятивные
УУД
Коммуникативные
УУД
1
.
Беседа по
вопросам
учителя с
опорой на
жизненный
опыт
Приводить
примеры из
жизни действий
с мерами
Проявлять
интерес к
уроку.
Осознавать
значимость
математически
х знаний в
повседневной
жизни.
Вспоминать
информацию из
личного опыта.
Принимать
учебную
задачу и
осуществлять
действия
в соответствии с
ней.
Слушать вопросы
учителя, отвечать
на них, слышать
ответы
одноклассников
9
2
.
Анализ задания
по вопросам
учителя
Анализировать
содержание
задачи
Организовать
себя на
выполнение
поставленной
задачи
Воспринимать
текст задачи,
выделять
логические
части задачи.
Мобилизовать
свои силы и
знания.
Слушать вопросы
учителя, отвечать
на них, слышать
ответы
одноклассников
3
.
Анализ
таблицы по
вопросам
учителя
Выбирать и
осмысливать
данные для
составления
задачи
Организовать
себя на
выполнение
поставленной
задачи
Анализировать
таблицу как
источник
информации
Концентрироват
ь волевые
усилия для
выполнения
задания
Слушать вопросы
учителя, отвечать
на них, слышать
ответы
одноклассников
4
.
Работа в парах
Устанавливать
соответствие
цены и товара
Уметь вести
диалог в
соответствии с
нравственно-
этическими
нормами
Анализировать
информацию на
карточке,
устанавливать
соответствие
цены и товара
Проявлять
толерантность
друг
к другу
Уметь общаться,
слушать
собеседника,
задавать вопросы
5
.
Составление
задачи по
краткой записи
Формулировать
арифметическую
задачу по
краткой записи
Организовать
себя на
выполнение
поставленной
задачи
Преобразовыват
ь информацию,
строить речевое
высказывание
Концентрироват
ь волевые
усилия для
выполнения
задания
Внимательно
слушать ответы
учащихся
6
.
Анализ задачи и
составление
плана решения
Решать
составную
задачу на
вычисление
остатка
Организовать
себя на
выполнение
поставленной
задачи
Анализировать
информацию
с выделением
существенных
признаков
Определять
последователь-
ность действий
Слушать вопросы
учителя, отвечать
на них, слышать
ответы
одноклассников
7
.
Решение задачи
и проверка
Решать задачи
на нахождение
остатка,
преобразовывать
целые числа,
полученные при
измерении в
десятичные
дроби
Добиваться
положительног
о результата
Применять
знания на
преобразование
мер стоимости
десятичными
дробями
Уметь работать
по алгоритму.
Владеть
навыками
самоконтроля по
образцу
Слушать учителя и
одноклассников
8
.
Беседа по
подведению
итогов урока
Подводить итог
деятельности на
уроке
Понимать
важность
математически
х знаний
в жизни
Уметь выделять
главное,
правильно
строить речевое
высказывание
вопрос-ответ,
получать
информацию о
результатах
урока
Концентрироват
ь волевые
усилия для
подведения
итогов урока
Слушать учителя и
одноклассников,
отвечать на
вопросы
9
.
Вопросы
учителя для
Выделить
основной
Оценивать себя
на основе
Осмысливать
результаты
Самооценка
Слушать учителя,
отвечать на
10
рефлексии
материал урока
критериев
успешности в
учебной
деятельности
своей
деятельности
вопросы
11