Напоминание

"Формирование универсальных учебных действий на уроках математики"


Автор: Сычева Елена Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: КОГОБУ ШОВЗ №50
Населённый пункт: город Киров Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




КОГОБУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

№ 50 города Кирова»

Выступление на педсовете

«Формирование универсальных учебных действий на

уроках математики»

Сычева Е.Н. учитель математики, 1 категория

1

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями

происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный

предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации

учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для

формирования УУД. Влияние специфики учебного предмета на освоение

рассматриваемого универсального учебного действия проявляется, прежде

всего, в различиях смысловой работы над текстом задачи.

Так, при решении математических задач необходимо абстрагироваться

от конкретной ситуации, описанной в тексте задачи, и выделить структуру

отношений, которые связывают элементы текста.

При решении задач гуманитарного цикла учебных предметов

конкретная ситуация, как правило, анализируется не с целью

абстрагирования от ее особенностей, а, наоборот, с целью выделения

специфических особенностей этих ситуаций для последующего обобщения

полученной предметной информации. Кроме того, задачи гуманитарного

цикла требуют отработки компонента обобщенного приема, связанного с

семантическим и логическим анализом текста с целью его понимания.

Математика в школе выступает как основа развития познавательных

действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические,

планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и

структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование,

дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика,

формирование элементов системного мышления, пространственного

воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать

аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести

поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

Особое значение имеет математика для формирования общего приема

решения задач как универсального учебного действия.

2

Простое заучивание правил и определений уступает место

установлению отличительных математических признаков объекта (например,

прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного во внешних

признаках (форма, размер), а также числовых характеристиках (периметр,

площадь). В процессе измерений ученики выявляют изменения,

происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости

между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых

задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения

(сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел,

числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений).

Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические

модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с

содержанием задания (задачи).

В ходе изучения математики осуществляется знакомство с

математическим языком: развивается умение читать математический текст,

формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с

использованием математических терминов и понятий). Школьники учатся

ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства

верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы

решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.

Математическое содержание позволяет развивать и организационные

умения: планировать этапы предстоящей работы, определять

последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их

правильности, поиск путей преодоления ошибок.

В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в

совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему

мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять

инициативу и самостоятельность.

Таким образом, при изучении математики формируются следующие УУД:

3

-способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения

математических характеристик, устанавливать количественные и

пространственные отношения объектов окружающего мира,

- умение строить алгоритм поиска необходимой информации, определять

логику решения практической и учебной задачи;

- умение моделировать — решать учебные задачи с помощью

знаков(символов), планировать, контролировать и корректировать ход

решения учебной задачи.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс 8а

Учитель: Сычева Е.Н.

Предмет: математика

Тема

урока: Арифметические действия с числами, полученными при

измерении длины, массы, стоимости, выраженными в десятичных

дробях

Общедидактическая цель: выработать умение самостоятельно

применять знания в комплексе, переносить в новые условия.

ТДЦ

Образовательные

1) Закрепить навык преобразования чисел, полученных при измерении

длины, массы, стоимости в десятичные дроби;

2) Закрепить навыки выполнения арифметических действий над числами,

полученными при измерении длины, массы, стоимости;

3) Создать условия по усвоению умения выделения информации из таблицы.

Коррекционно-развивающие

1) Развивать умение сравнивать, обобщать и логически излагать свои мысли

при решении задачи;

2) Развивать устную монологическую речь; давать полные ответы на

поставленные вопросы;

4

Воспитательные

1)

Продолжить формирование навыков самоконтроля.

ФОПД: фронтальная, парная, индивидуальная

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (по источнику знаний): репродуктивный,

частично-поисковый

Структура урока

1. Организационный момент.

2 Подготовка к основному этапу.

3.Закрепление знаний и способов действий.

4.Подведение итогов. Рефлексия.

5. Информация о домашнем задании

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организацио

нный момент

Прием

привлечения

внимания.

Проверка готовности к уроку: наличие

принадлежностей у каждого на столе.

Полная готовность учащихся

к уроку. Быстрое включение

учащихся в деловой ритм.

Подготовка к

основному

этапу

Прием

проговаривани

я про себя;

Прием

проговаривани

я четко вслух

-Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте

прочтем тему на доске, но каждый её прочтёт “про

себя”.

Читают

-А теперь один ученик прочтёт тему вслух.

Читает

5

Беседа по

вопросам

учителя о

целях урока.

- Что мы будем делать сегодня на уроке?

-Какие арифметические действия будем выполнять

сегодня на уроке?

- С какими числами будем выполнять эти

действия?

-Чем надо заменить целые числа, полученные при

измерении, чтобы выполнить действия с ними?

-Таким образом, сегодня на уроке мы будем решать

следующие задачи:

-выражать числа, полученные при измерении

длины, массы, стоимости в виде десятичных

дробей;

-выполнять все арифметические с десятичными

дробями

-применим эти знания при решении задачи.

-Откроем тетради, запишем дату и тему урока.

- Мы будем выполнять

сложение, вычитание,

умножение, деление.

- Будем выполнять эти

действия с числами,

полученными при измерении.

-Меры нужно выразить в

десятичных дробях.

Записывают тему урока в

тетрадь

Актуализация

теоретических

знаний.

- Прежде чем продолжить работу в тетради

поднимите глаза и посмотрите на доску, работаем

устно. ( Из № 430)

-16ч 2мин; 27 сут. 18ч ; 3мес.29сут.; 4 года 3мес.

- При измерении какой величины получены данные

числа?

-Можно ли записать эти числа в виде десятичных

дробей?

-Почему?

- Эти числа получены при

измерении времени.

-Меры времени записать

десятичной дробью нельзя.

-Соотношение чисел не равно

10.100,1000.

- Какими соотношениями мы пользуемся при

преобразовании чисел, полученных при измерении

длины, массы, стоимости?

- 1:10 1:100 1:1000

Прием «Найди

лишнее число»

- К какому соотношению относятся данные числа:

23м 14мм 30м 2мм 58км 124м 8т 35кг 15,013кг

-Какое число лишнее?

- Почему?

- 1:1000

-15,013 кг

- это десятичная дробь.

-Замените остальные числа десятичными дробями.

- 23,014 м 30,002м 58,124км

8,035т

Закрепление

знаний и

способов

действий.

-Мы повторили, как выражать меры десятичными

дробями.

-Применим эти знания для решения примеров.

- Откройте учебник на с. 147

- Выполняем № 434.

- Какие примеры будем решать?

- С какими числами будем выполнять действия?

- Примеры на порядок

действий.

- Будем выполнять действия с

числами, полученными при

6

-Повторите порядок выполнения действий с

данными числами.

-Какие еще знания и умения необходимы, чтобы

выполнять действия с десятичными дробями?

измерении.

-1.Заменить числа,

полученные при измерении

десятичными дробям;

2.Выполнить арифметические

действия с десятичными

дробями.

-Нужно знать свойство

десятичной дроби, правило

сложения и вычитания,

умножения и деления

десятичных дробей.

Решение

примеров.

- У доски будут решать примеры______.

Выполняют задание.

Проверка

решения

примеров

-Проверьте решение примеров. Сравните свои

ответы с ответами примеров на доске.

-Поднимите руку, кто справился с заданием без

ошибок?

- Молодцы.

Сверяют с ответами на доске.

Беседа по

вопросам с

опорой на

жизненный

опыт

- А теперь, ребята, ответьте мне на такой

вопрос:

-Когда и где мы в жизни выполняем

арифметические действия с мерами,

полученными при измерении?

-Даже в повседневной жизни нам приходится

составлять и решать арифметические задачи.

- При взвешивании

продуктов; при подсчете

денег; при расчетах за

электроэнергию; при

измерении длины и ширины

комнаты; при расчете

расходных материалов при

ремонте.

Анализ

содержания

задания по

вопросам

учителя.

- Решим одну из них.

- Откройте с.146 №428

- Прочитайте задание.

- Что нужно узнать в задаче?

- Чего нет в условии задачи для ее решения?

- Давайте предположим, что было 6000 рублей.

- Запишем это в тетради.

-Дальше мы должны выяснить, что купили.

- Сколько денег останется

после покупки некоторых

предметов?

-Числовых данных в

задании нет.

Анализ

таблицы

по вопросам

учителя

-Рассмотрите таблицу.

-Сколько столбиков содержит таблица?

- Прочитайте заголовки столбиков.

- Какие товары перечислены в первом

столбике?

- Выберите из первого столбика и отметьте

наименование товаров, которые нам нужны для

- Для занятий в зале нужно

купить спортивный костюм,

7

занятий физкультурой в зале?

-Есть ли в таблице данные о цене этих товаров?

носки, кеды.

Работа в

парах

-Где можно взять информацию о стоимости

товаров?

- Мы стараемся подбирать товары по цене в

зависимости от наших финансовых

возможностей.

- Предлагаю поработать в парах по карточкам.

- Соедините линией наименование товара и

цены, соответствующие данным товарам.

Спортивный костюм 34р. 20к.

Кеды 2675 р.

Носки 425р. 50к.

-Проверим, что получилось.

-Запишем условие в тетрадь.

-Повторите вопрос задачи.

-Запишите кратко.

-Посмотреть цену в

магазине, узнать на сайтах в

сети интернет.

-Спортивный костюм-2675р.

Кеды- 425р. 50к.

Носки-34р. 20к.

-Сколько денег осталось?

Составление

задачи по

краткой

записи.

Анализ

задачи и

составление

плана

решения

задачи

- Составьте задачу по краткой записи.

-Можем ли сразу ответить на главный вопрос

задачи?

-Каких данных не хватает, чтобы ответить на

этот вопрос

-Во сколько действий задача?

- Какое первое действие?

-Составим план решения задачи.

-Сколько слагаемых будет в первом действии?

- Повторите правило сложения чисел с двумя

наименованиям.

-Запишите в тетрадь план решения.

-Решите задачу.

-На доске запишет решение задачи.......

– -Было 6000рублей. Купили

Спортивный костюм за 2675

рублей, кеды за 425рублей 50

копеек и носки за 34рубля 20

копеек.

Сколько денег осталось?

-Неизвестно, сколько денег

истратили.

-Задача решается в 2

действия.

Сначала узнаем, сколько

всего истратили на покупку,

Потом узнаем, сколько денег

осталось.

8

Проверка

решения

задачи

- Проверим решение задачи.

- Поднимите руку у кого такой же ответ.

-Какого типа задачу мы решали.

Сверяют с решением на

доске.

Мы решали задачу на

нахождение остатка.

Подведение

итогов.

Рефлексия.

- Назовите тему сегодняшнего урока.

-Чему учились сегодня на уроке?

- Какие преобразования мер выполняли?

- Как вы думаете, часто ли в жизни приходится

рассчитывать стоимость покупки и

прогнозировать остаток средств?

-Поднимите руку, кто сегодня на уроке

справлялся с заданием успешно, не допускал

ошибок.

- Молодцы, это пригодится в жизни.

-Поднимите руку, кто хорошо запомнил алгоритм

выполнения арифметических действий с

числами, полученными при измерении.

- Рада за вас. Значит, вы успешно справитесь с

контрольной работой.

Информация

о домашнем

задании

- Скажите, используя эту таблицу можно ли

составить другие задачи?

-Это будет вашим домашним заданием.

Составьте подобную задачу, используя другие

наименования товаров из таблицы,

самостоятельно подобрав

-Запишите задание в дневник с.146 № 428

-Спасибо за урок.

- Можно составить другие

задачи.

Анализ урока математики в 8а классе учитель Сычева Е.Н.

Прием

Предметные

УУД

Личностные

УУД

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

1

.

Беседа по

вопросам

учителя с

опорой на

жизненный

опыт

Приводить

примеры из

жизни действий

с мерами

Проявлять

интерес к

уроку.

Осознавать

значимость

математически

х знаний в

повседневной

жизни.

Вспоминать

информацию из

личного опыта.

Принимать

учебную

задачу и

осуществлять

действия

в соответствии с

ней.

Слушать вопросы

учителя, отвечать

на них, слышать

ответы

одноклассников

9

2

.

Анализ задания

по вопросам

учителя

Анализировать

содержание

задачи

Организовать

себя на

выполнение

поставленной

задачи

Воспринимать

текст задачи,

выделять

логические

части задачи.

Мобилизовать

свои силы и

знания.

Слушать вопросы

учителя, отвечать

на них, слышать

ответы

одноклассников

3

.

Анализ

таблицы по

вопросам

учителя

Выбирать и

осмысливать

данные для

составления

задачи

Организовать

себя на

выполнение

поставленной

задачи

Анализировать

таблицу как

источник

информации

Концентрироват

ь волевые

усилия для

выполнения

задания

Слушать вопросы

учителя, отвечать

на них, слышать

ответы

одноклассников

4

.

Работа в парах

Устанавливать

соответствие

цены и товара

Уметь вести

диалог в

соответствии с

нравственно-

этическими

нормами

Анализировать

информацию на

карточке,

устанавливать

соответствие

цены и товара

Проявлять

толерантность

друг

к другу

Уметь общаться,

слушать

собеседника,

задавать вопросы

5

.

Составление

задачи по

краткой записи

Формулировать

арифметическую

задачу по

краткой записи

Организовать

себя на

выполнение

поставленной

задачи

Преобразовыват

ь информацию,

строить речевое

высказывание

Концентрироват

ь волевые

усилия для

выполнения

задания

Внимательно

слушать ответы

учащихся

6

.

Анализ задачи и

составление

плана решения

Решать

составную

задачу на

вычисление

остатка

Организовать

себя на

выполнение

поставленной

задачи

Анализировать

информацию

с выделением

существенных

признаков

Определять

последователь-

ность действий

Слушать вопросы

учителя, отвечать

на них, слышать

ответы

одноклассников

7

.

Решение задачи

и проверка

Решать задачи

на нахождение

остатка,

преобразовывать

целые числа,

полученные при

измерении в

десятичные

дроби

Добиваться

положительног

о результата

Применять

знания на

преобразование

мер стоимости

десятичными

дробями

Уметь работать

по алгоритму.

Владеть

навыками

самоконтроля по

образцу

Слушать учителя и

одноклассников

8

.

Беседа по

подведению

итогов урока

Подводить итог

деятельности на

уроке

Понимать

важность

математически

х знаний

в жизни

Уметь выделять

главное,

правильно

строить речевое

высказывание

вопрос-ответ,

получать

информацию о

результатах

урока

Концентрироват

ь волевые

усилия для

подведения

итогов урока

Слушать учителя и

одноклассников,

отвечать на

вопросы

9

.

Вопросы

учителя для

Выделить

основной

Оценивать себя

на основе

Осмысливать

результаты

Самооценка

Слушать учителя,

отвечать на

10

рефлексии

материал урока

критериев

успешности в

учебной

деятельности

своей

деятельности

вопросы

11



В раздел образования