Автор: Ловкис Жанна Валерьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 579
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обучении детей с особыми образовательными потребностями из опыта работы с обучающимися на дому
Раздел: среднее образование
Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при
обучении детей с особыми образовательными потребностями
(из опыта работы с обучающимися на дому)
Хочу поделиться опытом своей работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями. В образовательном учреждении, в котором я работаю, такие дети составляют 12 %
контингента учащихся.
Прежде всего, определимся в терминологии. В литературе по специальной педагогике и
психологии понятие особые образовательные потребности определяются как «потребности в
условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и
эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения». Закон же «Об
образовании в РФ» дает такую трактовку: «это потребности в специальных условиях для
получения образования».Далее в своей статье я и буду рассматривать с этой позиции данное
понятие. Среди вышеуказанных 12 % обучающихся есть дети, имеющие статус «ребенок-
инвалид», статус ОВЗ и дети, которым по медицинским показаниям рекомендовано обучение на
дому. Для каждой из этих категорий учащихся требуется создание специальных условий для
обучения, а значит, это – обучающиеся с особыми образовательными потребностями.
В ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» рассматриваются понятия электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий. Под электронным обучением понимается «организация образовательной
деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации
образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных
технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей,
обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и
педагогических работников». Под дистанционными образовательными технологиями понимаются
«образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-
телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся
и педагогических работников». Конечно же, эти два понятия связаны друг с другом, и чаще всего,
заменяются педагогами общим термином «дистанционное обучение».
Актуальность использования электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий при работе с детьми с особыми образовательными потребностями обусловлено
следующими причинами.
1. Длительное нахождение на стационарном лечении.
По школьной статистике от 40 % до 50 % обучающихся с особыми образовательными
потребностями в течение учебного года находятся на лечении либо без обучения в больнице,
санатории и др. лечебных учреждениях, либо с обучением только по части предметов (от двух до
четырех предметов учебного плана).
2. Удаленность проживания.
В связи с тем, что у родителей обучающихся есть возможность выбирать образовательное
учреждение для своего ребенка, то, конечно же, в контингенте школы всегда есть обучающиеся,
проживающие на расстоянии более 3 км от образовательного учреждения. Поэтому организовать
посещение педагогов на дому не всегда представляется возможным.
3. Несоответствие домашних условий для проведения учебных занятий.
Домашние условия для проведения учебных занятий у разных обучающихся разные. Встречаются
ситуации, когда условия для обучения не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Также
жилищные условия у всех разные: стесненность, наличие животных, наличие маленьких детей или
больных родственников и др. В таких ситуациях организовать обучение в очной форме на дому
крайне сложно.
4. Краткосрочные, но частые пропуски учебных занятий обучающимися.
Краткосрочные, но частые пропуски учебных занятий в большинстве своем возникают по причине
заболеваний учащихся. Такая ситуация возможна как при обучении на дому, так и в массовых
общеобразовательных классах. При этом важно обеспечить непрерывность образовательного
процесса, что в очных условиях сделать невозможно.
5. Ограничение очных занятий, в том числе в домашних условиях.
Встречаются ситуации, когда ребенок не может посещать образовательное учреждение по всем
предметам учебного плана в силу разных причин: у ребенка снижен иммунитет, и контакт с
другими людьми, даже в домашних условиях, нежелателен; или обучающийся находится в
послеоперационном периоде, и также некоторое время не может заниматься с учителями в очном
режиме и др.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии дают возможность
организовать обучение в удобное время, в удобном для обучающихся месте, в соответствии с
индивидуальными особенностями, по индивидуальному расписанию. Кроме того, наряду с
обучением, происходит дополнительное расширение навыков работы с персональным
компьютером и средствами коммуникаций.
Таким образом, дистанционное обучение позволяет достичь цели обеспечения полноценного,
непрерывного и системного образования для каждого обучающегося.
Любая деятельность образовательного учреждения регламентируется нормативно-правовыми
документами. Правовую основу организации дистанционного обучения детей с особыми
образовательными потребностями составляют Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»; приказ Минобрнауки России № 2 от 9 января 2014 г.
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»; локальные нормативные документы образовательного
учреждения, регламентирующие организацию и использование электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Для организации электронного обучения в качестве основных средств коммуникации
использую Skype и электронную почту. При этом возможности Skype таковы, что он позволяет не
только в режиме онлайн осуществлять взаимодействие учителя и ученика, но и с помощью
функции демонстрации экрана, а также с помощью текстовых и графических редакторов
использовать свою собственную электронную доску для записей. В более сложных случаях: когда,
скажем, нужно использовать рукописные чертежи, например, при изучении стереометрии, можно
использовать графический планшет. Таким образом, обеспечить более качественное проведение
урока. Есть возможность общения сразу нескольких человек. В случае, когда возникает
невозможность использования Skype или необходимо довести оперативно какую-либо
информацию до обучающегося, используется электронная почта.
При обучении детей с особыми образовательными потребностями важнейшей задачей для
педагога и образовательного учреждения является задача социально-психологической адаптации
обучающихся. Вовлечение детей с особыми образовательными потребностями во внеурочную
деятельность помогает достигать основные социально-психологические цели: преодоление
личностной тревожности, повышение самооценки у таких обучающихся через ситуации успеха в
конкурсной деятельности; расширение поля социальной активности.
При подготовке к участию в городском (региональном) профессиональном педагогическом
конкурсе дистанционных проектов «Я познаю мир» мой ученик в качестве проекта создавал
виртуальный музей. Руководство проектом и помощь в создании презентации как формы
представления конкурсного продукта осуществлялось мной с помощью Skype и электронной
почты. А выступление с защитой проекта осуществлялось с применением дистанционных
образовательных технологий, в режиме видеоконференции.
Широкое применение в образовательном процессе нашли облачные технологии. В качестве
инструмента при дистанционном обучении я активно использую Google-формы и Google-таблицы
с предоставлением общего доступа по ссылке. Это удобно использовать при проведении текущего
контроля (например, проводить проверочные работы у обучающихся, которые по разным
причинам не могут присутствовать на занятии очно), во внеурочной деятельности при подготовке
обучающихся к экзамену или при организации конкурсов и олимпиад. Есть возможность быстро и
легко обрабатывать результаты, получать статистические данные. Оперативно проводить контроль.
Например, при праздновании Дня Российской науки, для обучающихся с особыми
образовательными потребностями, не имеющими возможности присутствовать очно на
мероприятии, проводимом в образовательном учреждении, мной и моими коллегами была создана
презентация в приложении Рower Point и размещена на сайте нашей школы, предложена викторина
в виде Google-формы в дистанционном формате. Такая система работы с обучающимися с
особыми образовательными потребностями дает возможность всем детям чувствовать себя
полноценными членами социума. В рамках проведения предметной декады для обучающихся,
находящихся на обучении на дому, был организован конкурс «Математические забавы» с
использованием Google-форм. Он состоял из нескольких туров, включиться в процесс участия в
конкурсе любой обучающийся мог на любом этапе проведения конкурса. Таким образом решались
не только задачи развития познавательной активности, расширения кругозора, развития
метапредметных навыков, но и задача повышения социальной активности.
Также в своей работе использую виртуальную обучающую среду Moodle. Благодаря Санкт-
Петербургскому центру оценки качества образования и информационных технологий я и мои
коллеги имеем возможность создавать свои обучающие курсы для детей, находящихся на
дистанционном обучении. Мой курс называется «Подготовка к ЕГЭ по математике (базовый
уровень): тренинг по решению прототипов экзаменационных задач». Курс содержит справочные
материалы, примеры решения задач и тренажер по каждому прототипу; тренировочные работы;
задания на отработку по результатам тренировочных работ (работа над ошибками). Такая система
подготовки к экзаменам позволяет каждому обучающемуся осуществлять самостоятельно
подготовку к государственной итоговой аттестации, и в то же время, ученик имеет возможность
консультироваться с учителем в дистанционном режиме, а учитель имеет возможность
осуществлять контроль это подготовки. Доступ к работе на портале дистанционного обучения
Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий имеют
обучающиеся, прошедшие регистрацию. Те обучающиеся, кто не готов регистрировать свои
данные на портале, могут использовать другой ресурс, созданный мной, - это мой персональный
сайт.
Создан он был только для обучающихся нашей школы для того, чтобы эффективно решать в
процессе обучения такие задачи как: восполнение пропущенного материала обучающимися,
подготовка к ГИА, вовлечение во внеурочную деятельность обучающихся с особыми
образовательными потребностями. Соответственно, он не для широкого круга пользователей, и
часть страниц этого сайта находится под паролем, который сообщаю я лично обучающемуся,
работающему посредством сайта. Он состоит из страниц: «Прохождение программного
материала», на которой выложены темы уроков, планы самостоятельной работы по изучению
материала урока, контроль в двух вариантах; «Готовимся к ОГЭ», на которой выложены
тренировочные работы, формы для ответов, справочный материал, примеры решения задач;
«Готовимся к ЕГЭ» и страница «За рамками урока», предназначенная для внеклассной работы по
свой предметной области.
В процессе использования электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий я сделала для себя несколько важных выводов.
Во-первых, при правильной организации дистанционное обучение позволяет обеспечить
полноценное, непрерывное и системное образование для каждого обучающегося.
Во-вторых, позволяет эффективно решать задачу социально-психологической адаптации детей
с особыми образовательными потребностями.
В-третьих, дает возможность участвовать во внеурочной деятельности образовательного
учреждения каждому обучающемуся.
В-четвертых, дистанционное обучение в школе не должно быть постоянным; оно должно
носить хоть и системный, но эпизодический характер. Например, при обучении младших
школьников, учителю необходимо находиться рядом с обучающимся, чтобы видеть его работу в
тетради и иметь возможность оперативно исправлять ошибки. Особенно важно это на этапе
формирования почерка в начальных классах. В связи с этим радует высказывание министра
просвещения О. Васильевой о цифровизации образовательной среды, которая в ходе
«Правительственного часа» в марте 2019 сказала «Ручку на клавиатуру никто менять не
собирается». Кроме того, при длительном электронном обучении наносится вред здоровью как
обучающегося, так и учителя.
В-пятых, дистанционное обучение требует больших временных затрат при подготовке и
проведении урока. Одно дело – встать у доски и начертить чертеж мелом. И совсем другое дело –
начертить этот чертеж в графическом редакторе, вставить его в электронный документ или
презентацию. При работе в классе у доски, учитель имеет возможность записывать быстро
необходимые формулы, схемы. Если же в процессе электронного обучения требуется написать
какую-то формулу или схему, то необходимо использовать редактор формул, а это существенно
отнимает время на уроке.
В-шестых, требует хорошего владения информационно-коммуникационными технологиями как
учителем, так и обучающимся.
В-седьмых, требует соответствующего материально-технического обеспечения. Компьютерная
техника и программное обеспечение имеют свойство быстро устаревать, и далеко не всегда
образовательное учреждение имеет финансовые возможности обновить техническое оборудование
и программное обеспечение в том объеме, в котором это необходимо.
Однако, несмотря на все трудности электронного обучения, задача создания цифровой среды –
одна из важнейших задач нашего образования и продиктована она не желаниями вышестоящих
чиновников, а потребностями нашего общества.
Учитель математики ГБОУ школы № 579 Приморского района Санкт-Петербурга Ловкис Ж. В.