Напоминание

Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обучении детей с особыми образовательными потребностями из опыта работы с обучающимися на дому


Автор: Ловкис Жанна Валерьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 579
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обучении детей с особыми образовательными потребностями из опыта работы с обучающимися на дому
Раздел: среднее образование





Назад




Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при

обучении детей с особыми образовательными потребностями

(из опыта работы с обучающимися на дому)

Хочу поделиться опытом своей работы с обучающимися с особыми образовательными

потребностями. В образовательном учреждении, в котором я работаю, такие дети составляют 12 %

контингента учащихся.

Прежде всего, определимся в терминологии. В литературе по специальной педагогике и

психологии понятие особые образовательные потребности определяются как «потребности в

условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и

эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения». Закон же «Об

образовании в РФ» дает такую трактовку: «это потребности в специальных условиях для

получения образования».Далее в своей статье я и буду рассматривать с этой позиции данное

понятие. Среди вышеуказанных 12 % обучающихся есть дети, имеющие статус «ребенок-

инвалид», статус ОВЗ и дети, которым по медицинским показаниям рекомендовано обучение на

дому. Для каждой из этих категорий учащихся требуется создание специальных условий для

обучения, а значит, это – обучающиеся с особыми образовательными потребностями.

В ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» рассматриваются понятия электронного обучения и дистанционных образовательных

технологий. Под электронным обучением понимается «организация образовательной

деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации

образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных

технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей,

обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и

педагогических работников». Под дистанционными образовательными технологиями понимаются

«образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-

телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся

и педагогических работников». Конечно же, эти два понятия связаны друг с другом, и чаще всего,

заменяются педагогами общим термином «дистанционное обучение».

Актуальность использования электронного обучения и дистанционных образовательных

технологий при работе с детьми с особыми образовательными потребностями обусловлено

следующими причинами.

1. Длительное нахождение на стационарном лечении.

По школьной статистике от 40 % до 50 % обучающихся с особыми образовательными

потребностями в течение учебного года находятся на лечении либо без обучения в больнице,

санатории и др. лечебных учреждениях, либо с обучением только по части предметов (от двух до

четырех предметов учебного плана).

2. Удаленность проживания.

В связи с тем, что у родителей обучающихся есть возможность выбирать образовательное

учреждение для своего ребенка, то, конечно же, в контингенте школы всегда есть обучающиеся,

проживающие на расстоянии более 3 км от образовательного учреждения. Поэтому организовать

посещение педагогов на дому не всегда представляется возможным.

3. Несоответствие домашних условий для проведения учебных занятий.

Домашние условия для проведения учебных занятий у разных обучающихся разные. Встречаются

ситуации, когда условия для обучения не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Также

жилищные условия у всех разные: стесненность, наличие животных, наличие маленьких детей или

больных родственников и др. В таких ситуациях организовать обучение в очной форме на дому

крайне сложно.

4. Краткосрочные, но частые пропуски учебных занятий обучающимися.

Краткосрочные, но частые пропуски учебных занятий в большинстве своем возникают по причине

заболеваний учащихся. Такая ситуация возможна как при обучении на дому, так и в массовых

общеобразовательных классах. При этом важно обеспечить непрерывность образовательного

процесса, что в очных условиях сделать невозможно.

5. Ограничение очных занятий, в том числе в домашних условиях.

Встречаются ситуации, когда ребенок не может посещать образовательное учреждение по всем

предметам учебного плана в силу разных причин: у ребенка снижен иммунитет, и контакт с

другими людьми, даже в домашних условиях, нежелателен; или обучающийся находится в

послеоперационном периоде, и также некоторое время не может заниматься с учителями в очном

режиме и др.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии дают возможность

организовать обучение в удобное время, в удобном для обучающихся месте, в соответствии с

индивидуальными особенностями, по индивидуальному расписанию. Кроме того, наряду с

обучением, происходит дополнительное расширение навыков работы с персональным

компьютером и средствами коммуникаций.

Таким образом, дистанционное обучение позволяет достичь цели обеспечения полноценного,

непрерывного и системного образования для каждого обучающегося.

Любая деятельность образовательного учреждения регламентируется нормативно-правовыми

документами. Правовую основу организации дистанционного обучения детей с особыми

образовательными потребностями составляют Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»; приказ Минобрнауки России № 2 от 9 января 2014 г.

«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную

деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при

реализации образовательных программ»; локальные нормативные документы образовательного

учреждения, регламентирующие организацию и использование электронного обучения и

дистанционных образовательных технологий.

Для организации электронного обучения в качестве основных средств коммуникации

использую Skype и электронную почту. При этом возможности Skype таковы, что он позволяет не

только в режиме онлайн осуществлять взаимодействие учителя и ученика, но и с помощью

функции демонстрации экрана, а также с помощью текстовых и графических редакторов

использовать свою собственную электронную доску для записей. В более сложных случаях: когда,

скажем, нужно использовать рукописные чертежи, например, при изучении стереометрии, можно

использовать графический планшет. Таким образом, обеспечить более качественное проведение

урока. Есть возможность общения сразу нескольких человек. В случае, когда возникает

невозможность использования Skype или необходимо довести оперативно какую-либо

информацию до обучающегося, используется электронная почта.

При обучении детей с особыми образовательными потребностями важнейшей задачей для

педагога и образовательного учреждения является задача социально-психологической адаптации

обучающихся. Вовлечение детей с особыми образовательными потребностями во внеурочную

деятельность помогает достигать основные социально-психологические цели: преодоление

личностной тревожности, повышение самооценки у таких обучающихся через ситуации успеха в

конкурсной деятельности; расширение поля социальной активности.

При подготовке к участию в городском (региональном) профессиональном педагогическом

конкурсе дистанционных проектов «Я познаю мир» мой ученик в качестве проекта создавал

виртуальный музей. Руководство проектом и помощь в создании презентации как формы

представления конкурсного продукта осуществлялось мной с помощью Skype и электронной

почты. А выступление с защитой проекта осуществлялось с применением дистанционных

образовательных технологий, в режиме видеоконференции.

Широкое применение в образовательном процессе нашли облачные технологии. В качестве

инструмента при дистанционном обучении я активно использую Google-формы и Google-таблицы

с предоставлением общего доступа по ссылке. Это удобно использовать при проведении текущего

контроля (например, проводить проверочные работы у обучающихся, которые по разным

причинам не могут присутствовать на занятии очно), во внеурочной деятельности при подготовке

обучающихся к экзамену или при организации конкурсов и олимпиад. Есть возможность быстро и

легко обрабатывать результаты, получать статистические данные. Оперативно проводить контроль.

Например, при праздновании Дня Российской науки, для обучающихся с особыми

образовательными потребностями, не имеющими возможности присутствовать очно на

мероприятии, проводимом в образовательном учреждении, мной и моими коллегами была создана

презентация в приложении Рower Point и размещена на сайте нашей школы, предложена викторина

в виде Google-формы в дистанционном формате. Такая система работы с обучающимися с

особыми образовательными потребностями дает возможность всем детям чувствовать себя

полноценными членами социума. В рамках проведения предметной декады для обучающихся,

находящихся на обучении на дому, был организован конкурс «Математические забавы» с

использованием Google-форм. Он состоял из нескольких туров, включиться в процесс участия в

конкурсе любой обучающийся мог на любом этапе проведения конкурса. Таким образом решались

не только задачи развития познавательной активности, расширения кругозора, развития

метапредметных навыков, но и задача повышения социальной активности.

Также в своей работе использую виртуальную обучающую среду Moodle. Благодаря Санкт-

Петербургскому центру оценки качества образования и информационных технологий я и мои

коллеги имеем возможность создавать свои обучающие курсы для детей, находящихся на

дистанционном обучении. Мой курс называется «Подготовка к ЕГЭ по математике (базовый

уровень): тренинг по решению прототипов экзаменационных задач». Курс содержит справочные

материалы, примеры решения задач и тренажер по каждому прототипу; тренировочные работы;

задания на отработку по результатам тренировочных работ (работа над ошибками). Такая система

подготовки к экзаменам позволяет каждому обучающемуся осуществлять самостоятельно

подготовку к государственной итоговой аттестации, и в то же время, ученик имеет возможность

консультироваться с учителем в дистанционном режиме, а учитель имеет возможность

осуществлять контроль это подготовки. Доступ к работе на портале дистанционного обучения

Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий имеют

обучающиеся, прошедшие регистрацию. Те обучающиеся, кто не готов регистрировать свои

данные на портале, могут использовать другой ресурс, созданный мной, - это мой персональный

сайт.

Создан он был только для обучающихся нашей школы для того, чтобы эффективно решать в

процессе обучения такие задачи как: восполнение пропущенного материала обучающимися,

подготовка к ГИА, вовлечение во внеурочную деятельность обучающихся с особыми

образовательными потребностями. Соответственно, он не для широкого круга пользователей, и

часть страниц этого сайта находится под паролем, который сообщаю я лично обучающемуся,

работающему посредством сайта. Он состоит из страниц: «Прохождение программного

материала», на которой выложены темы уроков, планы самостоятельной работы по изучению

материала урока, контроль в двух вариантах; «Готовимся к ОГЭ», на которой выложены

тренировочные работы, формы для ответов, справочный материал, примеры решения задач;

«Готовимся к ЕГЭ» и страница «За рамками урока», предназначенная для внеклассной работы по

свой предметной области.

В процессе использования электронного обучения и дистанционных образовательных

технологий я сделала для себя несколько важных выводов.

Во-первых, при правильной организации дистанционное обучение позволяет обеспечить

полноценное, непрерывное и системное образование для каждого обучающегося.

Во-вторых, позволяет эффективно решать задачу социально-психологической адаптации детей

с особыми образовательными потребностями.

В-третьих, дает возможность участвовать во внеурочной деятельности образовательного

учреждения каждому обучающемуся.

В-четвертых, дистанционное обучение в школе не должно быть постоянным; оно должно

носить хоть и системный, но эпизодический характер. Например, при обучении младших

школьников, учителю необходимо находиться рядом с обучающимся, чтобы видеть его работу в

тетради и иметь возможность оперативно исправлять ошибки. Особенно важно это на этапе

формирования почерка в начальных классах. В связи с этим радует высказывание министра

просвещения О. Васильевой о цифровизации образовательной среды, которая в ходе

«Правительственного часа» в марте 2019 сказала «Ручку на клавиатуру никто менять не

собирается». Кроме того, при длительном электронном обучении наносится вред здоровью как

обучающегося, так и учителя.

В-пятых, дистанционное обучение требует больших временных затрат при подготовке и

проведении урока. Одно дело – встать у доски и начертить чертеж мелом. И совсем другое дело –

начертить этот чертеж в графическом редакторе, вставить его в электронный документ или

презентацию. При работе в классе у доски, учитель имеет возможность записывать быстро

необходимые формулы, схемы. Если же в процессе электронного обучения требуется написать

какую-то формулу или схему, то необходимо использовать редактор формул, а это существенно

отнимает время на уроке.

В-шестых, требует хорошего владения информационно-коммуникационными технологиями как

учителем, так и обучающимся.

В-седьмых, требует соответствующего материально-технического обеспечения. Компьютерная

техника и программное обеспечение имеют свойство быстро устаревать, и далеко не всегда

образовательное учреждение имеет финансовые возможности обновить техническое оборудование

и программное обеспечение в том объеме, в котором это необходимо.

Однако, несмотря на все трудности электронного обучения, задача создания цифровой среды –

одна из важнейших задач нашего образования и продиктована она не желаниями вышестоящих

чиновников, а потребностями нашего общества.

Учитель математики ГБОУ школы № 579 Приморского района Санкт-Петербурга Ловкис Ж. В.



В раздел образования