Авторы: Козырева Людмила Ивановна, Андреева Светлана Викторовна
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ города Костромы "Детский сад №58"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: статья
Тема: Формирование предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Формирование предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у
детей старшего дошкольного возраста
Козырева Людмила Ивановна воспитатель
Андреева Светлана Викторовна старший воспитатель
Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших
задач
создание
организационного
и
содержательного
единства,
преемственности
и
взаимосвязи всех звеньев образования. Приказом Министерства образования и науки
Российской
Федерации
от
17
октября
2013
года
№
1155
утвержден
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
Одной из задач
дошкольного образования согласно ФГОС ДО является «обеспечение преемственности
целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ
различных
уровней,
т.е.
преемственность
основных
образовательных
программ
дошкольного и начального общего образования».
Проблема
преемственности
в
дошкольном
и
начальном
общем
образовании
является
актуальной
на
сегодняшний
день
и
обусловлена
поиском
оптимальных
способов
обеспечения единства образовательного пространства.
В
настоящее
время
актуализируется
проблема
поиска
педагогически
целесообразных
условий, обеспечивающих поступательное развитие ребенка, его готовность к школьному
обучению - принятию на себя роли активного субъекта учебной деятельности.
Сегодня
наиболее
перспективным
путем
признано
формирование
у
школьников
общеучебных
умений,
призванных
помочь
решить
задачи
быстрого
и
качественного
обучения. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к
работе
(активной
деятельности)
над
заданиями
(проблемами)
с
целью
выработки
определенных
решений;
от
о своения
отдельных
учебных
предметов
к
полидисциплинарному
(межпредметному)
изучению
сложных
жизненных
ситуаций;
к
сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями,
к активному участию
последних в выборе содержания и методов обучения. Таким образом, сформированность
основных
компонентов
учебной
деятельности
является
одной
из
составляющих
успешности обучения в школе.
Поэтому, на мой взгляд, целесообразно оценивать готовность дошкольников к
обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений
и навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных
действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
«Универсальные
учебные
действия»
-
понятие
означает
умение
учиться,
т.е.
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта.
«Умение учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной
деятельности, которые включают:
1. Познавательные и учебные мотивы;
2. Учебную цель;
3 Учебную задачу;
4
Учебные действия
и операции
(ориентировка,
преобразование
материала,
контроль и оценка).
Для того, чтобы овладеть данными компонентами учебной деятельности у детей
должны быть сформированы определенные предпосылки учебных действий.
Регулятивные
действия
обеспечивают
организацию
учащимся
своей
учебной
деятельности. На ступени предшкольного образования развитие регулятивных действий
связано с формированием
произвольности поведения.
Психологическая готовность в
сфере
воли
и
произвольности
обеспечивает
целенаправленность
и
планомерность
управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в
возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях
прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает как умение
ребенка
строить
свое
поведение
и
деятельность
в
соответствии
с
предлагаемыми
образцами и правилом, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых
действий, используя соответствующие средства. Применительно к завершению ступени
предшкольного образования можно выделить следующие показатели сформированности
регулятивных универсальных учебных действий:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель,
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение контролировать свою деятельность по результату,
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
При формировании предпосылок регулятивных универсальных учебных действий
используют
следующие
формы
работы
с
детьми.
Каждая
детская
деятельность
в
зависимости
от
её
содержания
и
способов
организации
раскрывает
определенные
возможности для формирования универсальных учебных действий.
1.
Игровая деятельность
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и
сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В недрах игры зарождаются и
дифференцируются
(выделяются)
другие
виды
деятельности
(труд,
учение).
По
мере
развития
игры
ребёнок
овладевает
компонентами,
присущими
любой
деятельности:
учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в
другие виды деятельности, в частности, на учебную.
Примером могут служить игры с
правилами
для
развития
у
детей
нормативной
регуляции
поведения,
активности,
стремления
к
достижению
успеха,
самоутверждению
через
результаты
в
игре.
Сознательное действие по правилу означает, что ребенок не только знает, что и как нужно
делать, но и хочет все делать правильно. В каждой, даже самой простой игре есть правила,
которые организуют и регулируют действия ребенка. Эти правила определенным образом
ограничивают спонтанную, импульсивную активность, ситуативность поведения.
Если
правила поведения, которые постоянно декларируют взрослые, обычно плохо усваиваются
детьми,
то
правила
игры
становятся
необходимым
условием
интересной
совместной
деятельности, просто и естественно входят в жизнь малышей, становятся регулятором их
поведения.
2.
Другой
формой
работы
с
детьми
по
формированию
регулятивных
УУД
является
непосредственно образовательная деятельность.
При обучении детей принятия цели использую в практике следующие моменты:
– Опора на личный жизненный опыт детей.
– Использование занимательного игрового материала. Многие задания построены в виде
соревнования
двух
и
более
игроков
-
это
создает
дополнительный
игровой
момент,
большую эмоциональную вовлеченность. Занимательный материал не только развлекает
детей,
дает
возможность
им
отдохнуть,
но
и
заставляет
задуматься,
развивает
самостоятельность, инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления.
– Создание проблемной ситуации в процессе целеполагания.
Любая деятельность начинается непосредственно с составления плана действий.
План действий – это фундамент, от «прочности» которого зависит успех деятельности
ребенка. Умение правильно распределить свое время на занятии помогает быстро и
четко достичь поставленной цели. Для воспитателя наиболее важным остается научить
ребенка уметь планировать свои действия в условиях ограниченного времени.
Для
формирования
УУД
планирования
собственной
деятельности
на
занятии
используются следующие приёмы:
обсуждение готового плана;
использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
составление своего плана;
графический план из условных обозначений.
Не менее важные компоненты деятельности – контроль и оценка. Согласно мнению
Д.Б.
Эльконина,
под
контролем
следует
понимать,
прежде
всего,
контроль
за
правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.
Действия оценки связаны с действием контроля.
Центральной функцией самооценки
является регуляторная функция.
Условия развития действия оценки деятельности:
*постановка
перед
ребенком
задачи
оценивания
своей
деятельности
(оценивает
не
воспитатель, перед ребенком ставится задача оценки результатов своей деятельности);
*предметом оценивания являются учебные действия и их результаты;
*способы взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности;
*организация объективации для ребенка изменений в деятельности на основе сравнения
его предшествующих и последующих достижений;
*формирование у детей установки на улучшение результатов своей деятельности (оценка
помогает понять, что и как можно совершенствовать);
*формирование
у
ребенка
умения
сотрудничать
с
воспитателем
и
самостоятельно
вырабатывать
и
применять
критерии
дифференцированной
оценки
в
деятельности,
включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и
условия, которые обеспечили бы успешное выполнение задачи;
*организация сотрудничества воспитателя с детьми, основанного на взаимном уважении,
принятии, доверии, и признании индивидуальности каждого ребенка.
Литература:
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия
в начальной
школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.
Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.
Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. — Минск,
1993
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М., 1974.
Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / под ред. Д. Б.
Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1988.