Автор: Лысенко Арина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 12
Населённый пункт: г. Хилок
Наименование материала: План-конспект урока по русскому языку
Тема: Что такое синонимы?
Раздел: начальное образование
Урок русского языка.
2 класс.
Подготовила: Лысенко Арина Александровна.
УМК: Школа России
Тема: Что такое синонимы?
Цель: усвоение нового языкового понятия – синоним, формирование умений подбирать синонимы к словам.
Задачи:
1.Мотивирование к учебной деятельности при знакомстве с планом урока и содержанием
2.Умение обрабатывать полученную в процессе анализа информацию для решения конкретных задач
3.Умение доносить свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её обосновать, приводя
аргументы.
4. Формирование способности к осуществлению сотрудничества, умения договариваться, распределять свою работу.
5. Оформление своих мыслей в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
6.Развитие умения высказывать своё мнение, умение принимать мнения.
7.Воспитывание взаимоуважения, сопереживания за товарища и класс в целом.
8.Обеспечивание снятия напряжения и усталости при проведении физкультминутки.
Этапы урока
Ход урока
Формирование универсальных
учебных действий
1.Организационный
момент.
Здравствуйте, ребята.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Регулятивные: волевая
саморегуляция.
Личностные: действие
смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и со
сверстниками.
2. Актуализация знаний.
Орфографическая минутка.
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно
птицы улетели в теплые страны.
- Определите сколько предложений в тексте.(3)
Запишите текст, правильно оформляя начало и конец
предложений.
(
Пришла поздняя осень. В лесу стало
скучно и холодно. Птицы улетели в теплые страны.)
- В первом и третьем предложение подчеркните основу
предложений. ( Основы предложений: осень пришла,
птицы улетели.)
- Какое слово употреблено здесь в переносном значении?
(Пришла.)
Познавательные:
общеучебные: умение
структурировать знания, контроль и
оценка процесса и результатов
деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор
оснований для сравнения.
Регулятивные:
контроль, коррекция ;
прогнозирование (при анализе
пробного действия перед его
выполнением).
3. Самопределение к
деятельности.
Прочитайте еще раз первое предложение. Каким словом
можно заменить слово пришла? (Наступила, настала,
началась.)
У слов наступила, началась, пришла близкие значения.
Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются
Познавательные:
общеучебные: умение
структурировать знания, контроль и
оценка процесса и результатов
деятельности;
слова, у которых близкие лексические значения.
логические: анализ, синтез, выбор
оснований для сравнения.
4. Работа по теме урока.
- Откройте учебник на с.52, прочитайте тему урока (Что
такое синонимы?)
- Кто может ответить на этот вопрос? (Синонимы – это
слова с близким лексическим значением.)
Упр. 66 (с. 52).
- Прочитайте. Какие слова обозначают одно и тоже?
(Родник, ключ)
- Одинаково или по-разному они произносятся? (По-
разному.)
- Запишите слова ключ, родник, источник.
Слова разные по написанию, но близкие по смыслу
называются синонимами. Мы записали синонимы.
- Повторите это слово хором. Посмотрите, как написать
его грамотно.
В русском языке существует словарь синонимов.
(Учитель показывает словарь.)
- У нас в учебнике словарь синонимов есть на с. 141.
Откройте его, посмотрите, какие слова в нем записаны.
Регулятивные: целеполагание как
постановка учебной задачи,
планирование, прогнозирование.
Познавательные:
умение структурировать знания;
постановка и формулирование
проблемы;
умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание.
общеучебные: знаково-
символические – моделирование;
выбор наиболее эффективных
способов решение задач в
зависимости от конкретных
условий.
5. Физкультминутка
Видим, скачут по опушке
Две веселые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать с пятки на носок.
6. Закрепление
изученного материала
Упр. 67 (с. 53)
- Объясните значение выделенных слов. ( Родина –
место где родился человек; мир – отсутствие войны;
ловкий – обладающий физической сноровкой; общаться
с кем-либо.)
- Выполните письменное задание. (Дети списывают
любую группу слов.)
- Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные
гласные.
Упр. 68 (с. 53)
- Являются ли слова каждой пары синонимами? (Да.
Это слова разные по написанию, но близкие по смыслу.)
- Синонимы близки по смыслу, но все же немного
отличаются друг от друга по значению. Назовите
отличия в лексическом значении слов каждой пары. (
Рисунок – это то, что нарисовали; узор – это рисунок,
являющийся сочетанием линий, красок, теней; мчаться
– очень быстро бежать; алый – ярко-красный цвет.)
Упр. 69 (с. 53 )
- Прочитайте стихотворение. Какой вы представили себе
осину? ( Мерзнущую, ей очень холодно)
- Как автор это показал? ( Он использовал синонимы
зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)
- Прочитайте стихотворение еще раз и представьте
картину, описанную Ириной Токмаковой.
- Почему осину автор называет осинкой? ( Это ласковое
слово, автор жалеет ее).
- Кто видел, как осинка дрожит на ветру? (У осинки
длинный черенок у листа, и от небольшого ветра она
дрожит, трепещет.)
- Какие слова говорят о том, что она сильно мерзнет?
( стынет на солнышке и в жару.)
Личностные: нравственно-
этическое оценивание
усваиваемого содержания.
Познавательные: анализ, синтез,
сравнение, классификация; поиск и
выделение необходимой
информации; моделирование,
преобразование модели; умение
структурировать знания; смысловое
чтение, извлечение необходимой
информации; использование
знаково-символических средств;
выбор наиболее эффективных
способов решения задач;
использование общих приёмов
решения задач; построение речевых
высказываний; подведение под
понятие; выведение следствий;
доказательство.
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества;
формулирование и аргументация
своего мнения и позиции в
коммуникации; постановка
вопросов; адекватное
использование речевых средств для
решения коммуникационных задач;
- Прочитайте стихотворение так, как оно записано, -
орфографически.
- Какие знакомы орфограммы встретились?
- Проговорите стихотворение хором.
- Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните
синонимы. (Проверка. Взаимопроверка.)
- Оцените товарища.
«!» - молодец, всё написал правильно.
«+» - есть перестановка слов или 1 - 2 ошибки.
«-» - много ошибок, будь внимательнее.
управление поведением партнёра.
7.Рефлексия.
Карточка
Соедини синонимы.
Неразговорчивый
Отважный
Неудачный
Алчный
Несложный
Чудесный
Жадный
Молчаливый
Смелый
Ошибочный
Прекрасный
Простой
( Самопроверка. Сверка с образцом на доске. )
Регулятивные: контроль в форме
сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном;,
коррекция; оценка – оценивание
качества и уровня усвоения;
коррекция.
Познавательные: общеучебные:
умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание
8.Подведение итогов
урока.
- Какой новый термин узнали на уроке? (Синонимы.)
- Какие слова называют синонимами? (Разные по
написанию и близкие по смыслу.)
-Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы?
(Речь становится более точной и эмоциональной.)
Личностные: внутренняя позиция
школьника; самооценка на основе
критерия успешности; эмпатия.
Познавательные: рефлексия
способов и условий действия;
контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
Коммуникативные:
формулирование и аргументация
своего мнения; планирование
учебного сотрудничества.
9.Домашнее задание.
Выполнить упр. 70 (с. 54).