Авторы: Ирина Юрьевна Полянская, Любовь Васильевна Герман
Должность: педагог дополнительного образования, методист
Учебное заведение: МБУДО "Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А.П. города Белово"
Населённый пункт: Кемеровская обл., г.Белово
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика девиантного поведения подростков
Раздел: дополнительное образование
Профилактика девиантного поведения подростков
Ирина Юрьевна Полянская,
педагог дополнительного образования
Любовь Васильевна Герман,
методист,
МБУДО «Дворец творчества детей и молодёжи
имени Добробабиной А.П. города Белово
Актуальность организации профилактики девиантного поведения среди
подростков продиктована ростом негативных явлений в подростковой среде.
В современной ситуации жизнедеятельности и взросления подростка
достаточно большое влияние оказывает наличие отрицательных факторов
внешнего и внутреннего воздействия, влияние которых усиливается, потому
как накладываются на кризис подросткового периода, который выражается в
физических, физиологических и психологических изменениях, происходящих
у
подростка.
Это
период
характеризуется
как
один
из
трудных
детских
возрастов, когда личность находится в стадии формирования важных черт и
качеств, происходит переход от детства к взрослости. Высокая активность
организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил сочетается с
низким самоконтролем и нервно-психической неустойчивостью, ведущих к
дисгармонии
развития [1]. В своей совокупности эти состояния создают
сложные психологические комплексы, проявляющиеся в поведении, внешних
и внутренних реакциях тревожности, агрессии, психических расстройствах, в
том числе в виде различных отклонений девиантного поведения.
В
результате
особую
роль
начинают
играть
неформальные
объединения, которые, как правило, относятся в большинстве к группам
риска, к тому же, общение в этих группах малосодержательно, ситуативно и
зачастую носит асоциальную направленность.
На
фоне
этого
может
происходить
временное
отд а ле ние
несовершеннолетних
от
семьи
и
школы,
снижается
значимость
этих
институтов в становлении личности подростка.
В
силу
этого
большое
значение
отводится
образовательным
учреждениям дополнительного образования. Достоинством дополнительного
образования является его доступность, свобода выбора ребенком направления
деятельности
с
учетом
его
интересов
и
творческих
способностей .
Использование различные форм деятельности, популярных в подростковой
среде
дают
возможность в
самореализации,
в
потребности
признания
и
самоутверждении.
Заметим,
что
дополнительное
образование
позиционируется
как
пространство
расширения
возможностей
развития
личности,
которое
способствует
сокращению
негативного
поведения
детей
и
подростков.
Установлено, что дети, не посещающие подобные организации, в большей
степени подвержены негативному влиянию улицы, поскольку вырваны из
нормальной системы отношений.
Во Дворце творчества детей и молодежи города Белово (ДТД и М)
сложился определенный опыт предупреждения правонарушений подростков.
Причем, профилактику девиантного поведения среди подростков мы
рассматривать как процесс предупреждения отклонения от общепринятых и
устоявшихся норм в определенных сообществах, основанных на реализации
программно-целевого
подхода,
суть
которого
состоит
в
реализации
комплексных, целенаправленных профилактических программ, мероприятий,
способствующих минимизировать отрицательное влияние на подростка, его
ближайшего окружения и сформировать у него такие качества личности,
установки, и ценностные ориентации, которые могли бы являться защитой
ребенка от негативных влияний и воздействий асоциальных групп через
субъектное
включение
в
разнообразную
деятельность,
отвечающую
их
интересам.
Результативность психолого - педагогической деятельности ДТД и М по
профилактике девиантного поведения
подростков зависит от
механизма
регулирования
взаимодействия
подростка
с
социальной
средой,
его
реализация
включает
следующие
направления:
организация
социально-
педагогической и психолого-педагогической поддержки детей, находящимися
в
социально
опасном
положении посредством
программ
каникулярного
отдыха
и
занятости, дополнительных
общеразвивающих
программ, поиск
индивидуальных
подходов
к
детям
социального
риска;
создание
дополнительных
образовательных
программ,
направленных
на работу
с
учащимися,
групп
социального
риска;
внедрение
и организация
форм
деятельности,
популярных
в
молодежной
среде
(спортивные
танцы,
роликовые
коньки,
скейтбординг,
блогерство);использование
ювенальных
технологий в образовательном процессе; включение родителей к решению
проблем взаимодействия подростка с социумом; управление общественным
мнением; влияние на подростка через группы и коллективы; включение его в
отношения
ответственной
зависимости;
представительство
детских
и
подростковых
организаций,
в
муниципальной
структуре,
округа;
взаимодействие специалистов ДТДИМ и институтов, функционирующих в
социальном окружении подростка.
Современной
формой
интегрированной
социально-педагогической
деятельности по профилактике девиантного поведения подростков во Дворце
творчества детей и молодежи мы рассматриваем общественный совет детей
Беловского
городского
округа,
который
способствует
развитию
и
удовлетворению
потребностей,
обеспечивает
социальную
адаптацию
подростков.
Совет был создан в 2017 году как совещательный орган и действует на
общественных
началах,
его
членами
являются
дети
от
14
до18
лет,
обучающиеся
в
школах
города
по
два
представителя
с
каждого
образовательного
учреждения
в
порядке
самовыдвижения,
руководство
деятельностью осуществляется председателем под контролем куратора.
Задачами
совета – являются: содействие в формировании у детей
активной
гражданской
позиции;
повышение
правовой
грамотности
и
культуры детей; содействие созданию благоприятных условий практической
реализации прав детей свободно выражать свое мнение, свои взгляды по всем
поставленным на обсуждение вопросам, затрагивающим их права и законные
интересы.
Заседания
совета
проводятся
по
мере
необходимости,
но
не
реже
одного раза в месяц. Вопросы заседания определяются совместно с детьми
исходя
из
потребностей
общественности
и
проблем
подросткового
сообщества. Заседания носят практическую направленность и проводятся в
различных
формах:дискуссии,
деловые
игры,
правовые
мастер
классы,
экскурсии в муниципальные структуры обеспечивающие правовую защиту и
поддержку
граждан-подростков,
встречи
с
специалистами
правовых
и
структур
города.
На
встречах
специалисты
демонстрирую
примеры
использования ювенальных технологий по профилактике правонарушений
несовершеннолетних,
социальном
сопровождение
подростков
в
случае
конфликта с законом, о превентивных мероприятиях.
Полученные знания
члены
общественного
совета
активно
транслируют
в
школьных
советах
самоуправления.
В
заключении
хотелось
бы
отметить,
что
в
настоящее
момент
в
практике
образования
идет
активные
поиск
эффективных
условий
профилактики
девиантного
поведения
несовершеннолетних
и
защите
их
прав.
Список литературы
1.Андреева, Г.М.Социальная психология [Текст]: учеб. пособие/
Г.М.Андреева - Москва: Изд-во Педагогическое общество России, 2010-
188с.
2.Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / Б.М. Бим-
Бад. - Москва: Изд-во Флинта, 2014. - 158 c.