Напоминание

Профилактика девиантного поведения подростков


Авторы: Ирина Юрьевна Полянская, Любовь Васильевна Герман
Должность: педагог дополнительного образования, методист
Учебное заведение: МБУДО "Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А.П. города Белово"
Населённый пункт: Кемеровская обл., г.Белово
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика девиантного поведения подростков
Раздел: дополнительное образование





Назад




Профилактика девиантного поведения подростков

Ирина Юрьевна Полянская,

педагог дополнительного образования

Любовь Васильевна Герман,

методист,

МБУДО «Дворец творчества детей и молодёжи

имени Добробабиной А.П. города Белово

Актуальность организации профилактики девиантного поведения среди

подростков продиктована ростом негативных явлений в подростковой среде.

В современной ситуации жизнедеятельности и взросления подростка

достаточно большое влияние оказывает наличие отрицательных факторов

внешнего и внутреннего воздействия, влияние которых усиливается, потому

как накладываются на кризис подросткового периода, который выражается в

физических, физиологических и психологических изменениях, происходящих

у

подростка.

Это

период

характеризуется

как

один

из

трудных

детских

возрастов, когда личность находится в стадии формирования важных черт и

качеств, происходит переход от детства к взрослости. Высокая активность

организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил сочетается с

низким самоконтролем и нервно-психической неустойчивостью, ведущих к

дисгармонии

развития [1]. В своей совокупности эти состояния создают

сложные психологические комплексы, проявляющиеся в поведении, внешних

и внутренних реакциях тревожности, агрессии, психических расстройствах, в

том числе в виде различных отклонений девиантного поведения.

В

результате

особую

роль

начинают

играть

неформальные

объединения, которые, как правило, относятся в большинстве к группам

риска, к тому же, общение в этих группах малосодержательно, ситуативно и

зачастую носит асоциальную направленность.

На

фоне

этого

может

происходить

временное

отд а ле ние

несовершеннолетних

от

семьи

и

школы,

снижается

значимость

этих

институтов в становлении личности подростка.

В

силу

этого

большое

значение

отводится

образовательным

учреждениям дополнительного образования. Достоинством дополнительного

образования является его доступность, свобода выбора ребенком направления

деятельности

с

учетом

его

интересов

и

творческих

способностей .

Использование различные форм деятельности, популярных в подростковой

среде

дают

возможность в

самореализации,

в

потребности

признания

и

самоутверждении.

Заметим,

что

дополнительное

образование

позиционируется

как

пространство

расширения

возможностей

развития

личности,

которое

способствует

сокращению

негативного

поведения

детей

и

подростков.

Установлено, что дети, не посещающие подобные организации, в большей

степени подвержены негативному влиянию улицы, поскольку вырваны из

нормальной системы отношений.

Во Дворце творчества детей и молодежи города Белово (ДТД и М)

сложился определенный опыт предупреждения правонарушений подростков.

Причем, профилактику девиантного поведения среди подростков мы

рассматривать как процесс предупреждения отклонения от общепринятых и

устоявшихся норм в определенных сообществах, основанных на реализации

программно-целевого

подхода,

суть

которого

состоит

в

реализации

комплексных, целенаправленных профилактических программ, мероприятий,

способствующих минимизировать отрицательное влияние на подростка, его

ближайшего окружения и сформировать у него такие качества личности,

установки, и ценностные ориентации, которые могли бы являться защитой

ребенка от негативных влияний и воздействий асоциальных групп через

субъектное

включение

в

разнообразную

деятельность,

отвечающую

их

интересам.

Результативность психолого - педагогической деятельности ДТД и М по

профилактике девиантного поведения

подростков зависит от

механизма

регулирования

взаимодействия

подростка

с

социальной

средой,

его

реализация

включает

следующие

направления:

организация

социально-

педагогической и психолого-педагогической поддержки детей, находящимися

в

социально

опасном

положении посредством

программ

каникулярного

отдыха

и

занятости, дополнительных

общеразвивающих

программ, поиск

индивидуальных

подходов

к

детям

социального

риска;

создание

дополнительных

образовательных

программ,

направленных

на работу

с

учащимися,

групп

социального

риска;

внедрение

и организация

форм

деятельности,

популярных

в

молодежной

среде

(спортивные

танцы,

роликовые

коньки,

скейтбординг,

блогерство);использование

ювенальных

технологий в образовательном процессе; включение родителей к решению

проблем взаимодействия подростка с социумом; управление общественным

мнением; влияние на подростка через группы и коллективы; включение его в

отношения

ответственной

зависимости;

представительство

детских

и

подростковых

организаций,

в

муниципальной

структуре,

округа;

взаимодействие специалистов ДТДИМ и институтов, функционирующих в

социальном окружении подростка.

Современной

формой

интегрированной

социально-педагогической

деятельности по профилактике девиантного поведения подростков во Дворце

творчества детей и молодежи мы рассматриваем общественный совет детей

Беловского

городского

округа,

который

способствует

развитию

и

удовлетворению

потребностей,

обеспечивает

социальную

адаптацию

подростков.

Совет был создан в 2017 году как совещательный орган и действует на

общественных

началах,

его

членами

являются

дети

от

14

до18

лет,

обучающиеся

в

школах

города

по

два

представителя

с

каждого

образовательного

учреждения

в

порядке

самовыдвижения,

руководство

деятельностью осуществляется председателем под контролем куратора.

Задачами

совета – являются: содействие в формировании у детей

активной

гражданской

позиции;

повышение

правовой

грамотности

и

культуры детей; содействие созданию благоприятных условий практической

реализации прав детей свободно выражать свое мнение, свои взгляды по всем

поставленным на обсуждение вопросам, затрагивающим их права и законные

интересы.

Заседания

совета

проводятся

по

мере

необходимости,

но

не

реже

одного раза в месяц. Вопросы заседания определяются совместно с детьми

исходя

из

потребностей

общественности

и

проблем

подросткового

сообщества. Заседания носят практическую направленность и проводятся в

различных

формах:дискуссии,

деловые

игры,

правовые

мастер

классы,

экскурсии в муниципальные структуры обеспечивающие правовую защиту и

поддержку

граждан-подростков,

встречи

с

специалистами

правовых

и

структур

города.

На

встречах

специалисты

демонстрирую

примеры

использования ювенальных технологий по профилактике правонарушений

несовершеннолетних,

социальном

сопровождение

подростков

в

случае

конфликта с законом, о превентивных мероприятиях.

Полученные знания

члены

общественного

совета

активно

транслируют

в

школьных

советах

самоуправления.

В

заключении

хотелось

бы

отметить,

что

в

настоящее

момент

в

практике

образования

идет

активные

поиск

эффективных

условий

профилактики

девиантного

поведения

несовершеннолетних

и

защите

их

прав.

Список литературы

1.Андреева, Г.М.Социальная психология [Текст]: учеб. пособие/

Г.М.Андреева - Москва: Изд-во Педагогическое общество России, 2010-

188с.

2.Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / Б.М. Бим-

Бад. - Москва: Изд-во Флинта, 2014. - 158 c.



В раздел образования