Напоминание

"Пересказ как средство развития связной речи у дошкольников 6-7 лет"


Автор: Корепанова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Сош № 105 города Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Пересказ как средство развития связной речи у дошкольников 6-7 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пересказ как средство развития связной речи у

дошкольников 6-7 лет

В своей обычной жизни любой человек не говорит отдельными словами или

предложениями, а пользуется связной речью. Умение строить свой рассказ, то есть

умение говорить связно - очень важное и необходимое умение. От этого зависит

успешность

ребенка

не

только

в

обучении

в

школе,

но

и

в

дальнейшем

в

профессиональной сфере и по жизни вообще.

Умение хорошо рассказывать, то есть владение связной речью - это не

столько

«природный

дар»,

врожденная

способность,

сколько

сознательное

владение навыком, который необходимо начинать осваивать еще в дошкольном

детстве.

Для ребенка владение связной речью необходимо еще и потому, что в ней

проявляются богатство или бедность словарного запаса ребенка, состояние

звукопроизношения речи и владение или невладение им грамматическими

нормами родного языка. Многими исследователями также было доказано, что по

состоянию связной речи можно судить и об уровне умственного развития человека

в целом, так как именно в связной речи выражается его умение либо неумение

правильно осмысливать явления окружающей жизни и последовательно и логично

о них сообщать или рассказывать.

Формирование

связной

речи

является

одной

из

основных

задач

лингвистического развития дошкольника.

Понятие связной речи хорошо раскрыто в современной лингвистической и

психолого-педагогической литературе. Связная речь, раскрывает понятие Бородич

А.М.,

смысловое

развернутое

высказывание

(ряд

логически

сочетающихся

предложений),

обеспечивающее

общение

и

взаимопонимание

людей.

Формирование связной речи является следствием усложняющейся деятельности

малыша

и

зависит

от

содержания,

условий,

форм

общения

ребенка

с

окружающими.

Связная

речь

представляет

собой

наиболее

сложную

форму

речевой

деятельности,

носит

характер

систематического

развернутого

изложения.

Основная функция связной речи - коммуникативная. Коммуникативная функция

речи реализуется в двух основных формах: диалоге и монологе (М.М.Алексеева,

В.И. Яшина).

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной

речи.

Это

сложная

деятельность,

в

которой

активно

участвуют

мышление

ребенка, его память и воображение (Алексеева М.М и Яшина В.И.). Для овладения

пересказом

необходим

ряд

умений,

которым

детей

обучают

специально:

прослушивать

произведение,

понять

его

основное

содержание,

запоминать

последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно

и связно передавать текст.

Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.

Д.Ушинский, Л. Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей

дошкольного возраста раскрыты в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, Л. А.

Пеньевской, Р. И. Габовой, А. М. Бородич и других. Все авторы подчеркивают

значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания

детей, для развития речи.

Пересказ литературных

произведений в детском саду это средство развития

речи на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном

изложении прослушанного текста. Это более легкий вид монологической речи по

сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции

произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые

формы и приемы.

Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это

время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста

необходимо проводить подготовительные упражнения.

В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и

совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе.

Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно,

полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей

эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц,

использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные

художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т. д.). Дети

учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается

самостоятельность детей.

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

1. Вводная часть. Задачи:

- выяснить знания детей по теме произведения;

- обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

-

расширить

представления

детей

о

предмете,

о

котором

идет

речь

в

произведении;

обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы

обеспечить

свободное

художественное

восприятие.

Эти

два

этапа

опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения). Цели ее:

-

уточнение

содержания

(главным

образом

идеи

и

характеристик

образов, последовательности событий),

- привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные

определения, сравнения, фразеологизмы),

- активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой

речью

действующих

лиц,

осмысление

интонаций,

ударений,

темпа,

особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по

ходу его сюжета.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна

установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное

чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько

секунд).

6. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце

вызвать

ребенка

с

наиболее

яркой

речью

или

использовать

эмоциональные

приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7.

Анализ

пересказов

детей

(анализируется

подробно

первый

пересказ,

остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются

сами дети).

Следует

подсказать

детям

подходящие

формулировки

их

оценочных

суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...»

Обучение ребёнка пересказу очень важно для развития ребёнка, т. к. именно

в этой деятельности ребёнок приобщается к подлинной художественной речи,

запоминает

эмоциональные

образные

слова

и

словосочетания.

При

пересказе

решается ещё одна задача речевого развития – ребёнок учится грамматически

правильной и точной речи. Умение рассказывать учит ребёнка быть общительным,

преодолевать

застенчивость,

развивает

уверенность

в

своих

силах.

Во

время

обучения

пересказу

происходит

эстетическое

воспитание

ребёнка,

т.

к.

он

запоминает образные слова и выражения, а затем использует их в своей речи.



В раздел образования