Напоминание

Использование ИКТ в соответствии с ФГОС


Автор: Фатихова Зульфия Рафаиловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №289
Населённый пункт: город Уфа,Республика Башкортостан.
Наименование материала: "Особенности организации и проведения совместной деятельности детей и родителей по физической культуре в ДОУ"
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Особенности организации и проведения совместной деятельности детей и

родителей по физической культуре в ДОУ»

Трудности общения с собственным ребенком испытывает сегодня большинство родителей.

Во многих семьях сведены к минимуму игровая деятельность и двигательная активность

дошкольников. Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в

ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения, а также

получить знания об организации физического воспитания в семье.

Основу системы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников

составляет идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все

остальные институты призваны поддержать и дополнить их деятельность. И здесь важен

принцип сотрудничества, а не параллельности. Целью взаимодействия детского сада и семьи

является создание единого образовательного пространства, в котором всем участникам

педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) уютно, интересно и полезно. Такой

союз ориентирован на согласованность воспитательных и развивающих воздействий на

ребенка.

Именно поэтому в нашем МБДОУ в работе по физическому воспитанию детей особое внимание

уделяется тесному сотрудничеству с родителями воспитанников. По мнению педагогов,

успехов в укреплении здоровья дошкольников, их полноценном развитии, оптимизации

двигательной активности можно добиться только при наличии единой системы физического

воспитания в детском саду и семье.

Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми, и прилагают для

этого соответствующие усилия. Большинство – готово принимать участие в физическом

развитии малышей, но этому мешает отсутствие необходимых знаний и умений. Зачастую

родители стремятся быть примером для ребенка, но испытывают трудности в организации

физкультурных, в т. ч. совместных, занятий.

С целью повышения физической и валеологической компетентности родителей, а также

гармонизации детско-родительских отношений работа в ДОУ ведется посредством

организации разнообразных форм взаимодействия детского сада и семьи – традиционных и

нетрадиционных.

Так, на родительских собраниях сообщается основной объем сведений о физкультурно-

оздоровительной работе, проводимой в дошкольном учреждении, ее результатах и путях

улучшения. В ряде случаев информация о ребенке должна обсуждаться только с его

родителями, для этого инструктор по физической культуре организует индивидуальные

консультации.

Во время специально организованных Дней открытых дверей родители воспитанников имеют

возможность присутствовать на утренней гимнастике и гимнастике после дневного сна,

физкультурном занятии, могут наблюдать организацию питания, сна, закаливающих

и оздоровительных мероприятий, игр детей и другие режимные процессы. После просмотра

специалист готов ответить на все вопросы, касающиеся развития и воспитания ребенка.

На открытых занятиях и практикумах родитель имеет возможность не только наблюдать

образовательный процесс, но и оценить характер активности своего ребенка, степени

управления собой и своими действиями для решения поставленной задачи.

Родители с удовольствием оказывают посильную помощь на подготовительном этапе

организации совместных физкультурных досугов, праздников для детей и взрослых. Можно

предложить родителям вместе с малышами изготовить атрибуты, нестандартное оборудование

и инвентарь, предложить свои идеи относительно организации и проведения праздника.

С целью предупреждения утомления и оздоровления детей при участии родителей

организуются Дни здоровья, которые включают в себя спортивно-музыкальные развлечения,

спортивные игры и упражнения, соревнования, досуги, экскурсии – походы на природу.

В качестве наиболее эффективной формы повышения компетентности родителей в области

физического воспитания и организации занятий с детьми выступают совместные

физкультурные занятия, которые формируют у родителей основы физкультурной грамотности.

Именно на таких занятиях они приобретают элементарные навыки организации двигательной

деятельности ребенка, знания о физиологических особенностях детского организма, реакции

на физическую нагрузку.

Остановимся подробнее на организации и проведении совместных физкультурных занятий.

Структура совместных физкультурных занятий

Как показывает практика, совместные физкультурные занятия способствуют гармонизации

отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной

двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт.

С целью обеспечения целенаправленности этого процесса в данную форму работы с семьей

вовлечены: инструктор по физической культуре, воспитатели групп, музыкальный

руководитель.

Работа базируется на следующих принципах:

¨ участия – привлечение всех участников педагогического процесса к непосредственному и

сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-

родительских отношений;

¨ развивающего обучения– направленность предлагаемых упражнений на опережение уровня

качества, необходимость приложить усилия для овладения новыми движениями;

¨ систематичности – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже

усвоенным упражнением, повышение требований к уровню качеств по мере их развития;

¨ сознательности и активности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым

упражнениям, повышающее уровень их усвоения и воспитывающее самостоятельность,

инициативу;

¨ индивидуального подхода – учет разного уровня двигательных качеств

детей, дифференцированное отношение, гибкость в подборе двигательных заданий;

¨ аксиологического подхода – основой жизнедеятельности индивида является освоение

общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией.

Гармонизация отношений между детьми и родителями на совместных физкультурных занятиях

достигается посредством установления эмоционального контакта взрослого с ребенком,

выполнения физических упражнений в паре, общения с помощью слов, жестов и мимики.

Также на занятиях используются следующие психофизические средства: гимнастика вдвоем;

проблемные ситуации и творческие задания; подвижные игры и игровые упражнения; игровой

самомассаж и массаж; музыкально-ритмические упражнения; психогимнастические этюды и

релаксационные упражнения.

Эффективность занятия зависит от рационального способа организации детей и взрослых.

Большую часть времени дошкольник выполняет задания вместе с родителем, при этом каждый

взрослый выступает в роли партнера, помощника и тренера – помогая ребенку правильно

выполнить упражнение, страхует его. На протяжении занятия инструктор дает четкие

указания, объясняет и демонстрирует упражнение, контролирует правильность выполнения,

уделяет особое внимание взаимодействию родителей с детьми.

Для того чтобы четко определить периодичность совместных физкультурных занятий, выбрать

день недели и время их проведения, родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. С

целью оповещения членов семьи о предстоящем занятии педагоги оформляют красочную

афишу, а старшие дошкольники готовят пригласительные билеты и вручают их родителям

накануне занятия.

Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной

части педагог настраивает взрослых и детей на эмоционально-тактильный контакт, используя

ритуал приветствия. Они готовятся к предстоящей двигательно-игровой деятельности и

физической нагрузке, используя разные виды ходьбы и прыжков: на носках, "гуськом",

подскоки, перешагивание.

В основной части занятия у детей и родителей формируются умения выполнять физические

упражнения в паре посредством участия в подвижных играх, игровых и музыкально-

ритмических упражнениях. Основными задачами на данном этапе являются: развитие у

дошкольников ориентировки в пространстве, ловкости, смелости, внимания, памяти, речи,

воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.

В заключительной части каждого занятия нагрузка снижается, выполняются игровые

релаксационные упражнения, упражнения на восстановление дыхания. Завершающим

моментом по традиции является проговаривание наиболее понравившихся моментов и

трудностей, с которыми столкнулись участники. В конце занятия проводится ритуал прощания

– в каждой паре произносятся добрые слова, пожелания, выказываются благодарность и

любовь друг к другу.

Для того чтобы каждое занятие стало интересным и увлекательным, педагоги ДОУ внедряют

сюжетные, интегрированные и игровые формы. Все занятия сопровождаются специально

подобранной музыкой. Для повышения эффективности выполнения физических упражнений

используется разнообразное физкультурное оборудование. Необходимое нетрадиционное

оборудование изготавливается совместно с родителями.

Осуществляется также обратная связь – каждый родитель имеет возможность в письменном

виде высказать свое пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся как

организации и содержания совместных физкультурных занятий с детьми, так и особенностей

физического воспитания ребенка в семье.

Совместные физкультурные занятия, тесное сотрудничество инструктора по физической

культуре и специалистов детского сада позволяют повысить эффективность взаимодействия

дошкольного учреждения с семьей в плане педагогического просвещения родителей,

пропаганды здорового образа жизни, оказания психологической поддержки и помощи детям и

взрослым. Родители с удовольствием посещают такие занятия, проявляют желание

заниматься физкультурой вместе с ребенком. Совместная двигательная деятельность

раскрепощает их, способствует более эффективному эмоциональному общению с детьми.

Таким образом, организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей по вопросам

физического воспитания строится на признании главенствующей роли родителя как первого

воспитателя ребенка, создании атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, а также

признании сильных сторон семьи и детского сада, что ведет к достижению единой цели –

гармоничному развитию дошкольника.



В раздел образования