Автор: Фатихова Зульфия Рафаиловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №289
Населённый пункт: город Уфа,Республика Башкортостан.
Наименование материала: "Особенности организации и проведения совместной деятельности детей и родителей по физической культуре в ДОУ"
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
«Особенности организации и проведения совместной деятельности детей и
родителей по физической культуре в ДОУ»
Трудности общения с собственным ребенком испытывает сегодня большинство родителей.
Во многих семьях сведены к минимуму игровая деятельность и двигательная активность
дошкольников. Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в
ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения, а также
получить знания об организации физического воспитания в семье.
Основу системы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников
составляет идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все
остальные институты призваны поддержать и дополнить их деятельность. И здесь важен
принцип сотрудничества, а не параллельности. Целью взаимодействия детского сада и семьи
является создание единого образовательного пространства, в котором всем участникам
педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) уютно, интересно и полезно. Такой
союз ориентирован на согласованность воспитательных и развивающих воздействий на
ребенка.
Именно поэтому в нашем МБДОУ в работе по физическому воспитанию детей особое внимание
уделяется тесному сотрудничеству с родителями воспитанников. По мнению педагогов,
успехов в укреплении здоровья дошкольников, их полноценном развитии, оптимизации
двигательной активности можно добиться только при наличии единой системы физического
воспитания в детском саду и семье.
Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми, и прилагают для
этого соответствующие усилия. Большинство – готово принимать участие в физическом
развитии малышей, но этому мешает отсутствие необходимых знаний и умений. Зачастую
родители стремятся быть примером для ребенка, но испытывают трудности в организации
физкультурных, в т. ч. совместных, занятий.
С целью повышения физической и валеологической компетентности родителей, а также
гармонизации детско-родительских отношений работа в ДОУ ведется посредством
организации разнообразных форм взаимодействия детского сада и семьи – традиционных и
нетрадиционных.
Так, на родительских собраниях сообщается основной объем сведений о физкультурно-
оздоровительной работе, проводимой в дошкольном учреждении, ее результатах и путях
улучшения. В ряде случаев информация о ребенке должна обсуждаться только с его
родителями, для этого инструктор по физической культуре организует индивидуальные
консультации.
Во время специально организованных Дней открытых дверей родители воспитанников имеют
возможность присутствовать на утренней гимнастике и гимнастике после дневного сна,
физкультурном занятии, могут наблюдать организацию питания, сна, закаливающих
и оздоровительных мероприятий, игр детей и другие режимные процессы. После просмотра
специалист готов ответить на все вопросы, касающиеся развития и воспитания ребенка.
На открытых занятиях и практикумах родитель имеет возможность не только наблюдать
образовательный процесс, но и оценить характер активности своего ребенка, степени
управления собой и своими действиями для решения поставленной задачи.
Родители с удовольствием оказывают посильную помощь на подготовительном этапе
организации совместных физкультурных досугов, праздников для детей и взрослых. Можно
предложить родителям вместе с малышами изготовить атрибуты, нестандартное оборудование
и инвентарь, предложить свои идеи относительно организации и проведения праздника.
С целью предупреждения утомления и оздоровления детей при участии родителей
организуются Дни здоровья, которые включают в себя спортивно-музыкальные развлечения,
спортивные игры и упражнения, соревнования, досуги, экскурсии – походы на природу.
В качестве наиболее эффективной формы повышения компетентности родителей в области
физического воспитания и организации занятий с детьми выступают совместные
физкультурные занятия, которые формируют у родителей основы физкультурной грамотности.
Именно на таких занятиях они приобретают элементарные навыки организации двигательной
деятельности ребенка, знания о физиологических особенностях детского организма, реакции
на физическую нагрузку.
Остановимся подробнее на организации и проведении совместных физкультурных занятий.
Структура совместных физкультурных занятий
Как показывает практика, совместные физкультурные занятия способствуют гармонизации
отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной
двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт.
С целью обеспечения целенаправленности этого процесса в данную форму работы с семьей
вовлечены: инструктор по физической культуре, воспитатели групп, музыкальный
руководитель.
Работа базируется на следующих принципах:
¨ участия – привлечение всех участников педагогического процесса к непосредственному и
сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-
родительских отношений;
¨ развивающего обучения– направленность предлагаемых упражнений на опережение уровня
качества, необходимость приложить усилия для овладения новыми движениями;
¨ систематичности – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже
усвоенным упражнением, повышение требований к уровню качеств по мере их развития;
¨ сознательности и активности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым
упражнениям, повышающее уровень их усвоения и воспитывающее самостоятельность,
инициативу;
¨ индивидуального подхода – учет разного уровня двигательных качеств
детей, дифференцированное отношение, гибкость в подборе двигательных заданий;
¨ аксиологического подхода – основой жизнедеятельности индивида является освоение
общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией.
Гармонизация отношений между детьми и родителями на совместных физкультурных занятиях
достигается посредством установления эмоционального контакта взрослого с ребенком,
выполнения физических упражнений в паре, общения с помощью слов, жестов и мимики.
Также на занятиях используются следующие психофизические средства: гимнастика вдвоем;
проблемные ситуации и творческие задания; подвижные игры и игровые упражнения; игровой
самомассаж и массаж; музыкально-ритмические упражнения; психогимнастические этюды и
релаксационные упражнения.
Эффективность занятия зависит от рационального способа организации детей и взрослых.
Большую часть времени дошкольник выполняет задания вместе с родителем, при этом каждый
взрослый выступает в роли партнера, помощника и тренера – помогая ребенку правильно
выполнить упражнение, страхует его. На протяжении занятия инструктор дает четкие
указания, объясняет и демонстрирует упражнение, контролирует правильность выполнения,
уделяет особое внимание взаимодействию родителей с детьми.
Для того чтобы четко определить периодичность совместных физкультурных занятий, выбрать
день недели и время их проведения, родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. С
целью оповещения членов семьи о предстоящем занятии педагоги оформляют красочную
афишу, а старшие дошкольники готовят пригласительные билеты и вручают их родителям
накануне занятия.
Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной
части педагог настраивает взрослых и детей на эмоционально-тактильный контакт, используя
ритуал приветствия. Они готовятся к предстоящей двигательно-игровой деятельности и
физической нагрузке, используя разные виды ходьбы и прыжков: на носках, "гуськом",
подскоки, перешагивание.
В основной части занятия у детей и родителей формируются умения выполнять физические
упражнения в паре посредством участия в подвижных играх, игровых и музыкально-
ритмических упражнениях. Основными задачами на данном этапе являются: развитие у
дошкольников ориентировки в пространстве, ловкости, смелости, внимания, памяти, речи,
воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.
В заключительной части каждого занятия нагрузка снижается, выполняются игровые
релаксационные упражнения, упражнения на восстановление дыхания. Завершающим
моментом по традиции является проговаривание наиболее понравившихся моментов и
трудностей, с которыми столкнулись участники. В конце занятия проводится ритуал прощания
– в каждой паре произносятся добрые слова, пожелания, выказываются благодарность и
любовь друг к другу.
Для того чтобы каждое занятие стало интересным и увлекательным, педагоги ДОУ внедряют
сюжетные, интегрированные и игровые формы. Все занятия сопровождаются специально
подобранной музыкой. Для повышения эффективности выполнения физических упражнений
используется разнообразное физкультурное оборудование. Необходимое нетрадиционное
оборудование изготавливается совместно с родителями.
Осуществляется также обратная связь – каждый родитель имеет возможность в письменном
виде высказать свое пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся как
организации и содержания совместных физкультурных занятий с детьми, так и особенностей
физического воспитания ребенка в семье.
Совместные физкультурные занятия, тесное сотрудничество инструктора по физической
культуре и специалистов детского сада позволяют повысить эффективность взаимодействия
дошкольного учреждения с семьей в плане педагогического просвещения родителей,
пропаганды здорового образа жизни, оказания психологической поддержки и помощи детям и
взрослым. Родители с удовольствием посещают такие занятия, проявляют желание
заниматься физкультурой вместе с ребенком. Совместная двигательная деятельность
раскрепощает их, способствует более эффективному эмоциональному общению с детьми.
Таким образом, организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей по вопросам
физического воспитания строится на признании главенствующей роли родителя как первого
воспитателя ребенка, создании атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, а также
признании сильных сторон семьи и детского сада, что ведет к достижению единой цели –
гармоничному развитию дошкольника.