Автор: Колесняк Мария Валерьевна
Должность: преподаватель вокала высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ОГБПОУ Ульяновский колледж культуры и искусства
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: конспект практического занятия дисциплины Вокальный класс
Тема: Урок диагностики и коррекции по дисциплине Вокальный класс, специальность 53.02.01. "Музыкальное образование"
Раздел: среднее профессиональное
0
Областное Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Ульяновский колледж культуры и искусства»
Урок диагностики, регулирования и коррекции по дисциплине
«Вокальный класс», специальность 53.02.01
«Музыкальное образование»
Преподаватель по классу «Вокал»
Колесняк М.В.
1
Ульяновск, 2019 г.
План проведения урока со студенткой 4 курса Мартьяновой
Анастасией. Концертмейстер: Алексеева Надежда Николаевна.
Тема учебного занятия:
«Технические и художественные приёмы работы над вокальными
произведениями»
Цель учебного занятия:
Формирование у студентки вокальной культуры и приобретение
технических качеств вокального исполнительства.
Задачи учебного занятия:
Правильная постановка цели и задач вокальных упражнений в
процессе распевания;
Умение применять основные технические приемы звукообразования
и голосоведения;
Работа над сглаживанием регистров, выравниванием гласных,
культурой звука, развитием техники дыхания, подвижности голоса,
артикуляции и других видов вокальной техники.
Структура урока:
* Работа над вокальными упражнениями на различные виды вокализации
обучающего и развивающего характера.
* Работа над вокализом И. Вилинской № 27.
*Работа над вокальными произведениями классического репертуара:
Методы и приемы реализации поставленных задач:
Роль упражнений и вокализов в вокальном пении.
Формирование профессиональных навыков культуры голосоведения
и самоконтроля при распевании.
2
Формирование исполнительских навыков вокальной культуры в
процессе работы над вокализом и вокальными произведениями.
Одним из главных условий в воспитании и развитии певческого голоса
являются вокальные упражнения и вокализы. Я применяю упражнения
на различные виды вокализации обучающего и развивающего характера.
Каждое упражнение имеет свою направленность, служит какой-то
определенной цели: одно способствует развитию кантилены, другое
– выработке подвижности голоса, третье – укреплению дыхания и т.д.
Основная цель вокальных упражнений – разогревание эластичности
певческого аппарата, мягкого неба, свободной подвижности гортани,
языка, губ, мышц лица, развития дыхания.
Значительную часть упражнений в процессе распевания рекомендую
петь студентке без поддержки инструмента, чтобы внимательнее
следить за тембровой чистотой звука и точностью интонации.
Это развивает у студентки мыслительную деятельность, слуховой
контроль, верной интонации и высокой позиции звука, а также
вырабатывает навыки самостоятельной работы, умения слушать себя
и анализировать свое исполнение.
В работе над вокальными упражнениями и вокализом И. Вилинской,
главной задачей является развитие основного вокально-технического
навыка «legato и кантилены».
Плавное, мягкое звучание голоса - умение петь legatro, т.е. хорошо
связывать ноты. Вокализ И. Вилинской №27, очень полезный для
развития голоса, дыхания, кантилены и является основным переходным
материалом к художественным произведениям.
Анализ результатов учебного занятия:
Студентка изучила вокальную литературу различных жанров и стилей.
Хорошо владеет правильным певческим дыханием, опорой звука,
ровностью звучания голоса и однородностью тембра на протяжении
всего певческого диапазона.
Овладела знаниями вокальной терминологии и основным вокально-
техническим приемом «legato», вокально - техническими навыками
исполнительской культуры.
3
В конце учебного занятия был проведен контрольный срез по теме:
«Основы профессионального сольного пения».
Мартьянова А. исполнила два разнохарактерных по форме и
стилю классических произведений: «Ах, нет сил сносить терзанья»
Дж. Каччини, «Благодарю тебя за счастье прежних дней» Д. Николаева.
На учебном занятии присутствовали:
Заместитель директора по учебной работе Инжуватова Ирина Ивановна
Заместитель директора по научной работе Кущ Оксана Анатольевна.
Цели посещения учебного занятия:
Знакомство с системой работы педагога;
Оценка оптимальности избранной структуры урока;
Выявление оптимального характера методов и приемов обучения;
Оценка сформировавшихся общих и профессиональных
компетенций у студентки в процессе работы.
Выводы:
Студентка выразительно на эмоциональном подъёме исполнила
вокальные произведения.
Умеет создавать индивидуальный образ прочтения художественного
произведения, применять средства выразительности и технические
приемы, соответствующие классическому жанру.
Анализирует грамотно музыкальный материал. В процессе учебного
занятия показала оптимальный уровень профессиональных компетенций.
Форма проверки самостоятельной работы:
Виды самостоятельной работы:
1. Анализ рекомендаций педагога;
2. Умение следить за правильным голосоведением;
3. Слуховой контроль верной интонации и высокой позиции звука;
4
4. Умение правильно распределять певческое дыхание;
5. Следить за ритмическим рисунком, чистотой интонации, обращать
внимание на динамические оттенки, характер музыки;
6. Умение определять форму произведения, добиваться музыкальности
исполнения.
Рекомендуемая литература:
Далецкий О. Вокальные упражнения в воспитании певца в книге
«Молодёжная эстрада» - 1974 г.
Ф. Витт Практические советы обучающимся пению - «Музыка» - 1968
Гонтаренко Н. Сольное пение: секреты вокального мастерства - Ростов-
на Дону: Феникс, 2008 –с. 128
Преподаватель по классу «Вокал»: Колесняк М.В.