Автор: Мокеичева Елена Александровна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №210"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "Образовательная ситуация в педагогическом процессе"
Раздел: дошкольное образование
Статья-консультация для педагогов
Образовательная ситуация в педагогическом процессе
В соответствии с ФГОС обучение детей-дошкольников осуществляется в
процессе образовательной деятельности. Образовательная деятельность
соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую,
познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую,
конструктивную, двигательную и др.
В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может
быть выделена – образовательная ситуация.
Современный педагог дошкольного образования должен создавать
разнообразные образовательные ситуации, которые побуждают детей
применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения в
возникшей ситуации или задаче, проявлять эмоциональную отзывчивость и
творчество.
В настоящее время учёными и практическими работниками понятие
“образовательная ситуация” рассматривается с разных позиций.
Давайте рассмотрим, что же такое “образовательная ситуация”. Как правило
образовательная ситуация – это …
Структурная, пространственная или временная единица педагогического
процесса, возникающая спонтанно или организуемая педагогом с целью
решения определённых задач развития и воспитания.
Например: формирование культурно-гигиенических навыков, воспитание
вежливости, обучение приёмам рисования или ознакомление детей с
окружающим миром, обучение скольжению по ледяным дорожкам,
чтение и инсценировка сказок и т. д.
Образовательная ситуация в условиях стандартизации дошкольного
образования может быть использована -
•
В организованной, совместной деятельности
•
При организации самостоятельной деятельности детей
•
В процессе режимных моментов (при одевании, умывании, на
прогулке, во время приёма детей…)
•
В индивидуальной работе
•
В игре
Особенности образовательных ситуаций
Направленность на сотрудничество с детьми в решении
образовательных задач и установление партнёрского характера
отношений
Появление образовательного результата
o
Материального – коллаж, рассказ, рисунок, поделка, коллективная
работа и т. д.
o
Нематериального – новые знания, образ, отношения или переживания
и т. д.
Ограниченный временной и пространственный отрезок
педагогического процесса, во время которого осуществляется
сотрудничество или сотворчество педагога и детей, возможность
поставить ребёнка в позицию активного субъекта детской деятельности
или детского выбора с учётом возрастных возможностей и интересов
детей.
Младшая группа – 10 ситуаций в неделю по 15 минут
Средняя группа – 10 ситуаций в неделю по 20 минут
Старшая группа – 13 образовательных ситуаций по 25 минут
Подготовительная группа – 14 образовательных ситуаций в неделю по 30
минут
Помимо НОД образовательные ситуации могут быть во время любых
режимных моментов.
Утром мы можем учить детей здороваться, а вечером – прощаться. Во время
мытья рук - как правильно пользоваться полотенцем (как индивидуально, так
и с подгруппой детей).
На прогулке знакомим детей со свойствами песка, различными деревьями,
птицами и т. д. Знакомим детей с трудовым инвентарём, например, с
граблями, тачкой…
Во время чтения книг мы воспитываем в детях внимательного слушателя,
учим их отвечать на вопросы о прочитанном, обсуждаем поступки героев
книг.
Образовательные ситуации могут возникать и спонтанно. Дети приносят в
группу настольную игру. Мы узнаём правила игры, учимся в неё играть.
Произошла среди детей конфликтная ситуация, которую необходимо
разрешить. В этот момент происходит образовательная ситуация по
воспитанию культуры поведения.
На улице, например, нашли жучка. Мы его рассматриваем, узнаём как его
зовут… Или распустился цветок на клумбе, или проехала мимо спец. машина
и т. д.
Дети – участники образовательной ситуации выполняют различные
роли Например: актёр,
играющий роль людей, животных или предметов; волшебник,
наделённый неограниченными полномочиями превращать предметы
или объекты; изобретатель особых машин, приспособлений или
законов; исследователь, который выполняет опыты; писатель,
дрессировщик, певец, музыкант или представитель разных профессий;
экскурсовод музеев или выставок по мини-музею ДОО, группе.
Содержание образовательных ситуаций варьируется с учётом
возрастных особенностей детей
o
Для детей младшего возраста необходимы образовательные ситуации
с гуманистическим содержанием: “Найдём друга для зайчонка”,
“Успокоим и обогреем котёнка”, “Поможем медвежонку найти маму”
o
Для детей среднего возраста – ситуация познания и исследования:
“Нам пришло письмо от Лесовичка, он просит помочь ему…”, “Мы
узнаем, как растут апельсины, если сейчас построим корабль…”
o
Для детей старшего дошкольного возраста – поисковые и творческие
образовательные ситуации: “Чтобы действовать дальше, надо
нарисовать карту… или схему”, “ Сегодня состоится конкурс детского
творчества по теме “Осень в гости к нам пришла”. Хотите
поучаствовать? Тогда…”
Виды образовательных ситуаций
Креативные ситуации – направлены на стимулирование творческой
активности дошкольников и создание предпосылок для обеспечения
индивидуально-креативного уровня решения проблемы.
например: на прогулке “Сегодня состоится конкурс на лучшую постройку из
песка (или снега) и все желающие могут принять участие…”
В группе – творческие мастерские: “Герои сказки про Буратино”,
“Изготовление цветных льдинок”, “Такие разные снежинки”, создание
газеты или коллажа для малышей “Правила белоснежной улыбки”,
работа с природным материалом “Осенний узор”, рисование
штампами из пуговиц “Наряды для дымковских кукол”
Ориентировочные ситуации – направлены на формирование
ценностных ориентаций, установок или мотивов по отношению к
предложенному содержанию обучения или коррекцию
ценностной позиции
Например: путешествие по маршруту вежливых слов с остановками на
нескольких станциях, во время пребывания на которых дети могли
увидеть определённые этикетные ситуации (приветствия, прощания,
благодарности, извинения и пр.) и оценить правильность речевого
поведения героев, предложить другие варианты этикетных формул
уместных в определённом случае
Путешествие по стране ЗОЖ с остановками на станциях “Азбука питания”,
“Опасные ситуации”, “Уроки Айболита” и пр.
Ситуация выбора задания или способа его выполнения, оборудования
или партнёра по деятельности, которые предоставляют ребёнку
возможность реализовать себя как личность и ставить его перед
необходимостью самостоятельно принимать решения о моральном
выборе, отдавая своё предпочтение одному из вариантов решения,
проявляя волевое усилие для достижения цели, выражая свою
индивидуальность
Например: предложить детям самостоятельно разделиться на 2-3
подгруппы или образовать пары для выполнения какого-либо задания;
дети самостоятельно могут решить кто первым в их паре начнёт игру;
дети сами решают – будут они выстригать снежинку или рисовать её
акварелью или фломастером.
Ситуации общения и накопления положительного социально-
эмоционального опыта. Они бывают:
o
Реально-практического характера (дети приобретают опыт проявления
заботливого или участливого отношения к людям, принимая участие в
важных реальных делах)
например: “Мы украшаем детский сад к Новому году”, “Изготовим книжки-
малышки для малышей”, “Подготовим сюрприз имениннику”
o
Условно-вербального характера. В зависимости от поставленной
речевой задачи они бывают: лексические, вербально-оценочные,
прогностические, коллизийные или описательные (педагог вызывает
детей на душевный разговор, связывает содержание разговора с
личным опытом детей на основе жизненных ситуаций или сюжетов
литературных произведений)
например: составление рассказов о своей группе, любимой игрушке или игре
и т.д.
Ситуация обогащения жизненного опыта дошкольников в различных
видах детской деятельности (цикл регулярно проводимых упражнений
или игр-этюдов, нацеленных на решение определённой задачи и
формирования определённого умения или навыка)
Например: на формирование культуры внешнего вида – “Оденем куклу”,
“Кукла Катя идёт на прогулку”, “Научим куклу Катю раздеваться после
прогулки”, “Оденем куклу Катю на праздник”, “Собираемся на
тренировку”, “Собираемся на пляж”
Практические упражнения на формирование культурно-гигиенических
навыков – “Правильно моем руки”, “Полотенце пушистое”, “Умываемся,
вытираемся”, “Мойдодыр”, “Надо, надо умываться”
Эмоциогенные ситуации (создание переживаний, настроения,
эмоционального фона, адекватных предлагаемому содержанию и
субъективному опыту дошкольников)
Например: “Успокоим и обогреем зайку”, “К нам в гости пришла кукла Катя,
давайте расскажем ей о наших игрушках”, “Дочке грустно, давай с ней
поиграем”
Эталонные ситуации. Они основаны на предъявлении образцов
оптимальных вариантов выполнения движений или проявления
отношений.
Например: “Ребята, послушайте, как хорошо Ваня произносит звук…”,
“Мальчики, посмотрите, Саша помогает девочкам перенести игрушки на
веранду…”, “Ребята, давайте посмотрим, как Витя правильно выполняет
это движение…”, “Ребята, давайте послушаем и посмотрим, как Алёна
выразительно читает стихотворение…”
В этих ситуациях могут использоваться заранее подготовленные дети
Алгоритм проектирования и реализации образовательной ситуации
1.
Осуществляется проектирование пространственной и временной
единицы педагогического процесса, определение цели, форм и средств
для её реализации.
2.
В дальнейшем организуется акцентирование внимания детей на
возникшей ситуации или проблеме, и актуализация потребности детей
её разрешить. При этом педагогу важно вызвать интерес к содержанию
ситуации и поставить перед детьми определённую задачу (игровую,
трудовую, двигательную, учебную и пр.) и обеспечить её принятие.
3.
Далее на основе сотрудничества осуществляется решение
поставленных задач, выявление факта и путей достижения цели или
разрешения проблемы. При этом воспитание, обучение или
обогащение опыта или знаний дошкольников осуществляется через
активное участие детей в решении поставленных задач.
4.
Важным завершающим моментом образовательной ситуации
становится рефлексия, оценка деятельности участников и полученных
результатов.
Итак, образовательная ситуация
•
Протекает в конкретный временной период образовательной
деятельности
•
Особенностью образовательной ситуации является появление
образовательного результата
•
Назначение образовательных ситуаций состоит в углублении и
обобщении личного опыта детей, в освоении новых и более
эффективных способов познания или деятельности, в закреплении
имеющихся у детей знаний и умений и их применение в новых
условиях посредством проявления ребёнком активности,
самостоятельности и творчества