Автор: Воронова Вера Петровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ№10
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обучение с увлечением
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 10» г. Брянска
Методическая разработка
на тему
«Обучение с увлечением»
Составил:
Преподаватель
по классу фортепиано
I категории
Воронова Вера Петровна
Брянск 2019
Тема: Обучение с увлечением
Формирование и развитие интереса к музыкальным занятиям является одной из
главных задач в работе преподавателя фортепиано.
Если ребенок не любит музыкальные занятия, сложно заинтересовать его
музыкой. Поэтому так важно увлечь ученика с самых первых уроков игры на
фортепиано.
Цель:
1.
Помочь любому независимо от его природных данных выразить себя в
музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нем фантазию, интерес и
любознательность.
2.
Привить любовь к музицированию, игре на фортепиано в увлекательной
форме.
Задачи:
1.
Доступная подача материала от простого к сложному.
2.
Индивидуальный подход к обучению учащихся согласно их способностям и
качествам характера.
3.
Игровые способы формирования творческих навыков.
4.
Возможность для детей музицировать с первых уроков с удовольствием и
радостью от реализации полученных навыков.
С опытом работы у каждого педагога появляются предпочтения в выборе
2
пьес
и
упражнений,
которые
помогают
решать
поставленные
задачи.
Сейчас
существует большое количество разных учебников и пособий. И, как правило,
педагог
не
пользуется
чем-то
одним,
а
если
и
пользуется,
то
это
создает
определенные ограничения. Тем более, что всегда приходится искать особый
подход к каждому ребенку, прежде всего потому, что у детей разные способности.
Поэтому я нашла для себя оптимальный вариант – создание индивидуального
учебного пособия для каждого ребенка. На эту мысль меня натолкнула книга
Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез», в которой предлагается создание
альбома, куда можно записать упражнения, песенки, нарисовать к ним картинки и
так далее.
Больше десяти лет я использую этот метод. Опыт показал, что альбом
пробуждает творческое воображение ученика, стимулирует его к занятиям на
инструменте. И, что немаловажно, приучает его к самостоятельной работе. То,
что записано, нарисовано, ребенку очень понятно, и он может заниматься сам, не
прибегая к помощи родителей. Детям очень нравится заниматься по альбому.
Самый первый урок начинается со знакомства с инструментом. В процессе
беседы ученик узнает, что пианино называется другим словом – фортепиано. Я
записываю это слово в альбом и расшифровываю его: форте – громко, пиано –
тихо. Изучаем три регистра. Для более быстрого запоминания исполняю в нижнем
регистре пьесу Галынина «медведь», а в верхнем пьесу Руббаха «Воробей», в
среднем можно спеть любую песенку. В альбом записываю считалку про медведя.
Знакомство
с
клавиатурой
начинается
с
черных
клавиш.
Предлагаю
ребенку
изобразить шаги слона ладошками на двух и трех черных клавишах в нижнем
регистре. Также у Баренбойма есть ансамблевые примеры «Крылатые качели», где
в
верхнем
регистре
аккомпанирует
ребенок
двух
и
трех
черных
клавишах,
«Калинка». Детям очень нравится такая игра. Уже на первом уроке они участвуют
в
создании
образа
на
инструменте.
Происходит
естественное
запоминание
регистров.
Но на пианино играют не ладошками, а пальцами. Предварительно обрисовав
ладошки малыша в альбоме, каждому пальчику присваиваем номер и с помощью
простых упражнений запоминаем.
Первоначальное знакомство с названием клавиш я начинаю с звукоряда.
Записываю в альбом название нот и прошу выучить их вверх и вниз, а попозже и
через
ноту,
как
считалочку.
Одновременно
показываю
все
ноты
с
помощью
дидактического материала, состоящего из картонного домика, забора, фигурок
лягушки и собачки. Специально учить названия клавиш не обязательно, так как в
процессе
дальнейших
занятий
они
выучиваются
без
труда.
Перед
игрой
на
пианино я записываю все песенки с ритмическим рисунком в альбом. Ученик
должен их со словами прохлопать, а затем сыграть третьим пальцем. Но перед
3
исполнением песенок надо объяснить ребенку, что необходимо научить пальчики
стоять на клавишах. Для этого у нас будут упражнения. Первое упражнение –
«радуга». Нарисуем первую дугу красным цветом в альбоме – нота «до», а затем
изобразим радугу на клавиатуре, играя третьим пальцем ноту до в разных октавах.
Затем играем песенку «Андрей воробей» на ноте «до». По мере выучивания нот
появляются песенки с этими нотами: «петушок» (ре, до). «Рыжая корова» (ми, ре,
до),
«Василек»
(фа,
ми,
ре,
до»,
«Паровоз»
(до,
ре,
ми,
фа,
соль),
«Колыбельная»(ля, си). Когда радуга дорисована, можно поиграть с учеником в
игру «Обгонялки» - кто быстрее назовет ноту). Заодно проверить, насколько
хорошо ребенок ориентируется на клавиатуре. Все эти песенки записываются в
альбом и украшаются рисунками, наклейками.
Подошло время научить играть все пальчики. Для этого есть песенки-частушки:
- третий палец «Мы играли на рояле…»,
- второй – «Мама смотрит с удивленьем…»,
- четвертый – «Загрусти Матроскин кот…»,
- первый – «Винни Пух весь день поет…»,
- пятый – «Леопольд спит дни и ночи…».
Перед
игрой
первым
и
пятым
пальцем
я
прошу
ребенка
сыграть
две
ноты
одновременно
и
посмотреть,
как
стоят
пальчики.
После
того,
как
у
него
получается взять квинту свободно, объясняю ученику, что эта «волшебная» квинта
преобразит все пройденные песенки и предлагаю сыграть эти песенки двумя
руками. В последствии квинта «превратиться» в тризвучие, и как только ученик
сможет
его
сыграть,
я
показываю
ему
аккордовые
цепочки:1)CFC
2)CGC
3)CFCGC 4)CFGC.И теперь все песенки играются с аккордами. Добротно заучив
эти цепочки в до мажоре, дети свободно их играют в разных тональностях, могут
легко подобрать аккорды к новой мелодии.
В донотный период я записываю в альбом не только те песенки и упражнения, о
которых сказано выше, но и многое другое. Например, ансамбли: «Два кота»,
«Вальс собачек», «Курочка». «Прыг-скок»; ритмостишки; считалки.
Разнообразие и формы работы зависит от возраста и способностей ребенка, а
также от скорости усвоения им материала. Если никак не может запомнить ноты
на клавиатуре, то будет больше песенок на «незапоминающихся нотах». Если
плохо справляется с ритмом, то будет больше ритмостишков и считалок и так
далее.
Помимо этого на уроках мы делаем гимнастику на расслабление мышц,
координацию.
Донотный период – это фундамент, на котором строится все обучение на
фортепиано.
Изучение нотной грамоты с малышами я начинаю с подготовки. На развороте
4
альбома я черчу пять линеек и прошу вырезать из картона двадцать штук нот.
Цель этой подготовки - выучить порядок линеек, освоить понятия «над», «под»,
«между» и «на». Следует объяснить ребёнку, что когда записываются все ноты
подряд, то одна нота сидит на линейке, а другая между линеек, и с помощью
вырезанных нот попросить его расположить все нотки по порядку. Так же полезно
выложить уже выученные песенки.
Научиться графическому восприятию нотной записи помогут «нотные бусы».
Дети с удовольствием их рисуют на линейках, а потом сами и играют.
Для
лучшего усвоения длительностей я записываю в альбом ритмические рисунки.
Мои ученики пользуются своим, можно уже сказать, музыкальным альбомом,
обычно до второго - третьего класса, т.к. там много подсказок: длительности,
басовый ключ, буквенные обозначения и т.д., вообщем всё что пройдено за это
время.
За время работы в музыкальной школе, я познакомилась со многими
методиками
гениальных
педагогов:
А.Артоболевской,
Л.Баренбойма,
Т.Юдовиной-Гальпериной, Т.Смирновой, и применить их все не представляется
возможным по разным причинам. Пытаясь адаптировать некоторые приёмы и
способы достижения необходимых результатов к нашим реалиям, постепенно
выработала свою систему начального этапа обучения игре на фортепиано. Мне
кажется она очень гибкой, всегда можно добавить что то более полезное, более
новое.
Список литературы
5
1.
Т.Юдовина – Гальперина «За роялем без слез»
2.
Т. Смирнова «Интенсивное обучение на фортепиано»
3.
Л. Баренбойм «Путь к музыке»
4.
А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой»
6