Напоминание

Обучение с увлечением


Автор: Воронова Вера Петровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ№10
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обучение с увлечением
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 10» г. Брянска

Методическая разработка

на тему

«Обучение с увлечением»

Составил:

Преподаватель

по классу фортепиано

I категории

Воронова Вера Петровна

Брянск 2019

Тема: Обучение с увлечением

Формирование и развитие интереса к музыкальным занятиям является одной из

главных задач в работе преподавателя фортепиано.

Если ребенок не любит музыкальные занятия, сложно заинтересовать его

музыкой. Поэтому так важно увлечь ученика с самых первых уроков игры на

фортепиано.

Цель:

1.

Помочь любому независимо от его природных данных выразить себя в

музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нем фантазию, интерес и

любознательность.

2.

Привить любовь к музицированию, игре на фортепиано в увлекательной

форме.

Задачи:

1.

Доступная подача материала от простого к сложному.

2.

Индивидуальный подход к обучению учащихся согласно их способностям и

качествам характера.

3.

Игровые способы формирования творческих навыков.

4.

Возможность для детей музицировать с первых уроков с удовольствием и

радостью от реализации полученных навыков.

С опытом работы у каждого педагога появляются предпочтения в выборе

2

пьес

и

упражнений,

которые

помогают

решать

поставленные

задачи.

Сейчас

существует большое количество разных учебников и пособий. И, как правило,

педагог

не

пользуется

чем-то

одним,

а

если

и

пользуется,

то

это

создает

определенные ограничения. Тем более, что всегда приходится искать особый

подход к каждому ребенку, прежде всего потому, что у детей разные способности.

Поэтому я нашла для себя оптимальный вариант – создание индивидуального

учебного пособия для каждого ребенка. На эту мысль меня натолкнула книга

Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез», в которой предлагается создание

альбома, куда можно записать упражнения, песенки, нарисовать к ним картинки и

так далее.

Больше десяти лет я использую этот метод. Опыт показал, что альбом

пробуждает творческое воображение ученика, стимулирует его к занятиям на

инструменте. И, что немаловажно, приучает его к самостоятельной работе. То,

что записано, нарисовано, ребенку очень понятно, и он может заниматься сам, не

прибегая к помощи родителей. Детям очень нравится заниматься по альбому.

Самый первый урок начинается со знакомства с инструментом. В процессе

беседы ученик узнает, что пианино называется другим словом – фортепиано. Я

записываю это слово в альбом и расшифровываю его: форте – громко, пиано –

тихо. Изучаем три регистра. Для более быстрого запоминания исполняю в нижнем

регистре пьесу Галынина «медведь», а в верхнем пьесу Руббаха «Воробей», в

среднем можно спеть любую песенку. В альбом записываю считалку про медведя.

Знакомство

с

клавиатурой

начинается

с

черных

клавиш.

Предлагаю

ребенку

изобразить шаги слона ладошками на двух и трех черных клавишах в нижнем

регистре. Также у Баренбойма есть ансамблевые примеры «Крылатые качели», где

в

верхнем

регистре

аккомпанирует

ребенок

двух

и

трех

черных

клавишах,

«Калинка». Детям очень нравится такая игра. Уже на первом уроке они участвуют

в

создании

образа

на

инструменте.

Происходит

естественное

запоминание

регистров.

Но на пианино играют не ладошками, а пальцами. Предварительно обрисовав

ладошки малыша в альбоме, каждому пальчику присваиваем номер и с помощью

простых упражнений запоминаем.

Первоначальное знакомство с названием клавиш я начинаю с звукоряда.

Записываю в альбом название нот и прошу выучить их вверх и вниз, а попозже и

через

ноту,

как

считалочку.

Одновременно

показываю

все

ноты

с

помощью

дидактического материала, состоящего из картонного домика, забора, фигурок

лягушки и собачки. Специально учить названия клавиш не обязательно, так как в

процессе

дальнейших

занятий

они

выучиваются

без

труда.

Перед

игрой

на

пианино я записываю все песенки с ритмическим рисунком в альбом. Ученик

должен их со словами прохлопать, а затем сыграть третьим пальцем. Но перед

3

исполнением песенок надо объяснить ребенку, что необходимо научить пальчики

стоять на клавишах. Для этого у нас будут упражнения. Первое упражнение –

«радуга». Нарисуем первую дугу красным цветом в альбоме – нота «до», а затем

изобразим радугу на клавиатуре, играя третьим пальцем ноту до в разных октавах.

Затем играем песенку «Андрей воробей» на ноте «до». По мере выучивания нот

появляются песенки с этими нотами: «петушок» (ре, до). «Рыжая корова» (ми, ре,

до),

«Василек»

(фа,

ми,

ре,

до»,

«Паровоз»

(до,

ре,

ми,

фа,

соль),

«Колыбельная»(ля, си). Когда радуга дорисована, можно поиграть с учеником в

игру «Обгонялки» - кто быстрее назовет ноту). Заодно проверить, насколько

хорошо ребенок ориентируется на клавиатуре. Все эти песенки записываются в

альбом и украшаются рисунками, наклейками.

Подошло время научить играть все пальчики. Для этого есть песенки-частушки:

- третий палец «Мы играли на рояле…»,

- второй – «Мама смотрит с удивленьем…»,

- четвертый – «Загрусти Матроскин кот…»,

- первый – «Винни Пух весь день поет…»,

- пятый – «Леопольд спит дни и ночи…».

Перед

игрой

первым

и

пятым

пальцем

я

прошу

ребенка

сыграть

две

ноты

одновременно

и

посмотреть,

как

стоят

пальчики.

После

того,

как

у

него

получается взять квинту свободно, объясняю ученику, что эта «волшебная» квинта

преобразит все пройденные песенки и предлагаю сыграть эти песенки двумя

руками. В последствии квинта «превратиться» в тризвучие, и как только ученик

сможет

его

сыграть,

я

показываю

ему

аккордовые

цепочки:1)CFC

2)CGC

3)CFCGC 4)CFGC.И теперь все песенки играются с аккордами. Добротно заучив

эти цепочки в до мажоре, дети свободно их играют в разных тональностях, могут

легко подобрать аккорды к новой мелодии.

В донотный период я записываю в альбом не только те песенки и упражнения, о

которых сказано выше, но и многое другое. Например, ансамбли: «Два кота»,

«Вальс собачек», «Курочка». «Прыг-скок»; ритмостишки; считалки.

Разнообразие и формы работы зависит от возраста и способностей ребенка, а

также от скорости усвоения им материала. Если никак не может запомнить ноты

на клавиатуре, то будет больше песенок на «незапоминающихся нотах». Если

плохо справляется с ритмом, то будет больше ритмостишков и считалок и так

далее.

Помимо этого на уроках мы делаем гимнастику на расслабление мышц,

координацию.

Донотный период – это фундамент, на котором строится все обучение на

фортепиано.

Изучение нотной грамоты с малышами я начинаю с подготовки. На развороте

4

альбома я черчу пять линеек и прошу вырезать из картона двадцать штук нот.

Цель этой подготовки - выучить порядок линеек, освоить понятия «над», «под»,

«между» и «на». Следует объяснить ребёнку, что когда записываются все ноты

подряд, то одна нота сидит на линейке, а другая между линеек, и с помощью

вырезанных нот попросить его расположить все нотки по порядку. Так же полезно

выложить уже выученные песенки.

Научиться графическому восприятию нотной записи помогут «нотные бусы».

Дети с удовольствием их рисуют на линейках, а потом сами и играют.

Для

лучшего усвоения длительностей я записываю в альбом ритмические рисунки.

Мои ученики пользуются своим, можно уже сказать, музыкальным альбомом,

обычно до второго - третьего класса, т.к. там много подсказок: длительности,

басовый ключ, буквенные обозначения и т.д., вообщем всё что пройдено за это

время.

За время работы в музыкальной школе, я познакомилась со многими

методиками

гениальных

педагогов:

А.Артоболевской,

Л.Баренбойма,

Т.Юдовиной-Гальпериной, Т.Смирновой, и применить их все не представляется

возможным по разным причинам. Пытаясь адаптировать некоторые приёмы и

способы достижения необходимых результатов к нашим реалиям, постепенно

выработала свою систему начального этапа обучения игре на фортепиано. Мне

кажется она очень гибкой, всегда можно добавить что то более полезное, более

новое.

Список литературы

5

1.

Т.Юдовина – Гальперина «За роялем без слез»

2.

Т. Смирнова «Интенсивное обучение на фортепиано»

3.

Л. Баренбойм «Путь к музыке»

4.

А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой»

6



В раздел образования