Автор: Ларионова Людмила Михайловна
Должность: учитель истории и культуры санкт-петербурга
Учебное заведение: ГБОУ "Государственный физико-математический лицей №30"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Воспитание гражданственности, нравственно-патриотических качеств у детей школьного возраста
Тема: Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
Раздел: среднее образование
Нравственно - патриотическое воспитание школьников.
Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, должен
стать основой сплочения нации, возрождения духовно-нравственных
устоев, издревле присущих российскому обществу.
В чем реализуется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство
в наших детях, живущих в 21 веке – веке всевозможных гаджетов,
цифрового телевидения, когда во многих молодых современных семьях,
вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются
важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Идет время. меняются
века, года, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви,
свету, красоте, истине.
именно перед учителями возникает вопрос, какими мы хотим видеть своих
учеников? Конечно же, высоко нравственными, готовыми защищать свою
страну, стремиться сделать ее краше, богаче, крепче, счастливее. И все эти
прекрасные чувства в большой степени зависят от того, как они были
заложены в школьные годы.
Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач
нашей школы, ее роль в этом плане невозможно переоценить, сама
атмосфера школы, носящей имя первой женщины Героя Советского Союза-
Зои Анатольевны Космодемьянской пропитана духом патриотизма.
Любовь к родине, любовь к людям – вот два быстрых потока, которые,
сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. А полноводная река берёт
начало с маленьких ручейков, таких как
- любовь к родителям, семье и родному дому;
- любовь к природе, её охрана и изучение;
- любовь к родному городу, своему краю, своей стране;
- знакомство с национальной культурой;
- воспитание чувства национальной гордости;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям, чувство принадлежности к мировому сообществу;
Чувству родины и любви к ней, патриотизму, человек первоначально
обучается в семье. Это чувство «родительского дома» и ложится в основу
любви к Родине, Отчизне. Семья является первой школой понимания
родины, школой воспитания органической верности и привязанности к ней.
Если в семье ребёнок этого не чувствует, то вряд ли он услышит слова
учителя о долге, чести, честности, ответственности. Вот почему главным
условием нравственно - патриотического воспитания детей я считаю тесную
взаимосвязь с родителями, а важной формой работы с родителями считаю
родительское собрание. Уже на самом первом собрании я знакомлю
родителей со словами Макаренко, которые я приводила в качестве
эпиграфа в своем эссе : «Хотите, чтобы были хорошие дети, — будьте
счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши
способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы
настоящим человеческим счастьем». А самое большое счастье для
родителей – это вырастить здоровых и высоконравственных детей. Я
обязательно провожу анкетирование среди родителей (слайд). По итогам
анкетирования совместно с родительским комитетом мы планируем
дальнейшую работу в классе. На таких родительских собраниях как
«Семейные праздники», «Папа, мама, я — читающая семья», «Наш
выходной» пытаюсь донести до сознания родителей, что дети по своей
природе очень впечатлительны, им хочется участвовать в каких-то
событиях, радостных волнениях, что семья должна давать добрую пищу
детскому воображению и чувствам. Детям нужен не только наставник, но и
друг. А дружба не рождается от ежедневных проверок дневников и
морализирования. Дружба крепнет в живом и полезном деле — воскресной
рыбалке, субботнем походе, лыжной прогулке, в совместных семейных
праздниках. ( слайд с родителями) Родители с удовольствием откликаются
на все мои предложения, а чаще всего сами проявляют активность,
придумывая наши совместные мероприятия: прогулки, экскурсии, праздники
или поездки. Они мои большие помощники. Кроме работы с родителями в
своей работе по нравственно- патриотическому воспитанию я использую и
другие формы работы:
- уроки;
- тематические беседы;
- классные часы;
- внеклассные мероприятия;
- проектная деятельность. (слайд)
Очень важно, что нравственно -патриотическое воспитание в начальной
школе заложено буквально в каждом уроке. Начиная с первых дней ребёнка
в школе, через уроки обучения грамоте мы даём представление о Родине, о
столице, о родном городе, дети рисуют картину «Моя семья», подбирают
фотографии, оформляют презентации, в которых рассказывают о своих
семьях. Во время таких бесед и я обязательно рассказываю о своей семье,
о своём детстве, о своих родителях. Мы вспоминаем игры, в которые я
играла в детстве, и в которые сейчас играют мои ученики . Помимо
совместных мероприятий по теме «Семья» я использую еще и проектную
технологию. Дети совместно с родителями участвовали в таких проектах,
как: «Я и моё имя», «История нашей фамилии», «Родословная моей
семьи». К этому занятию привлекаются дедушки и бабушки моих учеников,
сохранившие семейные предания и традиции. Узнавая о своих корнЯх, о
своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю нашей
страны , она становится им ближе и понятнее. Подобная совместная
деятельность заставляет всех членов семьи бережнее относиться к своим
традициям, способствует сохранению семейных связей, вызывает гордость
за свою семью не только у детей, но и у взрослых .
Через уроки окружающего мира, начиная с уже 1 класса, красной нитью
проходит тема «Моя Родина» . На этих уроках дети узнают о символах
нашего государства, о стране, в которой они живут, знакомятся с понятиями
"Родина", «Отечество», "гражданин". Я рассказываю детям о важных
исторических событиях, о героях нашей страны. Именно на уроках
окружающего мира ребята начинают узнавать о том, что каждый человек
имеет свою национальность , а каждый народ — особенный и отличается
языком, культурой, традициями. И конечно, изучая этот предмет, ребята
знакомятся с родной природой.
Все 4 года обучения литературному чтению в начальной школе наш учебник
открывает тема «Устное народное творчество»: потешки, прибаутки,
заклички, сказки. Дети выполняют творческие работы, прекрасным
материалом являются пословицы, поговорки, загадки, притчи. Дополнением
к этому служат картины родной природы, репродукции полотен русских
живописцев.
На уроках русского языка я часто использую дополнительный материал о
природе родного края. Мы записываем с детьми предложения о большой и
малой родине. В минутки чистописания обязательно включаю стихи о
родном крае, о родном городе.
Уроки математики в начальной школе дают представление о развитии
отечественной науки. При составлении задач и в устном счёте я часто
использую дополнительный краеведческий материал, при отработке
вычислительных навыков - задания на расшифровку слов, пословиц,
поговорок, названий сказок и других жанров народного творчества. Важно,
что решая примеры и задачи, ученики приобретают не только предметные
умения и навыки, но и узнают интересные факты, связанные с историей и
культурой нашей страны.
И, конечно, такие учебные предметы, как изобразительная деятельность и
музыка так же развивают творческие способности детей , прививают им
чувство прекрасного, знакомят с национальной культурой. Так из урока в
урок у моих учеников развивается чувство гордости за свою большую и
малую родину, а вместе с тем формируется познавательный интерес,
повышается мотивация к обучению. Всё это позволяет формировать в
процессе обучения нравственно-ориентированного успешного ученика,
патриота своей страны.
Кроме учебной деятельности, нравственно -патриотическое воспитание
младших школьников начинается и с общения с одноклассниками, с верной
дружбы и чувства товарищества. Материалом для моих разнообразных
бесед с детьми служат факты из жизни класса, произведения
художественной литературы, нравственные категории (добро, зло,
справедливость, честность, долг, ответственность) ; происходящие события
в классе, школе, стране; вопросы и проблемы, волнующие детей.
Суть нравственно-патриотического воспитания в том, чтобы посеять и
взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому
и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких
людей, тех, кого зовут соотечественниками. (Слайд про семена) И еще мои
любимые слова- Педагог и садовник! Их цели конечные не в силах никто и
ничто изменить: сеять разумное, доброе, вечное и непременно растить !
Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания
интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить
этого момента и вовлечь каждого ребенка в насыщенную жизнь коллектива,
имеющую социально значимое содержание. В этом возрасте дети
чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения их мало трогают, Поэтому
так важна в начальной школе внеклассная работа ( слайды) я отдаю
предпочтение активным формам и методам работы, таким как: экскурсии по
родному городу, музейные уроки, проектная деятельность, праздники,
совместные мероприятия с родителями, конкурсы, викторины.
Все дела, проводимые в классе, должны быть наглядными и конкретными.
Если ребенок эмоционально не пережИл то, о чем рассказывает учитель,
или то, что он делает сам (участвует ли в озеленении школы, обустройстве
школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в
общественно значимых акциях), то услышанное или сделанное не оставит
глубокого слЕда в его душе. Так, запланированная мной встреча с
ветераном может оставить детей равнодушными. Но если ребята заранее
готовятся к ней (готовят подарки, придумывают вопросы, красочно
оформляют приглашения), она надолго запоминается и дети ее еще долго
вспоминают.
Следует учесть и такую особенность младших школьников, как активность.
Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых
друзей, открытость любому жизненному опыту, огромная энергия детей
этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в
организации нравственно-патриотического воспитания. Дети с удоволь-
ствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения,
трудятся. Работа в группе, общественно значимая и общественно
оцениваемая, очень нравится детям. Представления и чувства, которые
испытывают дети младшего школьного возраста по отношению к своей
стране, к Родине, конечно, меняются и расширяются с годами. Проводя
анкетирование детей в 1 и 2 классе уже можно заметить как оно
изменяется.( слайд- диаграмма)
Поэтому именно в начальной школе надо создавать все условия для того,
чтобы дети росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно
богатыми людьми.
( слайд у Зои и досок)
Конечно это невозможно без поддержания и укрепления школьных
традиций. Визитной карточкой нашей школы является день памяти Зои
Анатольевны Космодемьянской, памятные мероприятия, проводимые у
мемориальных досОк погибших воинов - моего одноклассника Сизикова
Андрея, погибшего в Афганистане в 1984 году Сяськина Олега, и
Пономарева Ильи.-героев чеченской войны. Обо всем этом я тоже
рассказываю своим детям. Учителю не должно быть безразлично, что
происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут
чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою
страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет
направлено в нужное русло. Чувство любви к Родине – это одно из самых
сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А
почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от
нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Хочется, чтобы
мой ученик вырос хорошим человеком, образованным, воспитанным,
порядочным, уважающим старших и своих одноклассников, вырос
интеллектуально-развитым, одним словом, человеком с большой буквы.
Хочется так воспитать своих детей, чтобы они очень любили ту землю, на
которой родились, ту страну, в которой живут, учатся и растут.
И это, я считаю, одна из главных задач учителя, не меньшая, а может быть
даже большая, чем обучение.
Свое выступление хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Кирилла: «Судьба России, её будущее – в руках
педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять:
школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут
передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть
школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью
самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему,
нашему народу и нашему Отечеству»