Напоминание

Способы организации активного обучения в рамках ФГОС


Автор: Ларионова Людмила Михайловна
Должность: учитель истории и культуры санкт-петербурга
Учебное заведение: ГБОУ "Государственный физико-математический лицей №30"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Воспитание гражданственности, нравственно-патриотических качеств у детей школьного возраста
Тема: Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Нравственно - патриотическое воспитание школьников.

Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, должен

стать основой сплочения нации, возрождения духовно-нравственных

устоев, издревле присущих российскому обществу.

В чем реализуется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство

в наших детях, живущих в 21 веке – веке всевозможных гаджетов,

цифрового телевидения, когда во многих молодых современных семьях,

вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются

важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Идет время. меняются

века, года, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви,

свету, красоте, истине.

именно перед учителями возникает вопрос, какими мы хотим видеть своих

учеников? Конечно же, высоко нравственными, готовыми защищать свою

страну, стремиться сделать ее краше, богаче, крепче, счастливее. И все эти

прекрасные чувства в большой степени зависят от того, как они были

заложены в школьные годы.

Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач

нашей школы, ее роль в этом плане невозможно переоценить, сама

атмосфера школы, носящей имя первой женщины Героя Советского Союза-

Зои Анатольевны Космодемьянской пропитана духом патриотизма.

Любовь к родине, любовь к людям – вот два быстрых потока, которые,

сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. А полноводная река берёт

начало с маленьких ручейков, таких как

- любовь к родителям, семье и родному дому;

- любовь к природе, её охрана и изучение;

- любовь к родному городу, своему краю, своей стране;

- знакомство с национальной культурой;

- воспитание чувства национальной гордости;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям, чувство принадлежности к мировому сообществу;

Чувству родины и любви к ней, патриотизму, человек первоначально

обучается в семье. Это чувство «родительского дома» и ложится в основу

любви к Родине, Отчизне. Семья является первой школой понимания

родины, школой воспитания органической верности и привязанности к ней.

Если в семье ребёнок этого не чувствует, то вряд ли он услышит слова

учителя о долге, чести, честности, ответственности. Вот почему главным

условием нравственно - патриотического воспитания детей я считаю тесную

взаимосвязь с родителями, а важной формой работы с родителями считаю

родительское собрание. Уже на самом первом собрании я знакомлю

родителей со словами Макаренко, которые я приводила в качестве

эпиграфа в своем эссе : «Хотите, чтобы были хорошие дети, — будьте

счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши

способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы

настоящим человеческим счастьем». А самое большое счастье для

родителей – это вырастить здоровых и высоконравственных детей. Я

обязательно провожу анкетирование среди родителей (слайд). По итогам

анкетирования совместно с родительским комитетом мы планируем

дальнейшую работу в классе. На таких родительских собраниях как

«Семейные праздники», «Папа, мама, я — читающая семья», «Наш

выходной» пытаюсь донести до сознания родителей, что дети по своей

природе очень впечатлительны, им хочется участвовать в каких-то

событиях, радостных волнениях, что семья должна давать добрую пищу

детскому воображению и чувствам. Детям нужен не только наставник, но и

друг. А дружба не рождается от ежедневных проверок дневников и

морализирования. Дружба крепнет в живом и полезном деле — воскресной

рыбалке, субботнем походе, лыжной прогулке, в совместных семейных

праздниках. ( слайд с родителями) Родители с удовольствием откликаются

на все мои предложения, а чаще всего сами проявляют активность,

придумывая наши совместные мероприятия: прогулки, экскурсии, праздники

или поездки. Они мои большие помощники. Кроме работы с родителями в

своей работе по нравственно- патриотическому воспитанию я использую и

другие формы работы:

- уроки;

- тематические беседы;

- классные часы;

- внеклассные мероприятия;

- проектная деятельность. (слайд)

Очень важно, что нравственно -патриотическое воспитание в начальной

школе заложено буквально в каждом уроке. Начиная с первых дней ребёнка

в школе, через уроки обучения грамоте мы даём представление о Родине, о

столице, о родном городе, дети рисуют картину «Моя семья», подбирают

фотографии, оформляют презентации, в которых рассказывают о своих

семьях. Во время таких бесед и я обязательно рассказываю о своей семье,

о своём детстве, о своих родителях. Мы вспоминаем игры, в которые я

играла в детстве, и в которые сейчас играют мои ученики . Помимо

совместных мероприятий по теме «Семья» я использую еще и проектную

технологию. Дети совместно с родителями участвовали в таких проектах,

как: «Я и моё имя», «История нашей фамилии», «Родословная моей

семьи». К этому занятию привлекаются дедушки и бабушки моих учеников,

сохранившие семейные предания и традиции. Узнавая о своих корнЯх, о

своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю нашей

страны , она становится им ближе и понятнее. Подобная совместная

деятельность заставляет всех членов семьи бережнее относиться к своим

традициям, способствует сохранению семейных связей, вызывает гордость

за свою семью не только у детей, но и у взрослых .

Через уроки окружающего мира, начиная с уже 1 класса, красной нитью

проходит тема «Моя Родина» . На этих уроках дети узнают о символах

нашего государства, о стране, в которой они живут, знакомятся с понятиями

"Родина", «Отечество», "гражданин". Я рассказываю детям о важных

исторических событиях, о героях нашей страны. Именно на уроках

окружающего мира ребята начинают узнавать о том, что каждый человек

имеет свою национальность , а каждый народ — особенный и отличается

языком, культурой, традициями. И конечно, изучая этот предмет, ребята

знакомятся с родной природой.

Все 4 года обучения литературному чтению в начальной школе наш учебник

открывает тема «Устное народное творчество»: потешки, прибаутки,

заклички, сказки. Дети выполняют творческие работы, прекрасным

материалом являются пословицы, поговорки, загадки, притчи. Дополнением

к этому служат картины родной природы, репродукции полотен русских

живописцев.

На уроках русского языка я часто использую дополнительный материал о

природе родного края. Мы записываем с детьми предложения о большой и

малой родине. В минутки чистописания обязательно включаю стихи о

родном крае, о родном городе.

Уроки математики в начальной школе дают представление о развитии

отечественной науки. При составлении задач и в устном счёте я часто

использую дополнительный краеведческий материал, при отработке

вычислительных навыков - задания на расшифровку слов, пословиц,

поговорок, названий сказок и других жанров народного творчества. Важно,

что решая примеры и задачи, ученики приобретают не только предметные

умения и навыки, но и узнают интересные факты, связанные с историей и

культурой нашей страны.

И, конечно, такие учебные предметы, как изобразительная деятельность и

музыка так же развивают творческие способности детей , прививают им

чувство прекрасного, знакомят с национальной культурой. Так из урока в

урок у моих учеников развивается чувство гордости за свою большую и

малую родину, а вместе с тем формируется познавательный интерес,

повышается мотивация к обучению. Всё это позволяет формировать в

процессе обучения нравственно-ориентированного успешного ученика,

патриота своей страны.

Кроме учебной деятельности, нравственно -патриотическое воспитание

младших школьников начинается и с общения с одноклассниками, с верной

дружбы и чувства товарищества. Материалом для моих разнообразных

бесед с детьми служат факты из жизни класса, произведения

художественной литературы, нравственные категории (добро, зло,

справедливость, честность, долг, ответственность) ; происходящие события

в классе, школе, стране; вопросы и проблемы, волнующие детей.

Суть нравственно-патриотического воспитания в том, чтобы посеять и

взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому

и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких

людей, тех, кого зовут соотечественниками. (Слайд про семена) И еще мои

любимые слова- Педагог и садовник! Их цели конечные не в силах никто и

ничто изменить: сеять разумное, доброе, вечное и непременно растить !

Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания

интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить

этого момента и вовлечь каждого ребенка в насыщенную жизнь коллектива,

имеющую социально значимое содержание. В этом возрасте дети

чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения их мало трогают, Поэтому

так важна в начальной школе внеклассная работа ( слайды) я отдаю

предпочтение активным формам и методам работы, таким как: экскурсии по

родному городу, музейные уроки, проектная деятельность, праздники,

совместные мероприятия с родителями, конкурсы, викторины.

Все дела, проводимые в классе, должны быть наглядными и конкретными.

Если ребенок эмоционально не пережИл то, о чем рассказывает учитель,

или то, что он делает сам (участвует ли в озеленении школы, обустройстве

школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в

общественно значимых акциях), то услышанное или сделанное не оставит

глубокого слЕда в его душе. Так, запланированная мной встреча с

ветераном может оставить детей равнодушными. Но если ребята заранее

готовятся к ней (готовят подарки, придумывают вопросы, красочно

оформляют приглашения), она надолго запоминается и дети ее еще долго

вспоминают.

Следует учесть и такую особенность младших школьников, как активность.

Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых

друзей, открытость любому жизненному опыту, огромная энергия детей

этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в

организации нравственно-патриотического воспитания. Дети с удоволь-

ствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения,

трудятся. Работа в группе, общественно значимая и общественно

оцениваемая, очень нравится детям. Представления и чувства, которые

испытывают дети младшего школьного возраста по отношению к своей

стране, к Родине, конечно, меняются и расширяются с годами. Проводя

анкетирование детей в 1 и 2 классе уже можно заметить как оно

изменяется.( слайд- диаграмма)

Поэтому именно в начальной школе надо создавать все условия для того,

чтобы дети росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно

богатыми людьми.

( слайд у Зои и досок)

Конечно это невозможно без поддержания и укрепления школьных

традиций. Визитной карточкой нашей школы является день памяти Зои

Анатольевны Космодемьянской, памятные мероприятия, проводимые у

мемориальных досОк погибших воинов - моего одноклассника Сизикова

Андрея, погибшего в Афганистане в 1984 году Сяськина Олега, и

Пономарева Ильи.-героев чеченской войны. Обо всем этом я тоже

рассказываю своим детям. Учителю не должно быть безразлично, что

происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут

чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою

страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет

направлено в нужное русло. Чувство любви к Родине – это одно из самых

сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А

почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от

нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Хочется, чтобы

мой ученик вырос хорошим человеком, образованным, воспитанным,

порядочным, уважающим старших и своих одноклассников, вырос

интеллектуально-развитым, одним словом, человеком с большой буквы.

Хочется так воспитать своих детей, чтобы они очень любили ту землю, на

которой родились, ту страну, в которой живут, учатся и растут.

И это, я считаю, одна из главных задач учителя, не меньшая, а может быть

даже большая, чем обучение.

Свое выступление хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха

Московского и всея Руси Кирилла: «Судьба России, её будущее – в руках

педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять:

школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут

передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть

школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью

самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему,

нашему народу и нашему Отечеству»



В раздел образования