Напоминание

Использование ИКТ в соответствии с ФГОС


Автор: Ларионова Людмила Михайловна
Должность: учитель истории и культуры санкт-петербурга
Учебное заведение: ГБОУ "Государственный физико-математический лицей №30"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: "Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном пространстве"
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




«Современные образовательные технологии

в учебно-воспитательном пространстве»

Новые образовательные технологии.

Традиционные педагогические технологии были построены на

объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной

технологии учитель основное внимание уделял трансляции готового учебного

содержания. При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее

эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающий рассказ

наглядности. При этом преподнесении учащимся информации, определенной

рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В

связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них

являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый

ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса,

недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.

Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в

процедуре, которую задает применяемая технология. Педагог идет в класс с

готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, но

учащиеся чаще всего в эту деятельность включаются неохотно. Учитель пытается

внушить детям, что эта информация им нужна. Объяснительно-иллюстративные

технологии предписывают учителю особую роль и место в учебном процессе.

Учитель на таких уроках выступает как доминанта, а ученик, играя пассивную

роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению

предписаний учителя (ученик ни за что не отвечает). Учащиеся на уроке

практически ничего не делают, самостоятельно не думают, а просто выполняют

элементарные задания, предписанные учителем. В настоящее время нельзя

говорить об учебном процессе как просто о передаче информации, и роль учителя

совсем не в том, чтобы яснее и понятнее, красочнее, чем в учебнике сообщить эту

информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности

ученика. Необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные

технологии следует использовать в учебном процессе. В концепции При этом

следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения зависит от многих

факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей, подготовленности и

готовности учителя и т.д. Без сомнения, приоритет следует отдавать продуктивным,

творческим, исследовательским, проектным, информационным технологиям, не

отрицая использования и других. Например, технологии критического мышления,

технологии встречных усилий, технологии дифференцированного обучения. К

наиболее актуальным следует отнеститехнологию проблемного

диалога, технологию продуктивного чтения и технологию оценивания

учебных успехов. Почему? Потому что, если соотнести этапы современного урока

и перечень названных педагогических технологий, то можно увидеть, что на

каждом этапе предполагается целостное или частичное использование одной из

них. Следовательно, учитель должен не только в совершенстве знать структуру

урока и уметь его проектировать, он должен в достаточной мере владеть

современными педагогическими технологиями, так как без нужного багажа знаний

и умений правильно организовать свою деятельность и деятельность ученика на

пути к достижению поставленных целей невозможно.

Технология проблемного диалога.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как

учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании

«проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового

материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и

поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока

или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового

знания. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик,

которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе

постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали

противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему.

На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить

гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Подводящий

диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и,

соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки

проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе

поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к

новому знанию. Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип

обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством

специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем

или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е.

сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у

школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию.

Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует

поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное

понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался

сам. В отличие от этого традиционное обучение – это тип обучения,

обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. При этом

постановка проблемы сводится к сообщению учителем темы урока; поиск решения

редуцирован до изложения готового знания, что не гарантирует его понимания

большинством класса.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать

личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы

обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и

обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время

воспитательной деятельности.



В раздел образования