Напоминание

"Толерантность в детском коллективе: проблема или основа взаимодействия"


Автор: Пасюкова Ольга Викторовна
Должность: заместитель начальника по организационно-методической работе
Учебное заведение: ФГБОУ МДЦ "Артек"
Населённый пункт: респ. Крым, пгт.Гурзуф
Наименование материала: статья
Тема: "Толерантность в детском коллективе: проблема или основа взаимодействия"
Раздел: дополнительное образование





Назад




О. В. ПАСЮКОВА

(заместитель начальника по организационно-методической работе

детского лагеря «Лесной»)

Толерантность в детском коллективе: проблема или

основа взаимодействия

Аннотация: Статья посвящена проблеме воспитания и формирования

толерантности у воспитанников детского лагеря в условиях межкультурного

взаимодействия.

Ключевые

слова:

толерантность,

воспитание

толерантности,

формирование

толерантности,

межкультурное

общение, подростковый

период, субъекты воспитательного и образовательного процесса.

Как

привлечь

внимание

детей

к

проблеме

толерантности?

Этим

вопросом задаются как в обществе в целом, так и в условиях детского

оздоровительного лагеря.

Формирование

установок

толерантного

поведения,

веротерпимости,

миролюбия,

противодействие

и

конструктивная

профилактика

различных

видов экстремизма (приверженность крайним взглядам и мерам) имеет для

подрастающего поколения особую актуальность. Толерантность - искусство

жить

рядом

с

непохожим,

способ

решения

конфликтов,

искусство

цивилизованного компромисса. В современных учебных заведениях учатся

дети

разных

национальностей,

из

семей

с

разным

достатком.

Педагогам

необходимо научить детей уважать не только себя, но и людей, не похожих на

них самих, показать им, что главное - это личность, права человека[1].

Важно научиться быть терпимым по отношению друг к другу, что очень

непросто, особенно для ребенка в новом временном коллективе с такими

разными

сверстниками,

с

национальными,

возрастными,

личностными

особенностями.

Именно

по

причине

непонимания,

непринятия

другого

таким, какое он есть, возникают конфликты между детьми в детском лагере, и

даже

между

целыми

отрядами.

Необходимо

научить

ребенка,

с

одной

стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны -

критически

относиться

к

своим

собственным

взглядам.

Воспитание

толерантности

должно

быть

направлено

на

«обучение

и

воспитание

личности, не разделяющей мир на противоположные вещи и предметы, а

объединяющей в себе в единое целое одновременно становясь целостной

личностью, способной принять мир как единство в разнообразии, привнося в

него культуру своего этноса, как принадлежащую человечеству, социуму[3].

В

современном

обществе

происходит

активная

популяризация

межкультурного

общения,

проявления

толерантного

отношения

к

представителям различных народов, культур, путешествия с целью познания

быта,

традиций

и

устройства

мировых

стран.

В

современном

информационном обществе, с целью достижения успеха, у представителя

культурного общества должны быть развиты коммуникативные навыки, что

отражается на умении устанавливать контакт, ведении диалога, установлению

системы взаимоотношений и связей[6].

Толерантность

следует

рассматривать

как

личностную

черту,

проявляющуюся

в

условиях

межкультурного

взаимодействия

временного

детского

объединения.

По

результатам

исследований

у

подростков

были

выявлены наиболее выраженные поведенческие блоки:

1. Неприятие ли непонимание индивидуальности человека: у подростков

возникают

трудности

в

понимании

и

принятии

индивидуальных

особенностей окружающих, что существенно сказывается на выстраивании

конструктивных взаимоотношений.

2.

Стремление

переделать,

перевоспитать

партнера

по

общению:

респонденты могут проявлять инициативу переделать, изменить по своему

желанию

окружающих.

Такая

особенность

свидетельствует

о

том,

что

подростки

часто

склонны

завышать

собственную

личность,

придавать

собственному мнению значимость намного больше, чем она есть на самом

деле. Это с одной стороны характерно для подросткового возраста, но с

другой – является фактором, который негативно влияет на процесс общения с

самыми разными категориями людей.

3. Неумение приспосабливаться к другим участникам общения: подростки

могут плохо приспосабливаться к характерам, привычкам или притязаниям

других

2.

Исходя

из

полученных

данных,

необходимым

является

разработка

и

проведение программы формирования установок толерантного сознания и

поведения

у

воспитанников

детского

лагеря,

которая

способствует

формированию коммуникативных способностей личности, необходимых для

организации

конструктивного

взаимодействия

с

другими

людьми

в

практической деятельности и межличностных отношениях. А также создаст

возможности для более полного самосознания и самоопределения, что в

совокупности

направляет

развитие

индивида

на

путь

формирования

толерантной личности.

Проблема

формирования

и

во спитания

толерантно сти

в

многонациональных подростковых коллективах актуальна в двух аспектах.

Во-первых, в связи со спецификой деятельности возраста - подростковый

период-время активной социализации личности и становления характера. В

данном периоде происходит расширение социальной среды, период, когда

происходит становление социальных отношений. Этот возраст также связан с

проблематикой идентичности и самоидентичности. Во-вторых, в условиях

нарастающей конфликтности в обществе и при заострении межнациональных

отношений, актуальным является вопрос формирования толерантности как

профилактике конфликтов на национальной почве[4].

Самой

актуальным

вопросом

для

подростка

является

общение

со

сверстниками, которое является наибольшей ценностью в данном возрасте,

но

при

этом

подросток

не

во

всех

ситуациях

способен

выразить

свою

уникальность, раскрыть и реализовать свой творческий потенциал. Особенно

эти

трудности

усиливаются,

когда

подросток,

приехав

в

детский

лагерь

попадает в новую, незнакомую социальную среду, в которой необходимо

адаптироваться. Пребывание во временном детском объединении имеет ввиду

обязательное

включение

в

детский

коллектив

со

всеми

его

атрибутами:

многонациональностью,

разницей

в

уровне

воспитанности,

социальном

положении[5].

Развивающая интеллектуальная, учебная, воспитательная деятельность

позволяет

сформировать

многоаспектную

систему

мотивов,

которые

побуждают подростка к личностно значимому общению в отряде и за его

границами.

Воспитание толерантности – важное и общее дело общественных и

государственных институтов, когда объектами воспитания являются дети,

ответственность

в

работе

с

ними

ложится

на

воспитательную

и

образовательную среду и на субъекты воспитательного и образовательного

процесса:

родители,

педагоги

различных

специальностей,

воспитатели

и

вожатые, аниматоры, волонтеры, немаловажную роль оказывает социальная

среда ребенка[1].

Проблема толерантности - одна из самых острых как в обществе в

целом, так и в условиях детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь -

благоприятная

воспитательная

среда,

огромное

поле

деятельности

для

грамотного педагога[2]. В школе у учителей не всегда находится время на

воспитательные

беседы

и

мероприятия,

особенно

на

внеклассные,

творческие, игровые, на те, в которых ученик свободен, мыслить, творить,

выбирать.

Использованная литература

1. Барциц В. В. Межэтнические проблемы в молодежной среде : работа

школы в воспитании патриотизма и профилактике этнонационализма //

География и экология в школе XXI века. - 2007. - N 9. - С. 59-63.

2. Бахчиева О. А. Формирование терпимости - основа духовно-нравственного

развития общества // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2008.

- N 2. - С. 41-43.

3. Вафина Э. Дж. Формирование толерантных отношений у молодежи //

Преподавание истории в школе. – 2004. - N 3. - С. 56-58.

4. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления //

Воспитание школьников. - 2008. - N 3. - С. 15-20.

5. Евдокимова Т. Л. Правовое регулирование толерантности молодежи как

средство противодействия экстремизму // Власть. - 2009. - N 11. - С. 64-66.

6. Касимова, Т.А. Комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию

детей в условиях дополнительного образования / Т.А. Касимова // Начальное

образование : журнал. — 2014 .— №5 .— С. 47-50.



В раздел образования