Автор: Пасюкова Ольга Викторовна
Должность: заместитель начальника по организационно-методической работе
Учебное заведение: ФГБОУ МДЦ "Артек"
Населённый пункт: респ. Крым, пгт.Гурзуф
Наименование материала: статья
Тема: "Толерантность в детском коллективе: проблема или основа взаимодействия"
Раздел: дополнительное образование
О. В. ПАСЮКОВА
(заместитель начальника по организационно-методической работе
детского лагеря «Лесной»)
Толерантность в детском коллективе: проблема или
основа взаимодействия
Аннотация: Статья посвящена проблеме воспитания и формирования
толерантности у воспитанников детского лагеря в условиях межкультурного
взаимодействия.
Ключевые
слова:
толерантность,
воспитание
толерантности,
формирование
толерантности,
межкультурное
общение, подростковый
период, субъекты воспитательного и образовательного процесса.
Как
привлечь
внимание
детей
к
проблеме
толерантности?
Этим
вопросом задаются как в обществе в целом, так и в условиях детского
оздоровительного лагеря.
Формирование
установок
толерантного
поведения,
веротерпимости,
миролюбия,
противодействие
и
конструктивная
профилактика
различных
видов экстремизма (приверженность крайним взглядам и мерам) имеет для
подрастающего поколения особую актуальность. Толерантность - искусство
жить
рядом
с
непохожим,
способ
решения
конфликтов,
искусство
цивилизованного компромисса. В современных учебных заведениях учатся
дети
разных
национальностей,
из
семей
с
разным
достатком.
Педагогам
необходимо научить детей уважать не только себя, но и людей, не похожих на
них самих, показать им, что главное - это личность, права человека[1].
Важно научиться быть терпимым по отношению друг к другу, что очень
непросто, особенно для ребенка в новом временном коллективе с такими
разными
сверстниками,
с
национальными,
возрастными,
личностными
особенностями.
Именно
по
причине
непонимания,
непринятия
другого
таким, какое он есть, возникают конфликты между детьми в детском лагере, и
даже
между
целыми
отрядами.
Необходимо
научить
ребенка,
с
одной
стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны -
критически
относиться
к
своим
собственным
взглядам.
Воспитание
толерантности
должно
быть
направлено
на
«обучение
и
воспитание
личности, не разделяющей мир на противоположные вещи и предметы, а
объединяющей в себе в единое целое одновременно становясь целостной
личностью, способной принять мир как единство в разнообразии, привнося в
него культуру своего этноса, как принадлежащую человечеству, социуму[3].
В
современном
обществе
происходит
активная
популяризация
межкультурного
общения,
проявления
толерантного
отношения
к
представителям различных народов, культур, путешествия с целью познания
быта,
традиций
и
устройства
мировых
стран.
В
современном
информационном обществе, с целью достижения успеха, у представителя
культурного общества должны быть развиты коммуникативные навыки, что
отражается на умении устанавливать контакт, ведении диалога, установлению
системы взаимоотношений и связей[6].
Толерантность
следует
рассматривать
как
личностную
черту,
проявляющуюся
в
условиях
межкультурного
взаимодействия
временного
детского
объединения.
По
результатам
исследований
у
подростков
были
выявлены наиболее выраженные поведенческие блоки:
1. Неприятие ли непонимание индивидуальности человека: у подростков
возникают
трудности
в
понимании
и
принятии
индивидуальных
особенностей окружающих, что существенно сказывается на выстраивании
конструктивных взаимоотношений.
2.
Стремление
переделать,
перевоспитать
партнера
по
общению:
респонденты могут проявлять инициативу переделать, изменить по своему
желанию
окружающих.
Такая
особенность
свидетельствует
о
том,
что
подростки
часто
склонны
завышать
собственную
личность,
придавать
собственному мнению значимость намного больше, чем она есть на самом
деле. Это с одной стороны характерно для подросткового возраста, но с
другой – является фактором, который негативно влияет на процесс общения с
самыми разными категориями людей.
3. Неумение приспосабливаться к другим участникам общения: подростки
могут плохо приспосабливаться к характерам, привычкам или притязаниям
других
2.
Исходя
из
полученных
данных,
необходимым
является
разработка
и
проведение программы формирования установок толерантного сознания и
поведения
у
воспитанников
детского
лагеря,
которая
способствует
формированию коммуникативных способностей личности, необходимых для
организации
конструктивного
взаимодействия
с
другими
людьми
в
практической деятельности и межличностных отношениях. А также создаст
возможности для более полного самосознания и самоопределения, что в
совокупности
направляет
развитие
индивида
на
путь
формирования
толерантной личности.
Проблема
формирования
и
во спитания
толерантно сти
в
многонациональных подростковых коллективах актуальна в двух аспектах.
Во-первых, в связи со спецификой деятельности возраста - подростковый
период-время активной социализации личности и становления характера. В
данном периоде происходит расширение социальной среды, период, когда
происходит становление социальных отношений. Этот возраст также связан с
проблематикой идентичности и самоидентичности. Во-вторых, в условиях
нарастающей конфликтности в обществе и при заострении межнациональных
отношений, актуальным является вопрос формирования толерантности как
профилактике конфликтов на национальной почве[4].
Самой
актуальным
вопросом
для
подростка
является
общение
со
сверстниками, которое является наибольшей ценностью в данном возрасте,
но
при
этом
подросток
не
во
всех
ситуациях
способен
выразить
свою
уникальность, раскрыть и реализовать свой творческий потенциал. Особенно
эти
трудности
усиливаются,
когда
подросток,
приехав
в
детский
лагерь
попадает в новую, незнакомую социальную среду, в которой необходимо
адаптироваться. Пребывание во временном детском объединении имеет ввиду
обязательное
включение
в
детский
коллектив
со
всеми
его
атрибутами:
многонациональностью,
разницей
в
уровне
воспитанности,
социальном
положении[5].
Развивающая интеллектуальная, учебная, воспитательная деятельность
позволяет
сформировать
многоаспектную
систему
мотивов,
которые
побуждают подростка к личностно значимому общению в отряде и за его
границами.
Воспитание толерантности – важное и общее дело общественных и
государственных институтов, когда объектами воспитания являются дети,
ответственность
в
работе
с
ними
ложится
на
воспитательную
и
образовательную среду и на субъекты воспитательного и образовательного
процесса:
родители,
педагоги
различных
специальностей,
воспитатели
и
вожатые, аниматоры, волонтеры, немаловажную роль оказывает социальная
среда ребенка[1].
Проблема толерантности - одна из самых острых как в обществе в
целом, так и в условиях детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь -
благоприятная
воспитательная
среда,
огромное
поле
деятельности
для
грамотного педагога[2]. В школе у учителей не всегда находится время на
воспитательные
беседы
и
мероприятия,
особенно
на
внеклассные,
творческие, игровые, на те, в которых ученик свободен, мыслить, творить,
выбирать.
Использованная литература
1. Барциц В. В. Межэтнические проблемы в молодежной среде : работа
школы в воспитании патриотизма и профилактике этнонационализма //
География и экология в школе XXI века. - 2007. - N 9. - С. 59-63.
2. Бахчиева О. А. Формирование терпимости - основа духовно-нравственного
развития общества // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2008.
- N 2. - С. 41-43.
3. Вафина Э. Дж. Формирование толерантных отношений у молодежи //
Преподавание истории в школе. – 2004. - N 3. - С. 56-58.
4. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления //
Воспитание школьников. - 2008. - N 3. - С. 15-20.
5. Евдокимова Т. Л. Правовое регулирование толерантности молодежи как
средство противодействия экстремизму // Власть. - 2009. - N 11. - С. 64-66.
6. Касимова, Т.А. Комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию
детей в условиях дополнительного образования / Т.А. Касимова // Начальное
образование : журнал. — 2014 .— №5 .— С. 47-50.