Напоминание

Эффективный метод изучения расположения нот на грифе гитары


Автор: Мазулина Светлана Альбертовна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: ГБУДО "Детская музыкальная школа имени А.Н. Александрова"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Эффективный метод изучения расположения нот на грифе гитары
Раздел: дополнительное образование





Назад




Эффективный

метод изучения расположения нот на грифе гитары

Знание нот необходимо каждому человеку, играющему на музыкальном

инструменте.

Нотная

запись

подобна

алфавиту,

поскольку

нота

это

графическое изображение звука.

Г.М. Коган в свое книге «Работа пианиста» пишет (стр.6): «Раньше, чем

приняться

за

разучивание

начальных

или

каких-либо

следующих

тактов,

пианист, скрипач, виолончелист должен ознакомиться с произведением в

целом, проиграть его, создать себе известное представление о его характере и

построении, вызвать к жизни первоначальную наметку, «рабочую гипотезу»

исполнительского

замысла,

плана

интерпретации».

Естественно,

все

это

невозможно осуществить без навыков чтения нотного текста, а значит, без

знания нот.

Разучивание расположения нот на грифе гитары должно быть неразрывно

связано с практикой игры на инструменте. Уже буквально на первом уроке

нужно объяснить учащемуся принцип расположения нот на нотном стане.

Нотный стан – 5 линеек, на которых и между которыми последовательно

записываются ноты. Таким образом, максимально можно записать 11 нот.

Скрипичный ключ, как известно, графически указывает на «ключевую» ноту

«соль» первой октавы - его завиток огибает вторую линейку нотного стана:

Далее заполняем все линейки нотного стана и промежутки между ними

нотами, а также используем дополнительные линейки сверху и снизу нотного

стана, чтобы получить звукоряд более двух октав. Необходимо сопоставить

получившийся

звукоряд

с

клавиатурой

фортепиано.

Клавиатура,

конечно,

длиннее, но как раз она являет собой наглядный пример расположения звуков

относительно друг друга. Каждый знает, что нот всего семь, но каждый раз

они повторяются на клавиатуре на разной высоте, то есть в разных октавах.

Зная последовательность нот до-ре-ми-фа-соль-ля-си, учащийся сам может

определить, где какая нота на изображённом звукоряде, отталкиваясь от ноты

«соль» первой октавы, на которую указывает скрипичный ключ:

В

данном

звукоряде

теперь

необходимо

выделить

ноты,

которые

соответствуют строю гитары – преподаватель может подчеркнуть их или

обвести, а также выписать их отдельно:

Познакомив учащегося со строем гитары, преподавателю необходимо сразу

применить данные знания на практике и записать нотами все возможные

упражнения для правой руки, с постановки которой и начинается обучение

игре

на

инструменте.

Играя

упражнения

по

нотам,

учащийся

быстро

запомнит

ноты,

обозначающие

открытые

струны

инструмента,

а

также

аппликатуру правой руки: большой палец – p, указательный – i, средний – m,

безымянный – a. Например:

Поработав с упражнениями для правой руки и выучив строй гитары,

ученик приступает к игре двумя руками и преподаватель объясняет принцип

расположения

нот

на

грифе.

Считаю,

что

при

объяснении

нужно

также

отталкиваться от фортепианной клавиатуры, как это происходит и на уроках

сольфеджио, что, с одной стороны, укрепляет связь между предметами, а с

другой,

как

уже

говорилось,

на

примере

клавиатуры

фортепиано

легко

продемонстрировать расположение нот относительно друг друга и расстояния

между ними.

Учащегося необходимо познакомить с понятиями «тон» и «полутон»,

характеризующими расстояния между двумя соседними звуками. Полутон в

европейской музыкальной системе является наименьшим расстоянием между

двумя звуками. Тон состоит из двух полутонов. Если между двумя соседними

белыми клавишами есть чёрная, то расстояние между звуками – тон, если нет

(«ми-фа»,

«си-до»)

то

полутон.

Также

полутоновое

соотношение

существует между белой и соседней чёрной клавишами.

Обращаясь к гитаре, преподавателю необходимо подчеркнуть, что гриф

инструмента

поделён

при

помощи

металлических

порожков

на

лады

и

каждый лад равен расстоянию в полутон. При этом, поскольку прижимая

струну пальцами левой руки, исполнитель меняет длину её колеблющейся

части (делает её короче), звук становится выше. Следовательно, прижимая

струну, мы можем получить только звуки, которые располагаются выше по

звукоряду

от

тона

открытой

струны.

Опираясь

на

данные

понятия,

преподаватель должен вместе с учащимся записать расположение нот на

первых ладах грифа на каждой струне. Например, рассмотрим первую струну

«ми».

Путём

прижатия

данной

струны,

можно

получить

звуки,

которые

находятся только выше ноты «ми»: «фа», «соль», «ля», «си» и так далее.

Сначала

рассматриваем

расстояние

между

ближайшими

звуками

«ми»

и

следующим

за

ним

по

звукоряду

«фа»

-

оно

составляет

полутон,

следовательно, нота «фа» на первой струне инструмента находится на первом

ладу. Между «фа» и следующим за ним по звукоряду «соль» расстояние тон

(два полутона), значит нота «соль» должна располагаться на третьем ладу.

Следуя данным рассуждениям, рассматривается каждая струна. Вникнув в

принцип

расположения

нот

в

зависимости

от

расстояний

между

ними,

учащийся сможет уже сам определить, где какая нота на остальных струнах.

Ниже приводится таблица расположения нот на протяжении всего грифа, но

на уроке достаточно и желательно рассмотреть расположение нот только на

первых его ладах – можно ограничиться тремя ладами и этого для начального

формирования навыка чтения нот с листа будет достаточно. Конечно, при

этом

учащегося

нужно

также

познакомить

с

таким

понятием,

как

длительности нот: целая, половинная, четвертная, восьмая и т.д.

Как уже говорилось, разучивание расположения нот на грифе гитары

должно быть неразрывно связано с практикой игры на инструменте. Для

чтения

нот

с

листа

может

подойти

любой

сборник

для

начинающих,

содержащий простые одноголосные мелодии, которые можно исполнить на

первых трёх ладах инструмента, например, «Юный гитарист» В. Калинина.

Чтобы учащийся быстрее усвоил материал, сначала рекомендуется давать

читать ему с листа произведения, которые можно исполнить на первых трёх

струнах

инструмента.

В

процессе

усвоения

материала

задействованы

несколько видом памяти: зрительная, слуховая, двигательная, и учащийся,

как

правило,

быстро

осваивает

материал.

Далее

приступаем

к

чтению

произведений, которые можно сыграть на басовых струнах инструмента.

Освоению навыков чтения с листа достаточно уделять около трети урока,

посвящая

остальное

время

посадке,

постановке

рук

и

ознакомлению

с

намеченной преподавателем программой.

Считаю, что при формировании начальных навыков чтения нот с листа в

начале

грифа,

для

записи

упражнений,

аккордов

в

высоких

позициях

(например, в V-VII) можно и нужно использовать табулатуры, которые тоже

необходимо

научиться

читать.

Но

увлекаться

записью

произведений

при

помощи

табулатур

и

организовывать

продолжительный

донотный

период

недопустимо, так как у учащегося может сформироваться психологический

барьер и отношение к нотному тексту, как к чему-то невероятно сложному, в

то время как для того, чтобы научиться играть по нотам требуется 3-4 урока.

Литература

1.

Коган Г. Работа пианиста – М.: Классика XXI, 2004. – 204 с.

2.

Калинин В. Юный гитарист – Москва: Издательство «Музыка», 2003 г.

3.

Гитман

А.Ф.

Донотный

период

начального

обучения

гитариста

Москва: Престо, 2003.



В раздел образования