Напоминание

Организация образовательного процесса с использованием индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении


Автор: Павлова Наталия Андреевна
Должность: логопед, дефектолог
Учебное заведение: Центр логопедии и дефектологии "Парус"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Организация образовательного процесса с использованием индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении
Раздел: начальное образование





Назад




Организация

образовательного

процесса

с

использованием

индивидуальных

образовательных

маршрутов

для

младших

школьников

,

испытывающих

трудности

в

обучении

Важнейшей

составляющей

новой

технологии

стал

личностно-

ориентированный подход: ориентация на среднего ученика уступает место

индивидуальному подходу. И здесь нельзя не сказать о том, что в первую

очередь,

в

индивидуальном

подходе

нуждаются

младшие

школьники,

испытывающие

лич но стные,

регуля тивные,

п о з н а в а т е л ь н ы е ,

коммуникативные психомоторные или комплексные трудности в обучении.

С этой категорией детей возникает больше всего проблем у учителя: от

нехватки

знаний

по

этой

проблеме,

до

неразработанности

методических

пособий по организации индивидуальной помощи. Вследствие чего младшие

школьники нарушают дисциплину, многие из них начинают часто болеть.

Именно таких детей, после обучения в первом классе, учителя рекомендуют

перевести в коррекционный класс. Такого крайнего шага можно избежать или

предупредить,

при

условии

включения

в

процесс

обучения

работу

по

индивидуальным образовательным маршрутам.

Рассмотрим основные особенности организации процесса обучения с

использованием индивидуальных образовательных маршрутов для младших

школьников, испытывающих трудности. За основу минимальной единицы

коррекции

берётся

блок

уроков,

включающий

все

типы

уроков.

Индивидуальный образовательный маршрут может использоваться во всех

предметных областях (обучение грамоте, русский язык, литературное чтение,

математика, окружающий мир), на всех типах уроков и на любом из его

этапов.

Исходной точкой выделения каждого этапа урока будем считать его

дидактическую задачу, а заключительной - результат этого этапа, являющийся

промежуточным по отношению к основной цели учебного занятия.

Перечислим наиболее характерные этапы учебного занятия, которые

исчерпывают

целостный

процесс

обучения

младших

школьников,

испытывающих трудности в обучении.

Прежде всего, это этап организации направленного внимания на начало

учебного занятия, что очень важно для группы учащихся, испытывающих

коммуникативные

трудности

в

обучении.

Часто

это

дисциплинарные

моменты, связанные с приветствием учителя, со знакомством с гостями,

присутствующими на уроке, с предупреждением о необходимости соблюдать

правила безопасности при работе с инструментами или проведении опытов.

Иногда

в

начале

урока

раздаются

необходимые

учебные

пособия,

организуются места для групповой работы. Этот этап занимает, как правило,

не более двух минут. Его продолжительность меняется в сторону уменьшения

по

мере

уровня

организационной

культуры

детей,

испытывающих

затруднения.

Формулировка цели этапа: организовать направленное внимание на

начала урока младших школьников, испытывающих трудности в обучении.

Следует

назвать

этап

мотивации

и

целеполагания,

задача

которого

осознание школьниками основной цели урока в общей системе учебных

занятий

по

изучаемой

теме.

Данный

этап

особенно

важен

для

младших

школьников,

испытывающих

регулятивные

трудности

в

обучении.

Продолжительность его также невелика (не более двух минут). На этом этапе

учителю

необходимо

стремиться

к

тому,

чтобы

ученики

самостоятельно

формулировали

тему

и

задачу

урока,

высказывали

предположение

о

содержании урока, исходя из названия параграфа. Вначале целесообразно

проводить

такую

работу

в

совместной

деятельности

учителя

и

ребёнка

(составлять примерный план урока, намечать ожидаемый результат к концу

урока).

Формулировка цели этапа: сформировать представления детей о том,

что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Легко выделить на уроке этап актуализации знаний - при создании,

которого

возникает

необходимость

получения

новых

знаний

и

воспроизведение

(повторение)

системы

опорных

понятий

или

ранее

усвоенных

способов

действий,

достаточных

для

восприятия

нового

материала

школьниками.

Данный

этап

очень

важен

для

детей,

испытывающих познавательные трудности в обучении. Этап актуализации

может занимать до десяти минут урока. Цель этого этапа (это не всегда

начало урока) - создать условия для младших школьников, испытывающих

трудности в обучении для дальнейшего успешного усвоения новых знаний

или

способов

действий.

Формулировка

цели

этапа:

повторить

понятия,

правила, алгоритмы, способы использования алгоритмов.

На уроке, цель которого получение новых знаний или усвоения новых

способов действий, этап изучения и объяснения нового материала может

быть

доминирующим

и,

соответственно,

занимать

наибольший

объем

времени.

При объяснении нового материала для данной категории детей учитель

может

не

один

раз

обратить

внимание

учащихся

на

ранее

изученный

материал. В этом случае актуализация знаний не этап урока, а лишь рабочий

момент этапа объяснения нового материала.

Формулировка

целей

этапа:

формировать

понятие,

формировать

представление, формировать способность к работе с оглавлением учебника и

т. д.

Этап первичного закрепления знаний, как правило, переходит в этап

включения нового содержания в систему ранее усвоенных знаний. На этом

этапе

для

младших

школьников,

испытывающих

трудности

в

обучении

вначале необходимо организовать закрепление репродуктивного характера.

На

этом

этапе

можно

использовать

групповую

и

парную

работу,

дифференцируя младших школьников, испытывающих трудности в обучении

по сходным проблемам. Формулировка целей этапа: формирование навыков

использования

алгоритмов,

правил,

формирование

навыка

работы

с

оглавлением учебника, с иллюстрациями учебника, со словарями учебника и

т. д.

Формирование умений и навыков в условиях использования нового

содержания

совместно

с

ранее

изученным

материалом

частично

решает

задачи этапа повторения ранее изученного материала и этапа закрепления

нового

материала.

Формулировка

целей

этапов:

закрепить,

повторить,

продолжить формирование. На этом этапе важно дать возможность младшим

школьникам,

испытывающим

трудности

в

обучении

самостоятельно

поработать.

Особенно

это

необходимо

младшим

школьникам

с

познавательными,

регулятивными

и

коммуникативными

трудностями

в

обучении.

Урок, посвященный контролю за результатами деятельности учащихся

или за ходом усвоения нового материала может быть как отдельным этапом,

так

и

входить

во

все

этапы

урока.

Формулировка

цели

этапа:

проконтролировать умение учеников использовать различные термины при

устных ответах, проверить умение учеников использовать ранее изученное

правило

в

новых

условиях

и

т.

д.

Младшие

школьники,

испытывающие

трудности в обучении на этапе контроля могут получать от учителя или

консультанта помощь или учитель может организовать отдельную работу с

таким ребёнком по индивидуальному образовательному маршруту.

В последнее время выделяется этап рефлексии, который предполагает

не только фиксацию содержания, изученного на уроке, но и определение со

стороны учениками тех знаний и умений, которых им не хватает для решения

новых проблем, а также оценка личного вклада в результативность урока. 

Формулировка

цели

этого

эт апа:

формирование

л и ч н о й

ответственности за результаты своего труда.

Особая значимость на уроке начальной школы имеет этап физической

разрядки. Статические нагрузки в процессе урока приводят к переутомлению

младших

школьников.

Если

учитель

опаздывает

с

этим

этапом,

дети

самостоятельно реализуют «свое право на смену динамических поз»: они

старательно тянут руку вверх, хотя не знают верного ответа, «болтают»

ногами,

качаются

на

стуле,

вертят

в

руках

линейку,

роняют

со

стола

и

поднимают с пола ручки, учебники, тетради и т. д.

Необходимость

этапа

физической

разрядки

в

условиях

резкого

понижения двигательной активности ребенка в процессе урока является его

обязательным

элементом.

Формирование

целей

этапа:

смена

вида

деятельности.

Следует

помнить,

что

младшим

школьникам

с

личностными

и

психомоторными

трудностями

не

следует

на

этапе

физической

разрядки

предлагать активные физкультминутки, сопровождающиеся музыкой.

При

использовании

на

уроке

индивидуальных

образовательных

маршрутов обозначим, что от типа урока зависит, какие этапы урока войдут в

его

структуру.

Хотя,

нужно

отметить,

что

есть

постоянные

этапы

урока

(организационный момент, постановка цели урока в начале или в процессе

урока,

контроль

за

процессом

и

результатом

учебной

деятельности

школьников)

и

переменные

(первичное

восприятие

и

усвоение

нового

теоретического

учебного

материала

(правил,

понятий,

алгоритмов

и.т.д.),

самостоятельное,

творческое

использование

сформированных

умений

и

навыков,

применение

теоретических

положений

в

условиях

выполнения

упражнений и решения задач, обобщение усвоенного и включение его в

систему ранее усвоенных ЗУНов).

Говоря об этапе рефлексии, следует учесть, что сформировать личную

ответственность за результаты своей деятельности у ребёнка в начальной

школе сложно, а для детей, имеющих трудности в обучении, затруднено.

Поэтому на этап рефлексии использование индивидуальных образовательных

маршрутов следует использовать постоянно.

Отдельно необходимо поговорить об этапе актуализации знаний. Для

успешно обучающихся младших школьников, актуализацию знаний не всегда

необходимо выделять в отдельный этап, скорее это будет рабочий момент, но

что касается детей, испытывающих трудности в обучении, для них этап

актуализации

является

одним

из

постоянных

этапов

урока,

т.к.

не

актуализируя знания, умения, навыки, способы деятельности, такой ребёнок

не сможет дальше выполнять учебную задачу.

Рассмотрим типы урока и структурные элементы, во время которых

можно использовать индивидуальные образовательные маршруты.

На

комбинированном

уроке

сложнее

всего

и с п ол ь з о ват ь

индивидуальный образовательный маршрут, так как на таком уроке решается

сразу несколько дидактических задач.

Рассмотрим, как можно использовать на отдельных этапах (звеньях)

различных типов урока индивидуальный образовательный маршрут:

Этап целеполагания. На этом этапе необходимо совместно с ребёнком,

испытывающим трудности в обучении, составить план работы на урок и

поставить конкретную цель, которую к концу урока ребёнок попытается

выполнить. В начале первого класса такая работа осуществляется совместно

с

учителем,

позднее

ребёнок

пробует

выполнять

такую

работу

самостоятельно.

Формулировка цели этапа: учить ставить конкретную цель на один

урок, составлять план деятельности (работа по алгоритму).

Этап актуализации знаний. Этот этап необходим для детей, имеющих

трудности

в

обучении,

так

как

обеспечить

усвоение

нового

материала

возможно

только

на

основе

уже

изученного.

Формулировка

цели

этапа:

повторить понятие, правило, алгоритм, способ использования алгоритма.

Такую работу можно осуществлять индивидуально с ребёнком, или

использовать парную и групповую работу. (Например, «Расскажи соседу по

парте»).

Этап изучения и объяснения нового материала. При объяснении нового

материала работа идёт совместно с учителем или по чётко составленному

алгоритму (плану). Всё что делается ребёнком, сразу же проговаривается им

же. Такая работа является первым шагом к самостоятельной работе. Как

только ученик успешно выполняет совместную работу, необходимо давать

ему работать самостоятельно, в паре, и только потом в группе.

Формулировка целей этапа: учить работе по алгоритму, проговаривать

все этапы работы, своими словами давать формулировку новых понятий,

правил.

Этап первичного закрепления знаний. На этом этапе ребёнок пробует

выполнить действие по образцу (репродуктивный уровень заданий) вначале

совместно

с

учителем,

консультантом,

затем

самостоятельно.

Возможно

использовать

работу

в

паре,

группе:

по

взаимопроверке,

оценке

работ

одноклассников

и

самооценке.

Формулировка

целей

этапа:

выполнить

действие

по

образцу,

используя

теоретические

знания,

общепредметные

знания, умения, навыки и способы деятельности, а также универсальные

учебные действия.

Этап

формирования

умений

и

навыков.

Начинается

такая

работа

с

повторения

уже

изученного

материала

и

отработке

основных

умений,

навыков

и

способов

деятельности

в

условиях

использования

нового

содержания

совместно

с

ранее

изученным

материалом.

На

этом

этапе

предусматривается как самостоятельная работа, так и работа совместно с

учителем, консультантом или с соседом по парте.

Формулировка

целей

этапов:

закрепить,

повторить,

продолжить

формирование предметных и общепредметных знаний умений, навыков и

способов деятельности, а также универсальных учебных действий.

Этап контроля за результатами деятельности учащихся. Обязательно

проводить как промежуточный контроль за выполнением учебной работы,

так и контроль при подведении итогов урока. (Достигнута ли цель урока? Что

получилось,

а

что

нет?)

Формулировка

цели

этапа:

в

течение

урока:

правильность

работы

по

алгоритму;

в

конце

урока:

самооценка,

что

достигнуто

за

урок.

Такая

работа

в

начальной

школе

является

пропедевтической по формированию рефлексивной деятельности.

Этап физической разрядки. Для данной категории детей физическая

разрядка обязательно должна присутствовать на уроке не менее двух раз.

Формирование целей этапа: смена вида деятельности, снятие физического и

эмоционального напряжения.

Часто в одном классе встречаются дети, испытывающие трудности

одного вида или сразу нескольких видов (комплексные трудности). В данном

случае необходимо использовать дифференцированный подход. Именно этих

детей можно объединять при работе в паре, группе. Следует учесть, что с

младшими

школьниками,

испытывающими

трудности

в

общении

(коммуникативные) преимущество отдается совместной деятельности детей с

учителем, и только потом парной и коллективной деятельности.

Таким

образом,

можно

сделать

вывод,

что

использование

индивидуальных

образовательных

маршрутов

для

младших

школьников,

испытывающих

трудности

в

обучении

позволяет

своевременно

корригировать и (или) минимизировать трудности в обучении, обеспечивая

квалифицированную коррекционно-развивающую работу учителя на уроке.



В раздел образования