Автор: Мустаева Альфия Фидаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с НОДА
Населённый пункт: г. Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Деятельностный подход в обучении детей с умственной отсталостью"
Раздел: среднее профессиональное
Мустаева Альфия Фидаевна, учитель ГБОУ
Уфимская коррекционная школа-интернат №13
для обучающихся с НОДА
«Деятельностный подход в обучении детей с умственной отсталостью»
Содержание
1.
Введение. 3
Актуальность вопроса, цель, задачи работы, методы
исследования.
2.
Основная часть.
2.1.
Деятельностный подход в образовании. 4-5
2.2.
Особенности обучения детей с интеллектуальными
нарушениями. 5-7
2.3.
Структура урока, основанного на деятельностном
подходе, особенности некоторых его этапов,
методические рекомендации. 7-9
3.
Заключение. 9-10
4
1.Введение.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от
человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения
сложных
вопросов,
проявляя
гибкость
и
творчество,
не
теряться
в
ситуации
неопределенности, уметь налаживать коммуникации с разными людьми. Целями школьного
образования,
которые
ставят
перед
школой
государство,
общество
и
семья,
помимо
приобретения
определенного
набора
знаний
и
умений,
являются
раскрытие
и
развитие
потенциала
ребенка,
создание
благоприятных
условий
для
реализации
его
природных
способностей. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором
современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в
самостоятельной жизни. Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема
знаний,
а
в
том,
чтобы
научить
детей
учиться.
Для
их
решения
требуются
новые
педагогические технологии, подходы, эффективные формы организации образовательного
процесса, активные методы обучения. Этой задаче соответствует деятельностный подход в
обучении,
обеспечивающий
системное
включение
детей
в
учебно-познавательную
деятельность. На деятельностном подходе базируется идеология ФГОС.
Положение о единстве закономерностей нормального и аномального развития,
подчеркиваемое
Л.С.
Выготским,
дает
основание
полагать,
что
концепция
развития
нормального ребенка в общем может быть использована при трактовке развития умственно
отсталых детей [6]. Это позволяет говорить об идентичности факторов, воздействующих на
развитие нормального и умственно отсталого ребенка [5].
Все сказанное придает особую
актуальность
вопросам,
связанным
с
деятельностным
подходом
в
обучении
умственно-
отсталых школьников.
Цель работы: показать важность, возможность, необходимость деятельностного подхода в
обучении детей с интеллектуальными нарушениями.
Задачи: раскрыть суть деятельностного подхода в обучении; показать особенности
обучения детей с интеллектуальными нарушениями; представить структуру урока на основе
деятельностного подхода, методические рекомендации.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы, нормативно –
правовых документов по теме работы; изучение и анализ педагогической деятельности своей
и коллег.
3
2. Основная часть.
2.1. Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его
сознания
и
его
личности
в
целом.
Это
есть
«деятельностный
подход»
в
образовании,
разработанный в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина,
П.Я. Гальперина,
В.В. Давыдова.
При данном подходе к обучению основным элементом работы обучающихся становится
освоение
деятельности,
особенно
новых
видов
деятельности:
учебно-исследовательской,
поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае знания становятся следствием
усвоения
способов
деятельности.
Из
пассивного
потребителя
знаний
обучающийся
становится субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком
подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей [2].
Как пишет Л.С. Выготский, «в основу процесса должна быть положена личная
деятельность
ученика…». Ведь
именно
в
деятельности
ученик
осваивает
новое
и
продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он
завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности. Он пробует
различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою
познавательную
сферу,
приобретает
новую
пищу
для
мышления,
осваивает
некоторые
социальные действия. Для обучающегося его деятельность есть не просто и не столько
учебная. Это настоящая жизнедеятельность [4].
В теории учебной деятельности с позиции её субъекта выделяются действия
целеполагания, программирования, планирования, контроля, оценивания. Функция учителя
при
деятельностном
подходе
проявляется
в
деятельности
по
управлению
процессом
обучения.
Для успешного протекания учебной деятельности необходимо целенаправленное
развитие учебно-познавательных мотивов. Это сохраняет у детей устойчивый интерес к
учению, приносит радость, удовольствие и успех.
На уроке мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который
требуется найти ответ. Эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, она должна
быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. Это – постановка учебной задачи,
или, создание проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом
виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть
возможность создать ситуацию поиска…» [3].
Необходимым условием деятельностного подхода является выявление и освоение
школьниками способа действия для осознанного применения знаний (для формирования
4
осознанных умений). Как пишет Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения
состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть
выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это
всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий». При этом усилия
направляют на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении
общего для многих случаев способа действия.
2.2.
У детей с интеллектуальными нарушениями
отмечается недостаточный уровень
познавательной
активности,
незрелость
мотивации
к
учебной
деятельности,
сниженный
уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных
форм, методов и приёмов обучения является необходимостью в работе учителя.
Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на
процесс
самостоятельного
добывания
знаний,
исследования
фактов,
выявления
ошибок,
формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам
уровне и с помощью учителя.
Для активизации деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями можно
использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней
изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети
выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при
изучении
любой
темы
с
целью
проверки
знаний
учащихся,
выявления
пробелов
в
пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна
работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания
кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения
данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно
ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов
изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в
конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для
оказания помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется
для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального
5
состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности
(после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5.
Использование
презентации
и
фрагментов
презентации
по
ходу
занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать
работу
учителя
более
продуктивной
и
эффективной.
Использование
ИКТ
органично
дополняет
традиционные
формы
работы,
расширяя
возможности
организации
взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование
программы
создания
презентаций
представляется
очень
удобным.
На
слайдах
можно
разместить
необходимый
картинный
материал,
цифровые
фотографии,
тексты;
можно
добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой
организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
Это
позволяет
сформировать
устойчивые
визуально-кинестетические
и
визуально-
аудиальные
условно-рефлекторные
связи
центральной
нервной
системы.
В
процессе
коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в
дальнейшем
и
самоконтроль
за
своей
речью.
Мультимедийные
презентации
привносят
эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребёнка. Благодаря
последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять
упражнения более внимательно и в полном объеме.
6. Активные методы рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как
учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и
осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные). Данные
виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При выборе того
или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного
материала,
тип
занятия,
способы
и
методы
обучения,
возрастные
и
психологические
особенности учащихся.
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия
настроения и эмоционального состояния. Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным
на
сегодняшний
момент
считается
обозначение
видов
заданий
или
этапов
занятия
картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце
6
занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся,
наиболее
удачный
для
ребёнка
этап
занятия,
прикрепив
к
нему
свою
картинку.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени
стимулируют познавательную деятельность учащихся с интеллектуальными нарушениями.
2.3. Структура урока, основанного на деятельностном подходе, особенности некоторых его
этапов, методические рекомендации
1.Организационный момент
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому
что могу».
- У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Учитель
включает детей в деятельность. Происходит выделение содержательной области.
Приёмы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг
другу удачи;
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети
высказываются;
- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
- самопроверка домашнего задания по образцу.
Настраивание детей на работу, проговаривание с ними плана урока («потренируемся в
решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем
самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)
II. Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и
выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
2. Возникновение проблемной ситуации.
- актуализация знаний и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
- создание проблемной ситуации;
- выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и
цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым
материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи,
мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III. Постановка учебной задачи
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);
7
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы
урока.
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог,
подводящий к теме диалог.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения.
- Способы: диалог, групповая или парная работа:
- Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог,
- организация самостоятельной исследовательской деятельности;
- выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого
под руководством учителя, пытаются выразить своими словами.
Подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов
действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода
математических правил на язык образов.
V. Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
- Способы: фронтальная работа, работа в парах;
- Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение
продуктивных заданий.
- выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в процессе первичного
закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в
громкой речи.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
- Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
- Выполняется письменно;
- Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые
правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые
правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
- Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат
8
новый алгоритм или новое понятие;
- Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с
изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы -
сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон,
способствует развитию у детей интереса к урокам.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов
деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры
решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
3.
Заключение.
Деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения
интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.
Знания
становятся
понятными,
надолго
запоминающимися,
осознанными,
если
они
получены в процессе собственной деятельности. Самостоятельная деятельность побуждает
ученика
к
самоорганизации
и
самоконтролю,
ему
приходится
вступать
в
деловую
коммуникацию с соседом по парте, товарищем, педагогом, учителем. А это ориентирует на
налаживание
деловых
партнерских
отношений.
Так
формируются
задатки
умения
сотрудничать.
В
результате
систематической
собственной
познавательной
деятельности
человек оказывается готовым использовать свои знания и умения в любой ситуации и
действовать грамотно. Все это постепенно перерастет в привычку непрерывно повышать
свой
профессиональный
уровень,
обеспечивающий
возможность
комфортно
жить
в
современном меняющемся мире.
Всё сказанное выше особенно актуально, когда мы говорим об обучении детей с
интеллектуальными нарушениями. В основу ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
положены
деятельностный
и
дифференцированный
подходы.
Учителя,
реализующие
положения
ФГОС
на
практике,
9
убеждены в возможности и необходимости деятельностного подхода в обучении данной
категории детей.
Список литературы:
1.
ФГОС
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями).
Утверждён
приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации от 19 декабря 2014г., № 1599.
2. Виноградова Н.Ф. «Начальная школа XXI века». Концептуальные основы построения
учебно-методического комплекта. \ Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана – Граф, 2005 №5
3. Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся \ Н.К. Винокурова –
М: Центральное издательство, 2005. –156 с.
4.
Выготский
Л.С.
Антология
гуманной
педагогики
\
Л.С.
Выготский –
Москва
Издательский дом “Шалвы Амонашвили” 1996. – 305 c.
5. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., 1994
6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986
10