Автор: Ивченко Вера Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Солнышко"
Населённый пункт: село Полоцкое Самойловский район Саратовская область
Наименование материала: собственная методическая разработка
Тема: "Мы - волшебники"
Раздел: дошкольное образование
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
«Мы –
волшебники»
Провела:
Воспитатель
старшей группы
Ивченко В.В.
Комплексное открытое занятие в старшей группе
Тема: «Мы – волшебники»
Цель:
Расширять
представление
об
агрегатных
состояниях
воды;
упражнять в образовании однокоренных слов, развивать речь, творческое
воображение, мелкую моторику.
Материал: Репродукции пейзажей, 2 миски со льдом и снегом, чайник с
горячей водой, зеркало, пластилин.
Предварительная
работа:
Чтение
художественной
литературы;
заучивание стихотворений и загадок; рассматривание картинок с зимним
пейзажем, наблюдение за изменениями в природе; лепка снеговиков; опытная
деятельность.
Ход занятия:
I.
Воспитатель:
(показывает
репродукции
весеннего,
летнего
и
осеннего
пейзажей)
- Ребята, как вы думаете, картины с изображением какого времени года нет на
доске? (зимы)
- Назовите предметы зимы (ответы детей)
- Я вам прочитаю стихотворение о зиме, но в нем не хватает нескольких слов.
Помогите мне, вставьте нужные.
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю … (снег)
В небесах скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
На полянку и лужок
Выпал беленький … (снежок)
Вот веселье для ребят –
Все сильнее … (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик)
Рядом снежная фигурка
Это девочка … (снегурка)
На снегу-то, посмотри,
С красной грудкой … (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (снег)!
(По И. Лопухиной)
Воспитатель:
- Какие слова вы назвали? Повторите их.
- Чем они похожи? (образованы от слова «снег»)
- А что можно сказать о снеге? Каким он бывает?
(белым, пушистым, мягким, легким, холодным, мокрым)
- Как вы думаете, какую пользу приносит снег?
- Теперь придумайте слова, образованные от слова «лед»
(ледник, ледяной, ледоход, ледышка)
- А каким бывает лед?
(гладким, прозрачным, хрупким, скользким)
- Что такое снег и лед? (замерзшая вода)
II. – Вы уверены? Давайте проведем опыты, которые нам помогут больше
узнать о снеге, воде и льде.
(вносятся
миски
со
снегом
и
льдом,
дети
кладут
снег
на
ладошки,
рассматривают его, рассказывают, что с ним происходит. Затем наблюдают,
как кусочки льда постепенно уменьшаются и тают, как они плавают в воде)
Воспитатель:
- Что тает быстрее: снег или лед? (снег)
- Что легче: лед или вода? (лед)
- Где в природе можно увидеть подобное явление?
(весной во время ледохода, айсберги плавают в морях)
(Воспитатель
открывает
чайник,
помещает
над
паром
зеркало.
Дети
наблюдают, как на зеркале образуются капли воды)
Воспитатель:
- Объясните, почему пар превращается в воду?
- Где можно наблюдать подобное явление?
(пар остыл на холодном зеркале и превратился в воду)
- В природе так образуются капли росы.
- Снег и лед, и пар – это вода, которая изменяет свои свойства в зависимости
от температуры. При высокой температуре вода испаряется (превращается в
пар), при низкой температуре – замерзает (превращается в лед и снег).
- Сейчас зима, на улице холодно. Как вы думаете, откуда взялось столько
снега? Как образовались сугробы? (ответы детей)
III. Воспитатель:
- На улице снегопад, снежинки парят в воздухе, танцуют и кружатся.
(Физминутка «Танец снежинок»)
- Выпало так много снежинок, что из них образовался целый сугроб
(дети собираются в кружок)
- Подул сильный ветер и разметал весь сугроб (кружок распадается)
- Ребята, а что произойдет со снежинками, если они попадут к нам в комнату?
(ответы)
IY. Воспитатель:
-
Пока
снежинки
совсем
не
растаяли,
давайте
слепим
снеговиков:
распределим на 3 кома – большой, средний и маленький.
(лепка снеговиков)
- Ребята, давайте теперь отпустим наших снеговиков в зимний лес, там они
будут жить. (ставят на макет)
Воспитатель:
- Как вы думаете, какое теперь настроение у снеговиков? А у вас какое
настроение? Как приятно быть волшебником, делать добрые дела и помогать
другим.
Будьте всегда такими отзывчивыми и чуткими!