Автор: Дедушкина Наталия Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 27 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Новочебоксарска Чувашской Республики
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Чудесные времена года"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
миром с детьми подготовительной к школе группы
на тему «Чудесные времена года»
Задачи:
1)закрепить представления детей об основных признаках времен года,
умение самостоятельно находить их, иметь представления об их
чередовании; закреплять умение читать символические обозначения;
развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;
2) воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к
природе; умение взаимодействовать друг с другом.
Материал: иллюстрации с изображением всех времен года, карточки –
символы, бумага и карандаши для каждого ребенка.
Предварительная работа: беседы на экологические темы, заучивание
стихотворений, загадок, наблюдение за живой природой и природными
явлениями, тематические прогулки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам стучит, вы слышите? (стук в дверь) Кто
же там?
Дети: Старичок - лесовичок.
Воспитатель: Мы с вами много раз ходили в гости к старичку — лесовичку, а
сегодня он к нам пришел.
Лесовичок: Здравствуйте, мои любимые дети.
Воспитатель: Ребята, лесовичок хочет вам рассказать сказку.
Слушаем внимательно.
Лесовичок: Жил был царь. Проснулся он как-то утром, посмотрел в окно –
ничего не видно. Все окно узором затянуто. Позвал он помощника и велел
ему в саду малины нарвать. Пошел помощник, но вернулся ни с чем.
— Почему? ( ответы детей: Зима, зимой ягоды не растут)
— Когда ягоды поспевают? ( летом).
Решил тогда царь отправиться в лес и посмотреть на медведя.
— Как вы думаете, удалась ему эта царская забава? (нет).
— Почему? (медведь зимой спит в берлоге).
— А кто еще из животных спит зимой? ( еж).
Захотелось царю свою царевну порадовать, подснежников ей подарить, да
яблочком с ветки угостить. Попросил он своих помощников в лес, в сад
идти.
— Удалось ли царю сделать приятное царице?
— Почему? (…..)
— Когда цветут подснежники? ( весной).
— Когда созревают яблоки? ( осенью).
Видно царь, хоть и взрослый был, да не знал, что бывает в каждое время года
и какое время года за каким следом идет.
— Ребята, помогите царю. (на столе лежат картинки с изображением времен
года). —
Посмотрите, здесь все картинки перепутались. Давайте разберемся, как
нужно эти карточки разделить на 4 группы, по какому принципу.
(Дети рассматривают картинки и выясняют, что на них изображены 4
времени года: зима, весна, лето, осень. Дети отбирают отдельно летние,
зимние, весенние и осенние иллюстративные картинки и размещают их на
соответствующих карточках.)
Все работы коллективно проверяются вместе с лесовичком.
Он же задает ребятам вопросы:
— Назовите времена года? (зима, весна, лето и осень),
— Сколько их? (4).
— Что идет после осени? (…). Лета? (…). Весны? (…). Зимы? (…).
— Что было до лета? И т.д.
— Какая была зима в этом году? (…..) – снежная, сугробов намело много.
Физкультминутка:
Представьте себе, что вы – большой снежный сугроб. Всю зиму сугроб
«проспал» под большим деревом (дети изображают сугроб, приседают на
корточки, в «кучу»). Но вот пригрело теплое, весеннее солнышко. Озорные
лучики «защекотали» сугроб (детки начинают двигаться): «Просыпайся,
вставай скорее! Пора!- говорят они. Не выдержал сугроб и рассмеялся.
Брызнули во все стороны струйки воды и потекли тоненькие веселые ручейки
(ребята разбегаются по группе).
(Собираются возле воспитателя.)
— Кого вы хотите разбудить, ручейки? ( деревья, кусты, траву, реки, цветы и
т. д.)
Побежали ручейки дальше. (дети проходят и садятся за столы)
— Ребята, мы наблюдали за погодой во все времена года и отмечали знаками
на календаре. Посмотрите на символические обозначения (их 4) и
попробуйте определить, на каком отмечена погода зимой, весной, летом,
осенью.
— Как вы догадались? По каким признакам? (…)
Пальчиковая гимнастика: «Наш волшебный карандаш»
Представьте, что вы отмечаете погоду в один из дней какого – либо времени
года, нарисуйте это. (Каждый из детей рисует календарь погоды на один день,
можно обмениваться).
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки и объясните, по каким признакам
вы догадались, о чем идет речь.
Наступили холода Я раскрываю почки
Обернулась в лед вода. В зеленые листочки.
Длинноухий зайка серый Деревья одеваю,
Обернулся зайкой белым. Посевы поливаю.
Перестал медведь реветь, Движения полна
В спячку впал в бору медведь. Зовут меня……(весна).
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой).
Я соткано из зноя, Несу я урожаи,
Несу тепло с собою, Поля вновь засеваю,
Я реки согреваю, Птиц к югу отправляю,
«Купайтесь!» — приглашаю. Деревья раздеваю.
И любите за это Но не касаюсь сосен
Вы все меня. Я …(лето). И елочек. Я …(осень).
Лесовичок: Молодцы, ребята, хорошо занимались, все внимательные. Не
забывайте меня, приходите в гости. До свидания!
Итог занятия: Что вам ребята понравилось? Что нового узнали?