Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, как этап социализации
Автор: Морозова Наталия Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1 СП - д/с "Тероемок" Населённый пункт: ПГТ Суходол Самарская область Наименование материала: статья Тема: Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, как этап социализации Раздел: дошкольное образование
Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, как этап социализации
Морозова Наталия Николаевна, воспитатель
(ГБОУ СОШ№1п.г.т. Суходол, муниципального района Сергиевский,
Самарской области, структурное подразделение - детский сад «Теремок»)
Сегодняшний
стремительный
темп
жизни,
развитие
средств
информации, средств связи и передвижения порождают сложности в области
«единственной настоящей роскоши - роскоши человеческого общения», по
точному
выражению
Антуана
де
Сент-Экзюпери.
Люди
редко
видятся
с
соседями,
мало
встречаются
с
друзьями,
теряют
близость
со
своими
близкими. Совокупность этих условий создает трудности для подрастающего
поколения, особенно в процессе вхождения в социальную жизнь общества.
В детстве у человека формируется самосознание и начинают складываться
первые
представления
о
самом
себе.
Постепенно
возникают
устойчивые
формы
социального
взаимодействия.
Нормы
своей
культуры,
как
социального, так и морального характера усваиваются, давая возможность
самостоятельному построению поведения.
Социализация
-
это
пролонгированный
во
времени
исторически
обусловленный
процесс,
во
время
которого
человек
воспринимает
и
усваивает определенную систему норм, ценностей, знаний данной культуры.
Этот процесс начинается еще в младенчестве, а в дальнейшем становится
все
более
сложным
и
разносторонним,
сталкивается
с
определенными
трудностями. Конечно, первые три года своей жизни социальное общение
большинства малышей ограничивается общением с мамой и родными.
После того, как детям исполняется три года, их рекомендуется отдавать в
детский сад. Это происходит не только потому, что в большинстве семей для
обеспечения нормальной жизни необходимо, чтобы работали оба родителя,
но и потому, что ребенку пора научиться общаться с другими людьми. И в
первую
очередь,
со
своими
сверстниками.
Так
происходит
первичная
социализация ребенка.
Конечно, до этого времени ребенок также понемногу осваивает некоторые
правила общения с детьми или с взрослыми. Это происходит при общении с
детьми друзей и родственников, либо же со старшими братьями и сестрами.
Однако считается, что основная социализация детей раннего возраста все-
таки происходит в детском саду. Многие родители считают, что в детском
саду ребенку нечего делать, и что они сами могут решить все вопросы,
которые касаются обучения ребенка. В принципе это так. Но вот научить
ребенка находиться в коллективе, будучи с ним дома, очень сложно. Именно
поэтому те дети, которые до школы воспитывались дома, а не в детском саду,
обычно очень стеснительные и не комфортно себя чувствуют. Когда ребенок
маленький, ему гораздо проще даются все эти моменты.
Адаптация
ребенка
к
ДОУ
является
одним
из
первых
этапов
социализации. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни
ребенка
и
поступление
в
него
сопряжено
с
тяжелыми
переживаниями,
сопровождается
изменением
поведенческих
реакций
ребенка.
Ведь
адаптация
-
это
сложный
процесс
приспособления
организма,
который
происходит
на
разных
уровнях
–
физиологическом,
психологическом,
социальном.
Задачи адаптационного периода:
создать условия для безболезненной
адаптации
детей
к
условиям
ДОУ;
содействовать
социализации
детей
раннего возраста; формировать у ребенка чувство защищенности, доверия к
окружающему миру; привлечение родителей к взаимодействию.
Критерии
эффективности
данной
работы
в
данном
направлении:
социализация детей раннего
возраста; повышение уровня эмоционального
благополучия; развитие физической и психологической культуры детей.
Ожидаемые
результаты
в
данном
направлении :
социализация
детей
раннего
возраста;
становление
партнёрских,
доверительных
отношений
между
ДОУ
и
семьями
воспитанников;
решение
конкретных
проблем
в
вопросах воспитания детей дошкольного возраста на этапе раннего возраста.
Механизмы
реализации:
разработка
содержания
и
форм
работы
на
адаптационный
период;
диагностика
результативности
работы
адаптационного периода; обобщение результатов адаптационного периода.
Работа
по
организации
адаптации
детей
к
дошкольному
учреждению
начиналась задолго до поступления ребенка в наше ДОУ. Каждый родитель,
который записывал в ДОУ своего ребенка, получал памятку «Как подготовить
ребенка
к
детскому
дошкольному
учреждению»
.
Изучение
ребенка
до
поступления в ДОУ начиналось со знакомства с образом жизни его семьи.
Для
этого
проводилось
анкетирование
родителей
из
которого
делались
выводы о готовности ребенка к поступлению в ДОУ.
С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации подхода к
детям,
была
проведена
диагностика
физического
состояния
и
психологической
готовности
ребенка
к
посещению
ДОУ.
Для
этого
использовались следующие методы: изучение карт здоровья детей – это
позволило
составить
мнение
о
физическом
состоянии
каждого
ребенка,
выявить определенные заболевания и учитывать полученные данные в ходе
построения дальнейшей работы; анкетирование и беседы с родителями – с
целью определения степени социализации ребенка, приученности к режиму
дня,
нервно-психическом
состоянии
ребенка,
выявление
индивидуально-
личностных особенностей ребенка, наблюдение - когда ребенок уже пришел
в группу.
На данном этапе очень важным является оценить характер адаптации
ребенка
к
ДОУ,
определить
степень
тяжести
ее
протекания.
Все наблюдения за ребенком оформлялись в листах адаптации. В результате
было
сформировано
мнение
о
эмоциональном
состоянии
вновь
п о с т у п и в ш и х
в
д е т с к и й
с а д
д е т е й .
На
следующем
этапе
работы реализовалась система медико-психолого-
педагогических
мер,
направленных
на
облегчение
адаптации
у
детей.
Работа,
во
время
адаптационного
периода
детей
велась
по
следующим
направлениям: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
формирование чувства уверенности в детях; социализация ребенка в группе
Был
составлен
план
работы
с
детьми
на
две
недели
адаптационного
периода, по истечении этого времени при необходимости в него вносились
дополнения. .
Для формирования чувства уверенности в окружающем мире знакомство
п р о в о д и л о с ь
в о
в р е м я
и г р о в о й
д е я т е л ь н о с т и .
Для
этого
первое
знакомство
с
воспитателями
и
детьми
проходило
в
благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке.
При этом присутствовали воспитатель и родители детей.
Воспитатель
з н а к о м и л
д е т е й
и
р о д и т е л е й
с
г р у п п о й .
После представления нового члена детского коллектива проводится серия
игр,
закрепляющих
в
памяти
детей
информацию
о
вновь
прибывшем
товарище.
При
этом
используются
игры
знакомства
с
детьми
и
воспитателем:
«Давайте
познакомимся!»,
«Я
иду
к
вам
в
гости
с
подарками», «Приходите ко мне в гости я буду угощать», «Назови друга
ласково»,
«Загляни
ко
мне
в
окошко»,
«Чей
голосок?».
После
игр
направленных
на
знакомство,
применялись
отвлекающие
внимание
от
нового ребенка, дидактические пособия изготовленные руками педагога и
родителей , игры на территории детской площадки: «Карусель», «Веселый
поезд».
В
направлениях
«Играем
и
строим»
использовались
игры
с
п л а с т м а с с о в ы м и
и
д е р е в я н н ы м и
к о н с т р у к т о р а м и .
В
организацию
адаптационного
периода
мною
включались
элементы
т е а т р а л и з о в а н н о й
д е я т е л ь н о с т и
:
театр
мягкой
игрушки;
театр
резиновой
игрушки;
пальчиковый
театр;
конусный театр; набор картинок для фланелеграфа; театр масок; куклы –
п е р е в е р т ы ш и
д л я
о б ы г р ы в а н и я
п о т е ш е к .
На
протяжении
всего
адаптационного
периода
проводилась
игровая
деятельность , основными задачами которой было: преодоление стрессовых
состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение
импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой
активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики,
координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такая как:
«Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок»,
«Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание
куклы
Кати»,
«Встреча
с
доктором
Айболитом»,
«Рассмешим
наши
игрушки».
В
работе
использовались
приемы,
которые
позволяли
затормаживать
отрицательные эмоции малышей: игры с водой: «Ловись рыбка», «Дождик
как-кап-кап», «Плыви кораблик», «Вымоем машину»; пальчиковые игры:
«Погладим
котенка»,
«Наш
малыш»,
«Мальчик-пальчик»,
«Сорока»,
«Домик»; монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки
или шариков с отверстием на шнур);
сжимание кистей рук (малышу
предлагали
резиновую
игрушку-пищалку);
рисование
фломастером,
к р а с к а м и ;
с л у ш а н и е
с п о к о й н о й
м у з ы к и .
В
основную
часть
образовательной
деятельности
входили
игры
и
упражнения,
которые
позволяют
детям
интенсивно
двигаться,
свободно
выражать
возникающие
эмоции,
взаимодействовать
с
окружающими.
Завершалась играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению.
Дети
этого
возраста
хорошо
воспринимают
материал,
объединенный
единым
игровым сюжетом.
Проявляющаяся,
в этом возрасте у детей
синтония (эмоциональное заражение), с помощью игр позволяло
быстро
переключать
внимание
детей
с
дружного
плача
на
прыжки,
хлопанье,
топание,
подражание,
таким
образом,
объединяя
детей
и
создавая
п о л о ж и т е л ь н ы й
э м о ц и о н а л ь н ы й
н а с т р о й .
Ежедневно в работе использовался язык поэтических образов. С помощью
потешек,
пестушек,
колыбельных
песен,
песенок
малыши
приобретали
необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку,
л ю б о в ь ,
р а д о с т н ы е
в о с п р и я т и я
о к р у ж а ю щ е г о
м и р а .
Важную роль в облегчении адаптации играет
предметно-развивающая
среда
в
группе,
которая
способствует
снижению
стресса
у
детей,
о б е с п е ч и в а е т
и х
к о м ф о р т н о е
с о с т о я н и е .
Предметно
–
развивающая
среда
соответствует
следующим
характеристикам:
-
разнообразие
(наличие
всевозможного
игрового
и
дидактического
материала
для
сенсорного
развития,
продуктивной
и
музыкальной
д е я т е л ь н о с т и ,
о р г а н и з а ц и и
д в и г а т е л ь н о й
а к т и в н о с т и ) ;
- оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);
-
стабильность
(материалы
и
пособия
имели
постоянное
место);
-
доступность
(исключали
высокую
мебель
и
закрытые
шкафы);
-
эмоциогенность
(среда
яркая,
привлекающая
внимание
ребенка,
в ы з ы в а ю щ а я
п о л о ж и т е л ь н ы е
э м о ц и и ) .
Также, в процессе адаптации, приветствовалось, когда дети приносили с
собой
из
дома
любимые
игрушки,
иногда
чашку
и
тарелочку,
которой
п о л ь з о в а л и с ь
о н и
д о м а .
В групповой комнате размещена
мягкая мебель: диванчик, кресла, где
ребенок
мог
побыть
один
или
поиграть
с
любимой
игрушкой,
просто
о
т
д
о
х
н
у
т
ь
.
Гибкий
график
посещения
в
период
адаптации
позволял
разработать
индивидуальный
режим
дня
для
каждого
ребенка.
Так,
дети
с
легкой
адаптацией, как правило, приходили с утра, детей со средней или тяжелой
адаптацией приглашали сначала на прогулку или во второй половине дня.
Первые дни ребенок находился в группе с мамой, время его пребывания
увеличивали постепенно, также постепенно новичка приучали к системе
т р е б о в а н и й
д е т с к о г о
с а д а .
В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретало
особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс
адаптации
в
одиночку. При
общении
с
семьями
воспитанников
учитывались типы семейных отношений. Важно сделать родителей своими
с о ю з н и к а м и
и
п о м о щ н и к а м и
в
в о п р о с а х
а д а п т а ц и и .
Основными
формами
работы
детского
сада
и
семьи
были
выбраны:
ко н с ул ьт а ц и и ;
а н к е т и р о в а н и е ;
р о д и т е л ь с к и е
с о б р а н и я ;
беседы;
выставки;
папки
–
передвижки,
вовлечение
родителей
в
образовательный
процесс.
Показателями
окончания
адаптационного
периода являлись: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент
расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение
дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по
собственной
инициативе;
умение
общаться
со
сверстниками,
не
конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму
до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму
времени; спокойный ночной сон, без просыпания до утра. Если малыш с
радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там
друзья,
можно
считать,
что
адаптационный
период
закончился.
Итоги
адаптации ( Приложени е № ).
Проводя анализ результатов, можно заключить, что работа
в данном
направлении в целом прошла успешно, так как наблюдается значительное
улучшение
показателей
эмоционального
благополучия
д е т е й .
Данный подход к детям в период адаптации, помог им социализироваться,
приобрести навыки и привычки необходимые для посещения детского сада.
Успешная
адаптация
-
это
залог
физического
и
психологического
благополучия
ребенка,
что
и
показали
результаты
работы
в
данном
н а п р а в л е н и и .
.
Использованная литература :
1. Антонова Е.В., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация
детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. –N5. – с.49 – 53; N6
– с.46 –51.
3. Грановская Р.М. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ:
Учебное пособие. – М.: Учитель, 2004.
4. Дикая Л.Г. Адаптационные группы в ДОУ : Методическое пособие – М.:
ТЦ «Сфера», 2005.( Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
5. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной
Г.Д. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004 .
6. Оверчук Т. И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и
детского сада: Сборник статей и документов. – М., 2005.
6. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в
обществе – М., АРКТИ ,2006 .