Напоминание

Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, как этап социализации


Автор: Морозова Наталия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1 СП - д/с "Тероемок"
Населённый пункт: ПГТ Суходол Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, как этап социализации
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, как этап социализации Морозова Наталия Николаевна, воспитатель (ГБОУ СОШ№1п.г.т. Суходол, муниципального района Сергиевский, Самарской области, структурное подразделение - детский сад «Теремок») Сегодняшний стремительный темп жизни, развитие средств информации, средств связи и передвижения порождают сложности в области «единственной настоящей роскоши - роскоши человеческого общения», по точному выражению Антуана де Сент-Экзюпери. Люди редко видятся с соседями, мало встречаются с друзьями, теряют близость со своими близкими. Совокупность этих условий создает трудности для подрастающего поколения, особенно в процессе вхождения в социальную жизнь общества. В детстве у человека формируется самосознание и начинают складываться первые представления о самом себе. Постепенно возникают устойчивые формы социального взаимодействия. Нормы своей культуры, как социального, так и морального характера усваиваются, давая возможность самостоятельному построению поведения. Социализация - это пролонгированный во времени исторически обусловленный процесс, во время которого человек воспринимает и усваивает определенную систему норм, ценностей, знаний данной культуры. Этот процесс начинается еще в младенчестве, а в дальнейшем становится все более сложным и разносторонним, сталкивается с определенными трудностями. Конечно, первые три года своей жизни социальное общение большинства малышей ограничивается общением с мамой и родными. После того, как детям исполняется три года, их рекомендуется отдавать в детский сад. Это происходит не только потому, что в большинстве семей для обеспечения нормальной жизни необходимо, чтобы работали оба родителя, но и потому, что ребенку пора научиться общаться с другими людьми. И в первую очередь, со своими сверстниками. Так происходит первичная социализация ребенка.
Конечно, до этого времени ребенок также понемногу осваивает некоторые правила общения с детьми или с взрослыми. Это происходит при общении с детьми друзей и родственников, либо же со старшими братьями и сестрами. Однако считается, что основная социализация детей раннего возраста все- таки происходит в детском саду. Многие родители считают, что в детском саду ребенку нечего делать, и что они сами могут решить все вопросы, которые касаются обучения ребенка. В принципе это так. Но вот научить ребенка находиться в коллективе, будучи с ним дома, очень сложно. Именно поэтому те дети, которые до школы воспитывались дома, а не в детском саду, обычно очень стеснительные и не комфортно себя чувствуют. Когда ребенок маленький, ему гораздо проще даются все эти моменты. Адаптация ребенка к ДОУ является одним из первых этапов социализации. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.
Задачи адаптационного периода:
создать условия для безболезненной адаптации детей к условиям ДОУ; содействовать социализации детей раннего возраста; формировать у ребенка чувство защищенности, доверия к окружающему миру; привлечение родителей к взаимодействию.
Критерии

эффективности

данной

работы

в

данном

направлении:
социализация детей раннего возраста; повышение уровня эмоционального благополучия; развитие физической и психологической культуры детей.
Ожидаемые

результаты

в

данном

направлении
: социализация детей раннего возраста; становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников; решение конкретных проблем в вопросах воспитания детей дошкольного возраста на этапе раннего возраста.
Механизмы

реализации:
разработка содержания и форм работы на адаптационный период; диагностика результативности работы
адаптационного периода; обобщение результатов адаптационного периода. Работа по организации адаптации детей к дошкольному учреждению начиналась задолго до поступления ребенка в наше ДОУ. Каждый родитель, который записывал в ДОУ своего ребенка, получал памятку «Как подготовить ребенка к детскому дошкольному учреждению» . Изучение ребенка до поступления в ДОУ начиналось со знакомства с образом жизни его семьи. Для этого проводилось анкетирование родителей из которого делались выводы о готовности ребенка к поступлению в ДОУ. С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации подхода к детям, была проведена диагностика физического состояния и психологической готовности ребенка к посещению ДОУ. Для этого использовались следующие методы: изучение карт здоровья детей – это позволило составить мнение о физическом состоянии каждого ребенка, выявить определенные заболевания и учитывать полученные данные в ходе построения дальнейшей работы; анкетирование и беседы с родителями – с целью определения степени социализации ребенка, приученности к режиму дня, нервно-психическом состоянии ребенка, выявление индивидуально- личностных особенностей ребенка, наблюдение - когда ребенок уже пришел в группу. На данном этапе очень важным является оценить характер адаптации ребенка к ДОУ, определить степень тяжести ее протекания. Все наблюдения за ребенком оформлялись в листах адаптации. В результате было сформировано мнение о эмоциональном состоянии вновь п о с т у п и в ш и х в д е т с к и й с а д д е т е й . На следующем этапе работы реализовалась система медико-психолого- педагогических мер, направленных на облегчение адаптации у детей. Работа, во время адаптационного периода детей велась по следующим направлениям: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; формирование чувства уверенности в детях; социализация ребенка в группе Был составлен план работы с детьми на две недели адаптационного
периода, по истечении этого времени при необходимости в него вносились дополнения.
.
Для формирования чувства уверенности в окружающем мире знакомство п р о в о д и л о с ь в о в р е м я и г р о в о й д е я т е л ь н о с т и . Для этого первое знакомство с воспитателями и детьми проходило в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке. При этом присутствовали воспитатель и родители детей. Воспитатель з н а к о м и л д е т е й и р о д и т е л е й с г р у п п о й . После представления нового члена детского коллектива проводится серия игр, закрепляющих в памяти детей информацию о вновь прибывшем товарище. При этом используются игры знакомства с детьми и воспитателем: «Давайте познакомимся!», «Я иду к вам в гости с подарками», «Приходите ко мне в гости я буду угощать», «Назови друга ласково», «Загляни ко мне в окошко», «Чей голосок?». После игр направленных на знакомство, применялись отвлекающие внимание от нового ребенка, дидактические пособия изготовленные руками педагога и родителей , игры на территории детской площадки: «Карусель», «Веселый поезд». В направлениях «Играем и строим» использовались игры с п л а с т м а с с о в ы м и и д е р е в я н н ы м и к о н с т р у к т о р а м и . В организацию адаптационного периода мною включались элементы т е а т р а л и з о в а н н о й д е я т е л ь н о с т и : театр мягкой игрушки; театр резиновой игрушки; пальчиковый театр; конусный театр; набор картинок для фланелеграфа; театр масок; куклы – п е р е в е р т ы ш и д л я о б ы г р ы в а н и я п о т е ш е к . На протяжении всего адаптационного периода проводилась игровая деятельность , основными задачами которой было: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такая как:
«Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки». В работе использовались приемы, которые позволяли затормаживать отрицательные эмоции малышей: игры с водой: «Ловись рыбка», «Дождик как-кап-кап», «Плыви кораблик», «Вымоем машину»; пальчиковые игры: «Погладим котенка», «Наш малыш», «Мальчик-пальчик», «Сорока», «Домик»; монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур); сжимание кистей рук (малышу предлагали резиновую игрушку-пищалку); рисование фломастером, к р а с к а м и ; с л у ш а н и е с п о к о й н о й м у з ы к и . В основную часть образовательной деятельности входили игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими. Завершалась играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению. Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым игровым сюжетом. Проявляющаяся, в этом возрасте у детей синтония (эмоциональное заражение), с помощью игр позволяло быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топание, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая п о л о ж и т е л ь н ы й э м о ц и о н а л ь н ы й н а с т р о й . Ежедневно в работе использовался язык поэтических образов. С помощью потешек, пестушек, колыбельных песен, песенок малыши приобретали необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, л ю б о в ь , р а д о с т н ы е в о с п р и я т и я о к р у ж а ю щ е г о м и р а . Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, о б е с п е ч и в а е т и х к о м ф о р т н о е с о с т о я н и е . Предметно – развивающая среда соответствует следующим характеристикам: - разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического
материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной д е я т е л ь н о с т и , о р г а н и з а ц и и д в и г а т е л ь н о й а к т и в н о с т и ) ; - оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка); - стабильность (материалы и пособия имели постоянное место); - доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы); - эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, в ы з ы в а ю щ а я п о л о ж и т е л ь н ы е э м о ц и и ) . Также, в процессе адаптации, приветствовалось, когда дети приносили с собой из дома любимые игрушки, иногда чашку и тарелочку, которой п о л ь з о в а л и с ь о н и д о м а . В групповой комнате размещена мягкая мебель: диванчик, кресла, где ребенок мог побыть один или поиграть с любимой игрушкой, просто о т д о х н у т ь . Гибкий график посещения в период адаптации позволял разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходили с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашали сначала на прогулку или во второй половине дня. Первые дни ребенок находился в группе с мамой, время его пребывания увеличивали постепенно, также постепенно новичка приучали к системе т р е б о в а н и й д е т с к о г о с а д а . В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретало особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку. При общении с семьями воспитанников учитывались типы семейных отношений. Важно сделать родителей своими с о ю з н и к а м и и п о м о щ н и к а м и в в о п р о с а х а д а п т а ц и и . Основными формами работы детского сада и семьи были выбраны: ко н с ул ьт а ц и и ; а н к е т и р о в а н и е ; р о д и т е л ь с к и е с о б р а н и я ; беседы; выставки; папки – передвижки, вовлечение родителей в образовательный процесс. Показателями окончания адаптационного периода являлись: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по
собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени; спокойный ночной сон, без просыпания до утра. Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья, можно считать, что адаптационный период закончился. Итоги адаптации (
Приложени
е
№ ).
Проводя анализ результатов, можно заключить, что работа в данном направлении в целом прошла успешно, так как наблюдается значительное улучшение показателей эмоционального благополучия д е т е й . Данный подход к детям в период адаптации, помог им социализироваться, приобрести навыки и привычки необходимые для посещения детского сада. Успешная адаптация - это залог физического и психологического благополучия ребенка, что и показали результаты работы в данном н а п р а в л е н и и . . Использованная литература : 1. Антонова Е.В., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. –N5. – с.49 – 53; N6 – с.46 –51. 3. Грановская Р.М. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. – М.: Учитель, 2004. 4. Дикая Л.Г. Адаптационные группы в ДОУ : Методическое пособие – М.: ТЦ «Сфера», 2005.( Приложение к журналу «Управление ДОУ»). 5. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004 . 6. Оверчук Т. И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов. – М., 2005. 6. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М., АРКТИ ,2006 .


В раздел образования