Напоминание

Особенности проектной деятельности учащихся


Автор: Любовь Николаевна Рыбакова
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Понизовская школа"
Населённый пункт: с.Понизовье, Руднянского района Смоленской области
Наименование материала: статья
Тема: Особенности проектной деятельности учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Особенности проектной деятельности учащихся

В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую

популярность. Это

обусловливается,

прежде

всего,

наличием

кризисных

явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования,

нашей

неспособностью

целенаправленно

и

оперативно

решать

острые

социальные

вопросы.

Разрушение

прежней

системы

образования,

централизованной,

ориентированной

на

выполнение

исключительно

государственного социального заказа, привело в условиях разгосударствления

общественной жизни к состоянию растерянности многих и многих педагогов,

образовательных

учреждений,

органов

управления

образованием.

Ведь

теперь, освобождаясь от необоснованных иллюзий или же потребительского

отношения,

надо

многое

учиться

делать

самим:

понимать

смысл

и

предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные

цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что

входит в содержание проекта. А ведь этому специально не учили. Вот и

возникает насущная потребность обучения проектированию практически на

всех

уровнях

образования:

федеральном,

региональном,

муниципальном,

школьном. Да и не только образования. Не случайно в Базисный учебный

план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров

нового качества образования - способность проектировать.

Анализ

мирового

опыта

позволяет

констатировать

широкое

распространение

метода

проектов

в

системах

образования

разных

стран.

Причина

в

том,

что

в

условиях

информационного

общества,

в

котором

стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать

ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти

знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для

решения новых познавательных и практических задач.

Каждые

5-6

лет

возникают

и

становятся

востребованными

новые

области

профессиональной

деятельности,

отходят

на

задний план

и

постепенно

отмирают

устаревшие.

Это

требует

от

людей

высокой

мобильности. Не случайно известный лозунг «Образование на всю жизнь»

перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом

«Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть

готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы,

новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию,

получать дополнительное образование.

Формирование универсальных учебных действий, в частности умения

самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в практической

деятельности, готовности находить решение учебных и социальных проблем,

потребности и способности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется

в процессе проектной деятельности школьников.

В ФГОС общего образования данный вид деятельности определяется

как

один

из

наиболее

продуктивных

способов

достижения

предметных,

метапредметных и личностных результатов учащихся, начиная с начальной

школы.

Проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач:

Применение учащимися базовых знаний и умений, усвоенных

ими

на

уроках,

для

поиска

и

решения

разнообразных,

в

том

числе

социальных, семейных, личных проблем;

Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности

детей, когда они ищут заинтересованно способы решения поставленной ими

проблемы, осваивая новую информацию и новые способы деятельности;

Многоаспектное рассмотрение сложных объектов с точки зрения

нескольких

наук,

что

стирает

границы

между

школьными

предметами,

показывает учащимся взаимосвязь между различными явлениями, приближая

учебный процесс к реальным жизненным ситуациям;

Участие

детей

в

социально

значимой,

созидательной

и

преобразовательной

деятельности,

которая

обеспечивает

формирование

различных

социальных

компетентностей,

многих

личностных

качеств,

профессиональных интересов.

Прежде

всего,

следует

различать

понятия «проектное

обучение»,

«метод проектов», «проектная деятельность».

Проектное

обучение может

рассматриваться

как

дидактическая

система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая

технология. Проектная

деятельность –

компонент

проектного

обучения,

связанного

с

выявлением

и

удовлетворением

потребностей

учащихся

посредством

проектирования

и

создания

идеального

или

материального

продукта,

обладающего

объективной

или

субъективной

новизной.

Она

представляет собой творческую работу по решению практической задачи,

цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими

в

процессе

теоретической

проработки

информации

и

практической

реализации созданных идей.

Проектная

деятельность

школьников

сопровождается

педагогом.

Отсюда следует, что другой стороной, компонентом проектного обучения

является деятельность педагога.

Таким

образом,

понятия

«проектное

обучение»,

«метод

проектов»,

«проектная

деятельность»

взаимосвязаны,

а

метод

проектов

и

проектная

деятельность являются компонентами проектного обучения.

О ч е н ь

ч а с то

м ож н о

в с т р е т и т ь

с оч е т а н и е «проектная

и

исследовательская деятельность». Также следует различать эти понятия,

хотя

они

тесно

взаимосвязаны.

Принципиальное

отличие

проектной

деятельности заключается в том, что в результате её создаётся конкретный

собственный продукт (проект), который отличается новизной (объективной

или субъективной) и может быть использован в практике. Исследование –

поиск

в

определённой

области,

который

может

завершаться

получением

каких

либо

сведений

по

проблеме,

позволяющих

ученику

сделать

самостоятельные выводы.



В раздел образования