Напоминание

Духовно-нравственное воспитание младших школьников


Автор: Шестакова Элла Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ МСОШ с УИОП
Населённый пункт: п. Мохсоголлох
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад





Духовно-нравственное воспитание младших школьников.
«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу и в ре- зультате, будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать», - утверждал В. А. Сухомлинский. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из клю- чевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нрав- ственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; отсут- ствие патриотического воспитания, государственной политики в интересах де- тей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымываю- щие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентиро- ванной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Важ- ной педагогической задачей формирования личности является выработка уча- щимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к обществен- ному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нрав- ственности. Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика ра- боты со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородно- стью этого жанра. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опи- раясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащих- ся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в “сказочном мире”, умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмо- циональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмо- циональной и образной памяти. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Ба- бушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей до- броте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчи - выми, внимательными к другим людям. Примеры доброты и милосердия мы ви- дели во время трагических событий в нашей стране и радовались тому, как много в мире хороших людей. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом осо- бенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и моло-
дежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разре- шение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффектив- ных путей или переосмысления уже известных.
Воспитательная работа по нравственному воспитанию
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художе- ственной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эф- фективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу форми- рующего.Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становит- ся организация совместной деятельности детей, способствующая развитию об- щения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом че- ловеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направ- лений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывает- ся возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, кото- рая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем же- лание делать добро. Образовавшийся духовный вакуум заставляет начальную школу искать пути совершенствования образовательного процесса. Для того чтобы реализовать приоритет духовно-нравственного воспитания, необходимо соблюдать закономерности целостного образовательного процесса, а это предъ- являет определенный требования к структуре образовательных учреждений и методам их воздействия. Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;- научить пони- манию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отноше- нию к окружающей среде, друг другу;- создать условия для развития независи- мого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;- поощрять самовыражение и уверенность в себе; Проблема ду- ховно-нравственного воспитания личности является актуальной и определяется потребностью нашего общества как необходимом элементе сохранения и даль-
нейшего развития социума. Почему? В настоящее время материальные ценно- сти доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гра - жданственности. Опыт последних лет показал, что в условиях современной сво- боды выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь толь- ко на государство, школу или семью. Воспитательное пространство должно быть единым. Конечно, основы воспитания ребёнка закладываются, прежде всего, в семье, но и школа не должна уклоняться от ответственности за фор- мирование душ будущих граждан страны. Необходимо пробудить душу ребёнка, вызвать у него стремление к духовному росту, потребность быть добрым, чест- ным, милосердным, противостоять злу и научиться прощать. Значит, необходи- ма целенаправленная работа по ознакомлению учащихся с общечеловеческими нормами и правилами поведения дома, в школе, общественных местах, во взаи- моотношениях между сверстниками, мальчиками и девочками, по отношению к родной природе, животным, по отношению к самому себе. Подлинный, глубин- ный действенный процесс нравственного воспитания заключается в разреше- нии противоречий между ребенком, его самоутверждением и жизнью. Школь- ник обретает хорошие или дурные моральные качества благодаря тому, каким он выходит из жизненных ситуаций, какой делает нравственный выбор, какие совершает поступки. Либо приобретает умение управлять собой, преодолевать внешние препятствия и внутренние слабости, либо ситуация захватывает его, порождает растерянность и страх, подавляет, заставляет обманывать и лицеме- рить. В процессе преодоления жизненных трудностей и противоречий, глубоких эмоциональных переживаний ребенок развивает в себе основу нравственности - потребность в добром деянии и нравственном удовлетворении. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатле- ние.
Список литературы:
1.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.- М, 1995. 2.Жук Л.И. Праздник в школе «Духовные ценности».- Минск, 2009. 3.Жук Л.И. «Любовью к Родине дыша». – Минск, 2008. 4.Леонтьев Д.А. Введение в психологию. – М, 1998. 5.Шатохина С.Б. Духовно-нравственное воспитание младших школьников: учебное пособие.– М, 2007.


В раздел образования