Автор: Шестакова Элла Федоровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ МСОШ с УИОП Населённый пункт: п. Мохсоголлох Наименование материала: статья Тема: Духовно-нравственное воспитание младших школьников Раздел: начальное образование
Духовно-нравственное воспитание младших школьников.
«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво,
требовательно, в результате будет добро. Учат злу и в ре-
зультате, будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет
зло, потому что и человеком его надо сделать»,
- утверждал В. А. Сухомлинский.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из клю-
чевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в
целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нрав-
ственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной
ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров
для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки
в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; отсут-
ствие патриотического воспитания, государственной политики в интересах де-
тей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымываю-
щие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентиро-
ванной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Важ-
ной педагогической задачей формирования личности является выработка уча-
щимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к обществен-
ному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нрав-
ственности. Огромная роль в нравственном становлении личности младшего
школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика ра-
боты со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородно-
стью этого жанра. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опи-
раясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащих-
ся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в
“сказочном мире”, умение выделить при чтении и рассказывании сходные по
идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмо-
циональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмо-
циональной и образной памяти. Много интересного о прошлом они узнают от
старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у
дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Ба-
бушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку.
А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей до-
броте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчи -
выми, внимательными к другим людям. Примеры доброты и милосердия мы ви-
дели во время трагических событий в нашей стране и радовались тому, как
много в мире хороших людей. Любое общество заинтересовано в сохранении и
передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и
само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы
воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом осо-
бенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.
Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и моло-
дежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разре-
шение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффектив-
ных путей или переосмысления уже известных.
Воспитательная работа по нравственному воспитанию
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным
является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них
действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится
немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художе-
ственной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков
детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эф-
фективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу форми-
рующего.Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка
в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает
определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в
том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становит-
ся организация совместной деятельности детей, способствующая развитию об-
щения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок
усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом че-
ловеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Воспитательный
процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направ-
лений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой
на
уроке
работы.
Ведущим
направлением
является
духовное
воспитание,
причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывает-
ся возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности
ребенка. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не
в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, кото-
рая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем же-
лание делать добро. Образовавшийся духовный вакуум заставляет начальную
школу искать пути совершенствования образовательного процесса. Для того
чтобы реализовать приоритет духовно-нравственного воспитания, необходимо
соблюдать закономерности целостного образовательного процесса, а это предъ-
являет определенный требования к структуре образовательных учреждений и
методам их воздействия. Перед общеобразовательной школой стоят следующие
задачи:- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но
и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные
нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;- научить пони-
манию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отноше-
нию к окружающей среде, друг другу;- создать условия для развития независи-
мого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных
потребностей;- поощрять самовыражение и уверенность в себе; Проблема ду-
ховно-нравственного воспитания личности является актуальной и определяется
потребностью нашего общества как необходимом элементе сохранения и даль-
нейшего развития социума. Почему? В настоящее время материальные ценно-
сти доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о
милосердии,
великодушии,
доброте,
справедливости,
патриотизме,
гра -
жданственности. Опыт последних лет показал, что в условиях современной сво-
боды выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь толь-
ко на государство, школу или семью. Воспитательное пространство должно
быть единым. Конечно, основы воспитания ребёнка закладываются, прежде
всего, в семье, но и школа не должна уклоняться от ответственности за фор-
мирование душ будущих граждан страны. Необходимо пробудить душу ребёнка,
вызвать у него стремление к духовному росту, потребность быть добрым, чест-
ным, милосердным, противостоять злу и научиться прощать. Значит, необходи-
ма целенаправленная работа по ознакомлению учащихся с общечеловеческими
нормами и правилами поведения дома, в школе, общественных местах, во взаи-
моотношениях между сверстниками, мальчиками и девочками, по отношению к
родной природе, животным, по отношению к самому себе. Подлинный, глубин-
ный действенный процесс нравственного воспитания заключается в разреше-
нии противоречий между ребенком, его самоутверждением и жизнью. Школь-
ник обретает хорошие или дурные моральные качества благодаря тому, каким
он выходит из жизненных ситуаций, какой делает нравственный выбор, какие
совершает поступки. Либо приобретает умение управлять собой, преодолевать
внешние препятствия и внутренние слабости, либо ситуация захватывает его,
порождает растерянность и страх, подавляет, заставляет обманывать и лицеме-
рить. В процессе преодоления жизненных трудностей и противоречий, глубоких
эмоциональных переживаний ребенок развивает в себе основу нравственности -
потребность
в
добром
деянии
и
нравственном
удовлетворении.
Младшие
школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатле-
ние.
Список литературы:
1.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.- М, 1995.
2.Жук Л.И. Праздник в школе «Духовные ценности».- Минск, 2009.
3.Жук Л.И. «Любовью к Родине дыша». – Минск, 2008.
4.Леонтьев Д.А. Введение в психологию. – М, 1998.
5.Шатохина
С.Б.
Духовно-нравственное
воспитание
младших
школьников:
учебное пособие.– М, 2007.