Автор: Пенизева Инна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №18
Населённый пункт: г.Мончегорск Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Беседа "Знакомство с жизнью А.С.Пушкина" старшая группа
Раздел: дошкольное образование
Конспект беседы
«Знакомство с жизнью А.С.Пушкина»
(старшая группа)
Задачи:
познакомить детей с биографией и творческой деятельностью А. С. Пушкина;
вызвать интерес к личности поэта;
воспитывать любовь к творчеству Пушкина и поэзии в целом.
Материалы:
презентация « А.С.Пушкин»;
портреты писателя в разном возрасте;
выставка сказок А. С. Пушкина и иллюстрации к ним;
аудиокассеты со сказками А. С. Пушкина.
Предварительная работа:
чтение сказок А. С. Пушкина;
рассматривание иллюстраций из жизни А. С. Пушкина;
разучивание с детьми стихотворений «Месяц, месяц, мой дружок..», «Свет наш солнышко!»
А. С. Пушкина;
просмотр мультфильмов по сказкам А.С.Пушкина.
Ход беседы
Дети заходят в группу под музыку «В гостях у сказки».
Воспитатель читает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина
У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Воспитатель. Ребята, вы узнали автора эти строк? (ответы детей, после которых воспитатель
делает общее обобщение). Да, эти строки написал великий русский поэт - Александр Сергеевич
Пушкин . Сегодня, ребята, мы собрались, чтобы совершить путешествие в Лукоморье, в
сказочную страну, придуманную А. С. Пушкиным, великим русским поэтом.
Давным-давно, 220 лет тому назад в Москве, в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны
Пушкиных, родился мальчик Саша. Дата его рождения – 6 июня 1799года. У Саши была старшая
сестра Ольга и два младших брата Лёвушка и Николай.
С раннего детства Саша был окружён заботой и вниманием своих родителей. Но особенно
заботились о нём его бабушка – Мария Алексеевна, и няня – Арина Родионовна. Арина Родионовна
знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти
длинные, певучие сказки. Он часто просил ещё и ещё повторить их. Саша садился у её ног на
маленькую скамеечку, няня брала в руки вязание и начиналась сказка.
Маленький Саша очень рано научился читать. В их доме всегда было много книг.
Чтение стало
его любимым занятием.
Когда А. С. Пушкин стал взрослым, попросил Арину Родионовну рассказать ему, те детские
сказки и записал их. Александр Сергеевич говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».
Именно русские народные сказки, которые ему рассказывала няня, он использовал для написания
своих замечательных литературных сказок. В его сказках добро побеждает зло. Они поучительные,
весёлые и добрые. Это сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях», «Сказка о царе Салтане…».
Когда Александр Сергеевич вырос, у него появилась своя семья : красавица жена, Наталья
Николаевна и четверо детей (Мария, Александр, Наталья и Григорий).
Александр Сергеевич очень
любил своих детей, часто проводил с ними своё время: читал им свои произведения, играл, нежно
называл их «детушки».
А.С.Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых
высмеивал злых и нечестных людей, поэтому у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог
терпеть и прощать оскорблений. Однажды, защищая свою честь и честь своей жены, он был тяжело
ранен и умер. Но имя великого русского поэта и его творчество не забыто.
Его именем названы
города, площади, улицы, станции метро. Во многих городах установлены памятники Александру
Сергеевичу Пушкину. А его произведения мы читаем и любим до сих пор. Творчество А.С.Пушкина
так полюбилось, что его произведения не только знают, но и читают наизусть как в России, так и в
других странах.
Воспитатель.
А сейчас мы отдохнем,
По тропиночке пойдем.
Между сосен и березок,
В Лукоморье попадем.
(воспитатель предлагает детям встать).
Физкультминутка.
Мы глазами миг-миг;
Мы плечами чик-чик;
Мы руками хлоп-хлоп;
Мы ногами топ-топ;
Раз – туда, два – сюда,
А потом – вокруг себя
Надо низко поклониться,
Чтобы в сказке очутиться.
В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога.
В сказке – смелый князь Гвидон,
Он Салтану шлет поклон.
В сказке петушок сидит – во все стороны глядит.
Сказки Пушкина стоят – в сказку нас позвать хотят!
Воспитатель. А сейчас я хочу проверить, как вы знаете сказки А.С.Пушкина. Ребята, посмотрите
какой красивый сундучок, словно по волшебству появился в нашей группе. Давайте подойдём и
посмотрим, что в нём (воспитатель открывает сундучок). Что же это?
Воспитатель достаёт зеркальце.
-Из какой сказки этот предмет? (Это зеркальце из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»).
Воспитатель. Ребята, я начну, а вы продолжите строки из этой сказки.
«Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
(Ты, конечно, спору нет, ты царица, всех милее, всех румяней и белее.)
Воспитатель достаёт рыбку.
-Из какой сказки этот персонаж? (Рыбка из «Сказки о золотой рыбке»).
-Какой вопрос задала рыбка старику? («Чего тебе надобно старче»).
-Почему отпустил старик рыбку? (Она обещала выполнить его желания).
Воспитатель достаёт кораблик.
-Из какой сказки этот предмет? (Кораблик из сказки «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
-Кто вспомнит, как поэт написал про кораблик?
(ребёнок читает отрывок из сказки «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
-Зачем палили пушки с пристани и велели пристать к берегу? (так князь Гвидон звал корабельщиков
в гости, чтобы напоить, накормить и узнать, куда они плывут)
Воспитатель достаёт белочку.
- Из какой она сказки? (Белочка из сказки «Сказка о царе Салтане»).
- Кто из вас вспомнит, как поэт написал про белочку?
(Ребёнок читает отрывок из сказки ( «Сказка о царе Салтане»).
« Ель растёт перед дворцом
А под ней хрустальный дом:
Белка в нём живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые ,
Скорлупы-то золотые
Ядра чистый изумруд»
- А какую же песню пела белочка? (Белочка пела песню « Во саду ли, в огороде»).
Воспитатель.
Вы хорошо знаете сказки А.С. Пушкина. Когда вы станете старше, вы ещё многое
узнаете о А.С.Пушкине, познакомитесь и прочитаете сказки и стихи великого поэта. А пока мы
знакомимся с отрывками из них. Давайте вспомним, какие стихи А.С.Пушкина вы знаете? Я буду
показывать вам картинки, а вы вспомните стихотворение и выразительно расскажите его.
Дети читают отрывки, из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»).
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя».
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
« Ветер, ветер! Ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного».
Воспитатель. Ребята, в какой сказочной стране мы побывали? (Сегодня мы побывали в прекрасной
сказочной стране - Лукоморье ).
- О творчестве, какого поэта мы сегодня говорили? (О творчестве А. С. Пушкина)
- Что писал А. С. Пушкин? (А.С. Пушкин писал сказки, стихи).
(ребёнок читает стихотворение)
Сказки Пушкина мы знаем:
Любим очень, уважаем,
Изучаем наизусть,
В них живёт наш русский дух!
Вы сегодня все были молодцы, показали свои знания о нашем любимом поэте
А.С.Пушкине. Я думаю, после этого «путешествия» вы еще больше будете любить стихи и
сказки А. С. Пушкина. Они прекрасны и, что немало важно, поучительны. В них всегда
побеждает
добро.
Хочется,
чтобы
люди
ценили
добро
и
совершали
больше
добрых
поступков.
А
ещё хочется, чтобы все вы дружили с книгой.
Я
дарю вам раскраски, на которых изображены
сюжеты
из сказок
А.С.Пушкина.
Дети прощаются и уходят в группу.