Напоминание

РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ


Автор: Мельникова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №3 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мельникова О.А.,

РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

ЧТО ТАКОЕ ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ?

Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его

малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и

буквы. Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу

стало

рассматриваться

как

необходимый,

а

иногда

и

основной

показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка

дошколёнка

читать,

считать

и

писать

как

один

из

важных

показателей

«способного

ребенка»

и

свидетельством

того,

что

с

ребенком занимаются в семье.

Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать

слова

или

тексты,

но

и

точное

выразительное

изложение

собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста, т.е.

полноценное

овладение

ребенком письменной

речью. Этот

процесс

требует

высокого

уровня

развития

детей

как

речевого,

так

и

психологического, и физиологического.

Овладение письменной речью предусматривает:

наличие

у

ребенка

высокого

уровня произвольности (умения

управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение

отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей

собственной мысли),

— свободное

владение

лексическими

единицами

языка:

умение

почувствовать

нюансы

значения

слов,

в

том

числе

многозначных

(например,

а)

чистая

вода

=

прозрачная

вода,

б)

чистая

посуда

=

вымытая

посуда,

но

нельзя

назвать

«чистую»

посуду

«прозрачной»

посудой по аналогии с водой, в) чистый воздух = свежий воздух, но

нельзя сказать о нем «вымытый воздух»), умение отбирать необходимые

яркие и точные языковые средства для решения поставленной речевой

задачи,

уместное

использовать

в

речи

фразеологизмы,

пословицы,

поговорки, образные сравнения, синонимы, антонимы,

— свободное владение грамматическими единицами языка:

использование

в

речи

предложений

разных

конструкций

сложносочиненных,

сложноподчиненных,

с

однородными

членами,

с

прямой

речью,

умение

образовать

новые

слова

от

известных —

например, лес – лесник – лесной – лесничий – лесок

придумывание

новых

слов

по

аналогии:

учит

учитель,

строит

строитель,

пишет

кто?

(писатель),

воспитывает

малышей

кто?

(воспитатель), спасает людей – кто? (спасатель);

умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали

– приехали – отъехали – объехали – поехали — заехали и другие, утка

кря-кря – крякает – кошка мяу-мяу мяукает, но корова му-му – мычит) и

др.

— умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение)

в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг

с другом разными способами,

умение оценивать

выполнение

речевой

задачи, видеть

свои

достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНА РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ?

Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным

трудностям

в

овладении

им

в

школьном

возрасте

письменной

речью. Исследования

доказывают,

что

не

менее

трети

детей

с

трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют

недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения,

бедность

словарного

запаса,

грамматические

ошибки

(неправильное

согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.),

низкий уровень связности речи и др.

Овладение

грамотой

происходит

в

школе,

однако

часть

умений

формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в

детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.

Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее

речевое

развитие

дошкольника. Поэтому

подготовка

к

обучению

грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей

системой развития детской речи и ее сторон:

1.

фонетической (овладение звуковой стороной речи),

2.

лексической

(овладение

словарём

русского

языка:

развитие

активного

и

пассивного

словаря,

уточнение

словаря,

развитие

языкового чутья),

3.

грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),

4.

развития связной речи (умения строить диалог и монолог)

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ: ЦЕЛЬ

Современные дошкольные образовательные учреждения работают по

различным программам. Все комплексные программы имеют раздел,

посвященный развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте.

Кроме

того,

используются

парциальные

программы

и

технологии:

Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в

детском

саду»,

Рылеева

Е.В.

Программа

развития

самосознания

дошкольников

в

речевой

активности

«Открой

себя»,

Журова

Л.Е.,

Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников

грамоте» и другие.

Все современные программы развития речи дошкольников ставят перед

педагогами

следующую

цель

развить

«правильную»,

«хорошую»

устную речь дошкольников. Что при этом понимается под «правильной»

и «хорошей» речью:

— «Правильная речь» — речь, в которой все языковые единицы (звуки,

слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с

нормами языка, то есть без ошибок.

— «Хорошая речь» — речь лексически богатая, точная, выразительная, в

которой все слова употребляются с учетом ситуации общения ( т.е. с

учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение).

Овладение

дошкольниками

устной

речью

является

основой

формирования

коммуникативной

компетенции

как

базисной

характеристики

личности

ребенка,

обеспечивающей

благополучие

дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ: ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает

работу по нескольким направлениям:

1.Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой

дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой

выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации

и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.

2.Развитие

словаря

обогащение

и

активизация

словарного

запаса

детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях

общения,

отбирать

наиболее

точные

слова

и

выражения,

развитие

выразительной образной речи детей.

3.Формирование грамматического строя речи – практическое освоение и

использование

в

собственной

речи

разных

типов

словосочетаний

и

предложений,

способов

образования

новых

слов,

формирование

морфологической

стороны

речи

(изменение

слов

по

числам,

родам,

падежам, практическое усвоение наклонения глаголов – иди, беги, идем,

бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных в

разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др.)

4.Развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие

умения

строить

самостоятельные

высказывания

разных

типов

описание,

повествование,

рассуждение;

вести

диалог;

точно

формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь

собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Детей

учат

производить

звуковой

и

слоговой

анализ

слова,

состава

предложения,

знакомят

с

понятиями

«звук»,

«слово»,

«слог»,

« пр ед ложе ние » ,

« гла с ны й/с о гла с ны й

зву к » ,

« уд а р е н и е » ,

«твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук».

Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова .

Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова,

близкие/противоположные по значению. У детей также формируются

представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее

особенностях в разных типах текстов.

Все эти задачи решаются в увлекательной для детей форме, в играх и

занимательных заданиях.



В раздел образования