Автор: Мельникова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №3 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Раздел: дошкольное образование
Мельникова О.А.,
РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
ЧТО ТАКОЕ ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ?
Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его
малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и
буквы. Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу
стало
рассматриваться
как
необходимый,
а
иногда
и
основной
показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка
—
дошколёнка
читать,
считать
и
писать
—
как
один
из
важных
показателей
«способного
ребенка»
и
свидетельством
того,
что
с
ребенком занимаются в семье.
Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать
слова
или
тексты,
но
и
точное
выразительное
изложение
собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста, т.е.
полноценное
овладение
ребенком письменной
речью. Этот
процесс
требует
высокого
уровня
развития
детей
—
как
речевого,
так
и
психологического, и физиологического.
Овладение письменной речью предусматривает:
—
наличие
у
ребенка
высокого
уровня произвольности (умения
управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение
отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей
собственной мысли),
— свободное
владение
лексическими
единицами
языка:
умение
почувствовать
нюансы
значения
слов,
в
том
числе
многозначных
(например,
а)
чистая
вода
=
прозрачная
вода,
б)
чистая
посуда
=
вымытая
посуда,
но
нельзя
назвать
«чистую»
посуду
«прозрачной»
посудой по аналогии с водой, в) чистый воздух = свежий воздух, но
нельзя сказать о нем «вымытый воздух»), умение отбирать необходимые
яркие и точные языковые средства для решения поставленной речевой
задачи,
уместное
использовать
в
речи
фразеологизмы,
пословицы,
поговорки, образные сравнения, синонимы, антонимы,
— свободное владение грамматическими единицами языка:
использование
в
речи
предложений
разных
конструкций
–
сложносочиненных,
сложноподчиненных,
с
однородными
членами,
с
прямой
речью,
умение
образовать
новые
слова
от
известных —
например, лес – лесник – лесной – лесничий – лесок
придумывание
новых
слов
по
аналогии:
учит
–
учитель,
строит
–
строитель,
пишет
–
кто?
(писатель),
воспитывает
малышей
–
кто?
(воспитатель), спасает людей – кто? (спасатель);
умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали
– приехали – отъехали – объехали – поехали — заехали и другие, утка
кря-кря – крякает – кошка мяу-мяу мяукает, но корова му-му – мычит) и
др.
— умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение)
в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг
с другом разными способами,
—
умение оценивать
выполнение
речевой
задачи, видеть
свои
достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.
ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНА РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ?
Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным
трудностям
в
овладении
им
в
школьном
возрасте
письменной
речью. Исследования
доказывают,
что
не
менее
трети
детей
с
трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют
недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения,
бедность
словарного
запаса,
грамматические
ошибки
(неправильное
согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.),
низкий уровень связности речи и др.
Овладение
грамотой
происходит
в
школе,
однако
часть
умений
формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в
детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.
Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее
речевое
развитие
дошкольника. Поэтому
подготовка
к
обучению
грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей
системой развития детской речи и ее сторон:
1.
фонетической (овладение звуковой стороной речи),
2.
лексической
(овладение
словарём
русского
языка:
развитие
активного
и
пассивного
словаря,
уточнение
словаря,
развитие
языкового чутья),
3.
грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),
4.
развития связной речи (умения строить диалог и монолог)
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ: ЦЕЛЬ
Современные дошкольные образовательные учреждения работают по
различным программам. Все комплексные программы имеют раздел,
посвященный развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте.
Кроме
того,
используются
парциальные
программы
и
технологии:
Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в
детском
саду»,
Рылеева
Е.В.
Программа
развития
самосознания
дошкольников
в
речевой
активности
«Открой
себя»,
Журова
Л.Е.,
Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников
грамоте» и другие.
Все современные программы развития речи дошкольников ставят перед
педагогами
следующую
цель
–
развить
«правильную»,
«хорошую»
устную речь дошкольников. Что при этом понимается под «правильной»
и «хорошей» речью:
— «Правильная речь» — речь, в которой все языковые единицы (звуки,
слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с
нормами языка, то есть без ошибок.
— «Хорошая речь» — речь лексически богатая, точная, выразительная, в
которой все слова употребляются с учетом ситуации общения ( т.е. с
учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение).
Овладение
дошкольниками
устной
речью
является
основой
формирования
коммуникативной
компетенции
как
базисной
характеристики
личности
ребенка,
обеспечивающей
благополучие
дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ: ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает
работу по нескольким направлениям:
1.Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой
дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой
выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации
и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.
2.Развитие
словаря
–
обогащение
и
активизация
словарного
запаса
детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях
общения,
отбирать
наиболее
точные
слова
и
выражения,
развитие
выразительной образной речи детей.
3.Формирование грамматического строя речи – практическое освоение и
использование
в
собственной
речи
разных
типов
словосочетаний
и
предложений,
способов
образования
новых
слов,
формирование
морфологической
стороны
речи
(изменение
слов
по
числам,
родам,
падежам, практическое усвоение наклонения глаголов – иди, беги, идем,
бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных в
разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др.)
4.Развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие
умения
строить
самостоятельные
высказывания
разных
типов
–
описание,
повествование,
рассуждение;
вести
диалог;
точно
формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь
собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.
5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Детей
учат
производить
звуковой
и
слоговой
анализ
слова,
состава
предложения,
знакомят
с
понятиями
«звук»,
«слово»,
«слог»,
« пр ед ложе ние » ,
« гла с ны й/с о гла с ны й
зву к » ,
« уд а р е н и е » ,
«твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук».
Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова .
Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова,
близкие/противоположные по значению. У детей также формируются
представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее
особенностях в разных типах текстов.
Все эти задачи решаются в увлекательной для детей форме, в играх и
занимательных заданиях.